На выставке «Борьба за скорость» можно не только увидеть сами автомобили, но и узнать их историю, познакомиться с жизнью конструкторов и пилотов, посмотреть на редчайшие экземпляры и фотографии. «Харьков-Л2» — советский автомобиль-рекордсмен, разработанный и изготовленный в 1955 году конструктором и автогонщиком Эдуардом Осиповичем Лораном. Он предназначался для гонок в тестовых классах с малым объемом двигателя. Автомобиль установил 29 рекордов скорости в различных классах. Самая высокая скорость, достигнутая в классе 750cc. см. было 286,169 км/ч. Автомобиль имеет лонжеронную раму из труб, алюминиевые панели кузова, независимую торсионную подвеску, задний двигатель. «Харьков-Л3» — первый советский драгстер. Автомобиль для гонок на короткие дистанции со стартом с места. Разработан Эдвардом Лораном в 1965 году. Участвовал в гонках в тестовых классах с двигателями малого объема: от 245 до 558 куб. см. Компоновка автомобиля обеспечила максимальную загрузку задних колес: сиденье водителя сдвинуто назад, а за ним — двигатель и топливный бак. Автомобиль тормозит только сзади. «Эстония-18М» — гоночный автомобиль международной формулы «Восток»/национальной «Формулы-3». Это была модернизированная версия Эстония-18, выпускавшаяся в 1976 и 1977 годах. «Эстония-18М» имела радиаторы по бортам кабины и клиновидную носовую часть. С завода он оснащался двигателем ВАЗ-21011 рабочим объемом 1294 куб. см. Всего было создано 37 экземпляров «18М». Пилоты на этих машинах одержали восемь побед на этапах чемпионатов СССР, завоевали три золота, одно серебро и одну бронзу. А это Эстония-18. Автомобиль был разработан на Таллиннском экспериментальном авторемонтном заводе в 1971-1972 годах. «Эстония-18» и предыдущая модель «16М» составляли основу советских кольцевых гонок середины 70-х годов. А еще это первая советская гоночная машина, с которой связаны успехи спортсменов на международном уровне. В 1975 году Мадис Лайв первым среди советских спортсменов выиграл Кубок Дружбы социалистических стран по кольцевым гонкам, а Владислав Барковский занял второе место. Спортивный автомобиль «Киев», он же «Киев-Спорт», создавался в Киевском авиационном конструкторском бюро Антонова, где создавали самолеты Ан-2, Ан-24, Ан-124 и Ан-225. Автором автомобиля был инженер Юрий Земцов. Дизайн автомобиля изобиловал чертами, указывающими на его авиационное происхождение. Цельный неразборный алюминиевый корпус жестко крепился на раме из тонкостенных труб. В конструкции использовались некоторые детали самолета. Всего было изготовлено три экземпляра киевских автомобилей. Эстония-8, также известная как Тарту-1, была создана Антсом Зайлером по образцу британского Cooper-T49 Monaco. Британский спорткар стал главным соперником советских гонщиков на Невском кольце в 1961 году. Это были первые международные автомобильные гонки в СССР. Работы по Тарту-1 начались в 1962 году и закончились в 1963 году. Гоночные автомобили «Эстония-3» сыграли большую роль в развитии советского автоспорта. Попав в автоклубы ДОСААФ, они стали для многих пилотов первыми гоночными автомобилями в жизни. До наших дней дошел только один экземпляр автомобиля Эстония-3, восстановленный в Шаманской Мастерской. Всего с 1960 по 1962 год было построено 37 автомобилей, в том числе один прототип. ЗИЛ-112С — новейшая разработка спортивного автомобиля из числа скоростных автомобилей, созданных в лаборатории Завода имени Лихачева. ЗИС-112С участвовал в кольцевых гонках и гонках на рекорды с 1961 по 1970 годы. На фото машина 1962 года выпуска. ЗИС-112С были самыми мощными отечественными спортивными автомобилями своего времени. Мощность последней модификации 1969 года составляла около 300 л.с. «Эстония-25» стала первым отечественным серийным гоночным автомобилем с несущим шасси и предпоследней моделью советских гоночных автомобилей марки «Эстония». «Эстония-25» разработана на Таллиннском опытном авторемонтном заводе, выпускалась на малом предприятии «Кавор» с 1989 по 1994 год. Всего было изготовлено 66 автомобилей. А это Эстония-19, пришедшая на смену Эстония-18М в 1977 году. Гоночный автомобиль «Эстония-15» был создан в 1967 году специально для новой «Формулы 4» — категории для начинающих гонщиков, которая являлась переходным классом между картингом и «формулами». Модернизированная версия этой модели в 1970 году стала серийной и получила индекс «15М». На фото «Эстония-15М» 1970 года. Выставка «Битва за скорость» продлится до 9 октября 2022 года.
Первые советские драгстеры, рекордные и кольцевые автомобили, а также «формулы» времен СССР — раритетные экземпляры от Мастерской Шаманского можно увидеть в Москве, на ВДНХ. Необычная выставка «Борьба за скорость» расположена в изменяющемся выставочном зале музея «Гараж особого назначения» и посвящена рекордным и гоночным советским автомобилям.