Skip to main content

За волшебной фразой «Buick Riviera» скрываются два ярких образа – суперэффектный «лодочка-хвост» третьего поколения и финальная версия из девяностых. Самая первая Ривьера прекрасна в своей чопорной элегантности, но, кажется, ее затмили ее преемники. Между тем об истории ее рождения можно писать книги и фильмы. Знаете ли вы, что изначально большая двухдверка даже не задумывалась как Бьюик, а косвенным виновником ее появления оказался Форд?

Самое интересное в американских автомобилях — это их создатели — капитаны и экипажи корпоративных кораблей, задавшие направление развития техники и стиля. Один из них – выдающийся дизайнер General Motors Харли Эрл. Уроженец Голливуда с внешностью импозантного мафиозного босса, он обладал художественным вкусом, творческим мышлением и явным чутьем на молодые таланты. В 1935 году Эрл нанял талантливого парня по имени Билл Митчелл, буквально сына дилера «Бьюик», окруженного техникой с колыбели.

Харли Эрл
Дженерал Моторс

Впоследствии Митчеллу предстоит сыграть одну из ключевых ролей в студии GM — он будет создавать или курировать такие знаковые автомобили, как Chevrolet Bel Air 1955–1957 годов, Corvette Stingray и вторую итерацию Camaro. За время его пребывания в должности появился большой роскошный Бьюик.

Билл Митчелл
Дженерал Моторс

Первая Riviera была представлена ​​как модель 1963 года, но мы вернемся на десятилетие назад. Вот чем прекрасна автомобильная «археология» — чтобы узнать подоплеку событий, следует броситься в глубь времени. Итак, середина пятидесятых. На улицах новый король – модный Ford Thunderbird. Пока потребители восхищались его атмосферой и деталями, маркетологи тихо сокрушались: двухместный салон, небольшой багажник и нескромная цена ограничивают спрос. Нам нужно было что-то более-менее похожее, но на четверых. Желание «испортить хорошую вещь» имело доказательную основу. Согласно исследованию рынка, T-Bird мог бы продавать сотни тысяч копий ежегодно, если бы у него было заднее сиденье. И было глупо не использовать эту возможность.

Форд Тандерберд
Пэт Дёркин/Википедия

Прагматичный директор марки Роберт Макнамара подтолкнул идею, и в конце 1957 года началось производство гораздо большего (длиной 5,2 метра) купе второго поколения. Пижонская, вычурная модель, получившая прозвище «Квадратная птица», имела успех — продажи достигли 92 843 в 1960 году. В ответ General Motors засуетилась и начала не слишком успешную контратаку с Oldsmobile Starfire и Pontiac Grand Prix. Плохо старались, вяло реагировали? На самом деле нет – параллельно в недрах концерна велись работы над другой машиной.

Форд Тандерберд Хардтоп
Сикнаг/Википедия

По воспоминаниям Билла Митчелла, занявшего пост вице-президента по дизайну в 1958 году, дилеры быстро сообразили, что происходит, и почти сразу же пожаловались на отсутствие у T-Bird конкурента. Популярные интернет-сайты называют Митчелла автором «Ривьеры», однако на самом деле все обстоит несколько сложнее. В середине 1959 года он обратился к руководителю небольшой студии Special Projects Неду Никлсу с просьбой придумать для Cadillac внешний вид «Буревестника-охотника». По инициативе Митчелла концепт был доработан с учетом особенностей автомобилей довоенной престижной марки LaSalle, созданной Харли Эрлом. На маэстро замыкается круг – как это символично!

Бьюик Ривьера
ТКОIII/Википедия

Билл Митчелл оценил акварельные рисунки полноразмерного кабриолета LaSalle II и лишь порекомендовал переделать его в купе с жесткой крышей и задней крышей в стиле Rolls-Royce. К весне 1960 года из глины вылепили модель и разработке присвоили внутризаводской индекс ХР-715. Вспомним, что в то время он был без семьи и племени – всего лишь «пластилиновая» идея. И ее пришлось приписать к одному из подразделений концерна.

