Skip to main content

Кузовной цех, основанный Джованни Бертоне в 1912 году, за более чем вековую историю своей работы подарил миру множество прекрасных автомобилей. Также она создала большое количество собственных проектов, о которых можно говорить только с восхищением. Это то, что мы будем делать. Выдающихся работ от Бертоне было так много, что мы разделили материал на две части.

Бертоне Пантера, 1968 год.

Эта концепция была создана для участия команды Brescia Corse в чемпионате мира по спортивным прототипам. В нем воплотилось множество передовых для того времени технических решений — бортовая электросистема на 24 вольта, бескамерные шины, гоночная подвеска.

Однако первое, что бросается в глаза при взгляде на машину, это огромное крыло, словно позаимствованное у самолета. Он возвышался так высоко над кузовом, что и не сразу можно было догадаться, что он принадлежит автомобилю: словно вылизанный до последней строчки концепт попал в руки любителю тюнинга из глубинки.

Дело было, конечно, в гоночной специфике и представлениях тех лет об аэродинамике — эта «лавочка», по замыслу конструкторов, должна была управлять прижимной силой. А имеющийся гидропривод позволял менять угол атаки гигантского крыла. Правда, в гонках машина никогда не ездила. Но через несколько лет переделанная «Пантера» превратилась в «Тигра»: получив двигатель V8 и лишившись огромного крыла, она выставлялась под именем Sbarro Tiger.

Bertone BMW 2800 Spicup, 1969 г.

Концепт-кар BMW 2800 Spicup, получивший свое название от синтеза слов Spider и Coupe, оказался откровенным провалом — на автосалоне в Женеве публика чуть не забросала машину помидорами.

Вскоре BMW избавился от этого существа, продав его какому-то фанатику творений Бертоне. Откровенно сырой (шоу-кар ведь!) автомобиль он, кстати, не ставил в коллекцию, а ездил на нем почти каждый день, намотав более 100 тысяч километров.

Потом машина исчезла и только недавно была найдена где-то в Голландии. Его тут же отреставрировали, перекрасили в зеленый цвет (прежний владелец перекрасил концепт в оранжевый) и разместили в музее Бертоне.

Бертоне Шейк, 1970 год.

Для любителей минимализма и действительно острых ощущений (например, когда хлещут по лицу ветки деревьев) туринские умельцы в 1970 году создали багги.

На шасси заднемоторного двухдверного купе Simca 1200 S поселился кузов, напоминающий озадаченную лягушку.

К сожалению, ничего более значимого, чем бурные аплодисменты посетителей Парижского автосалона, у этого проекта не получилось. Но у него были шины как у трактора.

Бертоне Нивола, 1990 г.

Нивола — это прозвище великого итальянского гонщика Тацио Нуволари, который бесстрашно крутил руль в 1930-х годах и выиграл бесчисленное количество гонок. Сам Фердинанд Порше называл Нуволари лучшим гонщиком прошлого, настоящего и будущего.

Bertone Nivola был построен на агрегатах Chevrolet Corvette ZR1 и был оснащен «злым» 5,7-литровым двигателем V8. Кузов представлял собой конструкцию из хромомолибденовых труб квадратного сечения размерами 4205х1980х1100 миллиметров.

Двигатель располагался за сиденьями, распределяя вес автомобиля на 40 процентов спереди и 60 процентов сзади, и развивал очень неплохие для начала девяностых 380 лошадиных сил. Это позволило концепту разогнаться до первой сотни километров в час за смехотворные 4,4 секунды.

Для преодоления бордюров и лежачих полицейских автомобиль оснастили запатентованной Way Assauto гидропневматической подвеской, которая позволяла приподнимать автомобиль на шесть сантиметров над землей. Подвеска могла похвастаться «умной фишкой» — электронной регулировкой, удерживавшей положение автомобиля над дорогой вне зависимости от нагрузки. Также среди интересных решений были быстросъемная крыша, убирающаяся в специальную нишу над моторным отсеком, и багажные отделения в дверях, которые открываются… снаружи. Наконец, прототип позволил получать удовольствие от вождения даже в статичном положении: сиденья были оснащены вибромассажером.

Nivola — не первый автомобиль, названный в честь Нуволари: в 2003 году Audi посвятила ему 600-сильный концепт-кар (слева), а в 1990 году небольшая мюнхенская компания EAM выпустила модель Nuvolari S1, выполненную в стиле 1930-е годы.

Бертоне Блиц, 1992 г.

Этот замечательный электромобиль продолжил традицию вертикальных дверей, начатую концептом Alfa Romeo Carabo. Он весил всего 650 килограммов, 260 из которых составляли батареи. Кузов изготовили специалисты компании Albatech, добившиеся выдающихся аэродинамических характеристик: коэффициент аэродинамического сопротивления Сх составил 0,19.

За шесть секунд до сотни электрокар разгоняла пара дружественных электродвигателей мощностью по 36 лошадиных сил каждый, а максимальная скорость составляла 130 километров в час. Запас хода ограничивался 100–130 километрами, после чего «Блиц» должен был простоять на выходе 4–6 часов.

Главная стилистическая «фишка» автомобиля — это, конечно же, передние крылья, открывающие очаровательный клюв а-ля спойлер болида Формулы-1. Автомобиль создавался для двоих, а пассажирское сиденье было сдвинуто назад относительно водительского, чтобы не давить локтями.

Бертоне ЗЕР, 1994 г.

Поскольку группа Bertone занимается не только дизайном, но и инжинирингом, в 1994 году компания представила рекордное спортивное снаряжение ZER — Zero Emission Record.

