Большинство российских автомобилистов положительно оценили возможность информирования о нарушителях ПДД, которую планируют ввести через новую услугу в Госуслугах. Согласно исследованию портала Drom, две трети водителей (67 процентов) собираются подавать жалобы онлайн. Однако около половины из них готовы следить за порядком только при одном условии — что их «лично дергать не будут».
Треть респондентов отметили, что не собираются жаловаться на соотечественников. Причины были разными: 24% назвали эту практику «стукачом», а остальные 9% заявили, что не будут пользоваться сервисом из-за лени.
Наибольший процент водителей, готовых доносить на нарушителей, проживает в Москве и Санкт-Петербурге — около 80 процентов местных жителей высказались за. А вот в Забайкальском крае, Кемеровской области и Хакасии жаловаться собираются менее 60 процентов.
Опрошенные «Ъ» эксперты сомневаются в эффективности сервиса. По мнению руководителя общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константина Крохмаля, стоит ввести денежную компенсацию за «законный донос», как в Европе: например, если в результате жалобы водитель оштрафован на 5000 рублей, пользователь зачислил 500 рублей «на телефон».
Юрист общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько считает, что все жалобы должны проверяться, а это непросто, так как в суд нужно вызывать владельцев, которые могут просто не прийти. В результате 90-99 процентов жалоб будут отправлены напрасно, заключил он, если, конечно, не изменить законодательство.
Новый сервис, который будет создан на базе портала «Госуслуги», позволит сообщать о нарушениях без протокола: для этого достаточно фото или видео, загруженных через приложение на смартфоне. Поправки в законодательство, которые сделают возможной такую практику, Президент Владимир Путин поручил внести до 1 июня 2022 года.
Эксклюзив на страже