Бьюик

Конечно, первым, куда Митчелл постучался, был «Кадиллак», но его тогдашний босс Гарольд Уорнер охладил пыл стилиста. Компания находилась на пределе объемов производства и не нуждалась в еще одном имиджевом продукте. Следующей остановкой был Шевроле. Вроде бы логично – массовый бренд и к тому же вечный конкурент Форда… Ан нет! Был также отказ от генерального директора Семена Кнудсена (того самого Кнудсена, который позже займет кресло президента Ford Motor Company, даст зеленый свет большому «Мустангу» и будет уволен). Компания распределяла ресурсы между основными направлениями и не горела желанием брать на себя дополнительную нагрузку.

Бьюик

Игрокам средней ценовой категории Джимми идея понравилась, но буквально каждый пытался вмешаться со своим неуместным творчеством. В книге Дэвида Криппена «Воспоминания об Уильяме Л. Митчелле» об этом написаны следующие строки: «Итак, Pontiac, Olds и Buick разрешили претендовать на него. У ДеЛореана Понтиака были сумасшедшие идеи, но я не позволил ему прикоснуться к машине. Они поставили точку в этой комнате! Джек Вольфрам из Oldsmobile хотел установить компрессор и сделать еще кое-что. Я сказал: «Ни за что».

Бьюик

Руководство Buick согласилось принять проект в первозданном виде и высокие эстетические вопросы явно здесь не при чем. Компания находилась в кризисе и остро нуждалась в спасателе. В середине пятидесятых годов оно прогремело на рынке, но вскоре из-за ряда просчетов продажи упали ниже отметки в 300 000 штук. Когда всерьез стало пахнуть керосином, у руля встал опытный Эдвард Роллерт, с характером сильным, как кремень. Ему пришлось очень постараться, чтобы новинка вышла под доверенным ему брендом: назревала нешуточная битва!

Бьюик

Вместо того чтобы благословить подразделение на новое достижение, исполком устроил соревнование между ним, Oldsmobile и Pontiac. На подробную презентацию с технической частью, рыночной стратегией и бюджетом всего банкета было отведено 60 дней. Роллерт привлек рекламное агентство Buick McCann-Erickson, и репортаж получился великолепным. Комиссия, однако, все же сумела потрепать себе нервы, выделив конкурсантам на вторую презентацию еще три недели. Однако Понтиаку и Олдсу это не помогло.

Бьюик

Предложение было окончательно одобрено весной 1961 года и названо Ривьерой. Впоследствии у историков возникнет мнение, что название сыграло негативную роль. Он известен с 1949 года и использовался, в том числе, на длиннобазных седанах Roadmaster и Super. Другими словами, ничего эксклюзивного это не предвещало.

Бьюик

В процессе подготовки к запуску возник ряд трудностей. Первое: Роллерт хотел довести машину до 1963 модельного года, на что главному инженеру Лоуэллу Кинтигу и его команде оставалось всего полтора года. Второе: Митчелл хотел увидеть что-то среднее между Ferrari и Rolls-Royce. Это вообще не было похоже на шутку.

Бьюик

Из-за нехватки времени особо не раздумывали, воспользовавшись имевшейся под рукой полноразмерной рамной платформой. Расстояние между осями сократили до 2972 ​​мм. Длина – 5283 мм – как у современного представительского седана.

Бьюик

Весьма сомнительно выглядела «Ривьера» как полноценное промежуточное звено между самыми роскошными британскими лимузинами и элитными суперкарами. Однако со скидками, оговорками и разными «но» — почему бы и нет! Строгие, лаконичные линии вызывали ассоциации с европейской техникой. Ричард Лэнгворт и Ян Норбей в своей книге «Полная история General Motors 1908–1986» даже описали купе как «гораздо более красивое», чем Thunderbird.

Бьюик

Конструкторы постарались привить шасси благородные манеры: оно было немного жестковатым по сравнению с «Т-Бирсом», но походка совсем не была неудобной, а барабанные тормоза диаметром 305 мм вселяли уверенность в водителя. Мощности тоже было достаточно. Базовый двигатель V8 Nailhead объемом 6,6 л (401 куб. дюйм) развивал мощность 330 л.с. Разгон до 97 км/ч (60 миль в час) был достигнут примерно за восемь секунд, максимальная скорость составляла около 185 км/ч. В качестве опции предлагался 345-сильный семилитровый (425 кубических дюймов) монстр.