Конструкторам не разрешили создать кузов: над ним работали специалисты по аэродинамике. В результате коэффициент аэродинамического сопротивления Cx у ZER составил всего 0,11. Этот экологически чистый автомобиль весил 890 килограммов и имел передний привод. Он был оснащен двигателем мощностью 201 лошадиная сила.

В октябре 1994 года аппарат установил рекорд скорости среди автомобилей, не наносящих вреда природе серыми выхлопными трубами. На овале в Нардо с Оскаром Де Вита за рулем он смог разогнаться до 303,977 километра в час. Еще один установленный рекорд — это расстояние, пройденное электромобилем за один час: ZER смог «преодолеть» 199,882 километра.

Бертоне Пикстер, 1998 г.

Хочешь быть самым стильным фермером в мире? Изобретите машину времени и возьмите кучу отмычек на Женевский автосалон 1998 года. Там на стенде Bertone было выставлено нечто среднее между родстером и пикапом под названием Pickster. Машину разработали всего за три месяца, но получилось намного лучше многих долгостроев. Его дизайн был разработан Лучано Д’Амброзио.

Как вам узкие полоски передней оптики или задний «борт» с крылом? А огромный задний спойлер, который тоже несет функцию борта? Все это великолепие базировалось на платформе BMW 528, а под капотом устанавливался 3,2-литровый М-двигатель, выдающий 320 лошадиных сил. Кузов автомобиля опирался на 21-дюймовые колеса с шинами Michelin PAX.

Внутри — кожа и алюминий, а цветовая гамма запросто могла вызвать у неуравновешенного водителя психический срыв: все детали были окрашены в ярко-желтый и ярко-синий цвета. На сиденья, состоящие из пяти отдельных частей, могли без раздумий садиться только отъявленные смельчаки. Приборная панель с длинной и узкой ЖК-панелью дополнялась экраном навигационной системы Magneti Marelli.

Из Bertone Pickster мог бы получиться неплохой пассажирский универсал. Правда, тогда в Женеве его показывать не надо было, потому что сегодня это чисто австралийская история.

Бертоне БАТ 11, 2008 г.

Последний проект серии BAT (Berlinetta Aerodinamica Tecnica), который начался в 1950-х годах в сотрудничестве с Alfa Romeo, является BAT номер одиннадцать. Предполагалось, что он будет построен на платформе AlfaRomeo 8C Competizione, но подходящую копию суперкара приобрести не удалось. В итоге донором стал не менее амбициозный Maserati GranTurismo с V8 под капотом. Завораживающий концепт был впервые показан в неуправляемой версии на автосалоне в Женеве в 2008 году.

Неоготический концептуальный дизайн был одобрен Дэвидом Уилки, главным дизайнером Bertone в то время. Из-за вздернутых задних крыльев и «самолетного» салона машина попросилась в гараж Бэтмена. Пятиметровая концепция была уникальной в каждой детали, наполненной духом самого первого поколения BAT Франко Скальоне. Чего только стоит дизайн 21-дюймовых колесных дисков с карбоновыми «лепестками» спиц!

В то время Bertone переживала тяжелые времена, и собственных средств на создание подобных проектов у нее не было. Так что за возможность посмотреть на фотографии BAT 11 мы должны поблагодарить американского коллекционера Гарри Каберле, который профинансировал проект.

Бертоне Мантид, 2009 г.

Успех Nivola итальянские конструкторы решили повторить другим проектом с двигателем от Chevrolet Corvette ZR1. Разработанный Джейсоном Кастриотой, он сделал все возможное, взяв то, что, по его словам, было вдохновлено истребителями. Правда, при взгляде на Mantide скорее возникают ассоциации с инопланетянами.

Планету под колесами этого монстра вращает компрессорный V8 семейства LS9, выдающий 638 лошадиных сил. Максимальная скорость Mantide составляет 351 километр в час, а первую сотню суперкар разменивает за 3,2 секунды, что быстрее показателей донора (330 километров в час и 3,4 секунды соответственно).

Добиться выдающейся динамики удалось за счет полностью карбонового кузова, а также использования карбона в отделке салона и даже колесных дисках. Коэффициент аэродинамического сопротивления по сравнению с Corvette был снижен до 0,298, масса — на 100 килограммов, а прижимная сила увеличилась на 30 процентов.

Любой, кто готов заплатить два миллиона долларов за концепт, может наслаждаться совершенством.

Бертоне Нуччо, 2012 г.

К своему столетию компания подготовила концепцию Bertone Nuccio (Нуччио — прозвище сына основателя). На первых эскизах черно-оранжевый автомобиль демонстрировал единую линию капота, скрывающую 4,3-литровый V8 мощностью 480 лошадиных сил, лобовое стекло, крышу и багажник. По бокам линию обрамляли «ушки» завитков. Продолжил тему преемственности передней и задней оптики.

Чуть позже появился более приземленный эскиз. В салоне появились анатомические сиденья, а вместо заднего стекла за сиденьями обнаружился 26-дюймовый экран, транслирующий картинку с камер заднего вида. Спереди вдруг появились привычные «глаза», а на лобовое стекло лег символ практичности — дворник.

Самое интересное, пожалуй, это воздухозаборники: зачем ограничиваться парой крупных «дырок», когда можно вырезать их целую россыпь в кузове? Красиво и практично: в передний бампер при необходимости можно натереть свеклу.

Юбилейный ретро-автомобиль, кстати, тоже выставили на продажу за те же два миллиона. /м

Оставить комментарий