Тино Россини / Википедия

Элегантный интерьер на самом деле несколько второстепенен, особенно по сравнению с парадным Тандербердом. Сжатые сроки и здесь сделали свое черное дело – художникам пришлось отталкиваться от уже существующей архитектуры передней панели серийных Бьюиков, а основные творческие вольности свелись к трапециевидной консоли и такому «спортивному» атрибуту, как пол. -установлен селектор «автомата». Динамичное настроение водителю создавали и два отдельных сиденья вместо одного вальяжного дивана.

Бьюик

В ту далекую эпоху производители не стеснялись что-то менять в автомобилях чуть ли не каждый год, и Ривьера в этом плане не является исключением. В 1964 году 6,6-литровый двигатель был упразднен, а семилитровый мотор в стандартной комплектации прокачали до 365 л.с. в версии Super Wildcat с двумя четырехкамерными карбюраторами Carter. По словам самих американцев, заметного прироста бодрости это не дало. На малых скоростях он вяло реагировал на нажатие педали газа, а когда проснулся и начал буйствовать, вся мотивация ушла в дым сгоревших покрышек. Зато стали устанавливать более приятно работающий трехступенчатый «автомат» Super Turbine 400.

Бьюик

Riviera 1965 года легко отличить от ранних купе по дизайну передней части — в ателье вспомнили о XP-715 и его характерной особенности, вроде фар в «гондолах» по краям кузова. Когда они закрыты моторизованными шторами, вид становится поистине зловещим. В гамму вернулся 6,6-литровый V8. Кроме того, покупателям предлагались два дополнительных пакета. Первый включал в себя «короткий» рулевой механизм, а также более жесткие пружины и амортизаторы. Второй, с многообещающим названием Gran Sport, включал в себя самоблокирующийся дифференциал, передаточное число главной передачи 3,42, спортивную выхлопную систему и широкие шины. Комбинация Super Wildcat и Gran Sport обеспечивала разгон до 97 км/ч за семь секунд и максимальную скорость около 210 км/ч. Это не свирепый маслкар, но он идеально подходит для стильного джентльменского туристического автомобиля.

Грег Гьердинген/Википедия

Американские фанаты обожают первое поколение. Некоторые убеждены, что «Ривьера» 1963–1965 годов заслуживает того, чтобы считаться одним из лучших проектов шестидесятых годов. Это утверждение спорно, хотя нельзя не признать, что Buick действительно создал утонченного, но при этом не невероятно дорогого представителя сегмента личного люкса. На момент запуска он стоил 4333 доллара и экономил 112 долларов по сравнению с базовым Thunderbird.

Бьюик

Недостатки включены. Расход топлива вызывал панику, а чувствительность к боковому ветру явно превращала поездку в непогоду в аттракцион. Однако какой американский автомобиль той эпохи абсолютно безгрешен? При всех своих ощутимых преимуществах «Ривьера» проиграла своему оппоненту, затмив другие линейки дивизиона: за первый год было продано 40 тысяч единиц — рекорд среди совершенно новых «Бьюиков». Всего 112 544 единиц за трехлетний период. Примерно вдвое меньше Thunderbird. Почему это случилось? Есть мнение, что это связано с неумелым маркетингом. Молодых смельчаков отпугивала высокая цена, а любителей китча и шика – отсутствие показной роскоши.

Бьюик Ривьера II поколения
Харлейрив / ВикипедияБьюик Ривьера III поколения
Грег Гьердинген/ВикипедияБьюик Ривьера IV поколения
Дженерал МоторсБьюик Ривьера V поколения
Грег Гьердинген/ВикипедияБьюик Ривьера VI поколения
Мистер Чопперс/ВикипедияБьюик Ривьера VII поколения
ИФКАР/ВикипедияБьюик Ривьера VIII поколения
Дженерал Моторс

История Buick Riviera завершилась осенью 1998 года. К тому времени сменилось восемь итераций, и, начиная с шестой, классическая компоновка уступила место переднему приводу. Эта революционная модель собрала приличный джек-пот, но ей даже близко не удалось победить Thunderbird.

Как бы то ни было, «Ривьера» стала одним из самых узнаваемых и почитаемых творений не только поверившей в нее марки, но и всего General Motors. В ее честь даже есть хорватский драматический фильм. Много ли в мире фильмов, названных в честь автомобилей, не считая, конечно, «Бумера»? Лично я помню Гран Торино с Клинтом Иствудом в главной роли. Опять этот Форд!… /м

Оставить комментарий