Skip to main content

Двадцать лет назад, в январе 2002 года, Cadillac Cien был представлен на автосалоне в Детройте. Это смелый и футуристический автомобиль даже на сегодняшний день. И не только из-за дизайна: представьте, что главный премиальный бренд Америки выпускает 12-цилиндровый среднемоторный суперкар, построенный в лучших традициях европейской школы. С тех пор эта возможность стала еще более невероятной. А потом обдумывали и просчитывали осуществление серийного производства… А тут уже отказались.

Ранее мы рассказывали историю концептуального гиперкара Chrysler ME Four-Twelve, который так и не стал серийным из-за разрыва отношений между Daimler и Chrysler, а также ухудшения финансового положения концерна. Та же участь постигла и другую перспективную машину. General Motors пошла по очень похожему пути с идеей собственной среднемоторной модели. В этих архивных кадрах мы оглядываемся назад на Cadillac Cien, экстремальный 12-цилиндровый суперкар с передовыми технологиями, который был в пределах досягаемости для массового производства.

Какое совпадение: Chrysler ME Four-Twelve со средним расположением двигателя также остался всего лишь концептом. Впрочем, это не так уж и удивительно. Спасибо хотя бы за сам проект, ведь перед глазами Chrysler уже был пример подобной попытки, и то всего на пару лет раньше.

2002 г. На территории Евросоюза используется евро, а сборная Бразилии выигрывает чемпионат мира. Недавно представленный Lamborghini Murcielago — первый Lambo, созданный в сотрудничестве с Audi — постепенно распространяется по миру и становится главным ориентиром для суперкаров нового тысячелетия.

Однако не все было спокойно «в Датском королевстве» — Lamborghini всерьез волновалась, что машина, показанная в январе 2002 года на автосалоне в Детройте, не пойдет в серию. И эта машина была не новой Феррари — представленный в том же году Энцо был слишком дорог и слишком «ограничен» в обращении, — а американским Кадиллаком. Точнее — Кадиллак Сьен.

Однако Cien нельзя назвать чисто американским автомобилем — его дизайн разрабатывался в британской студии GM Advanced Design Studio. Что не мешает «Сиене» выглядеть чистокровным Кадиллаком: спереди есть трапециевидные прорези, образующие массивную решетку радиатора, а местами и утяжеленные пропорции, так что кажется, будто машина «прилипает» к земле, и, конечно, характерные, узкие задние фонари, отсылающие к плавникам Кадиллака середины прошлого века.

По словам концепт-дизайнера Саймона Кокса, при создании облика он вдохновлялся внешним видом истребителя F-22 Raptor: «В Cien мы постарались создать яркое, мощное выражение самой сути дизайна и технологичности. » И признался, что машина ему больше всего нравится, если смотреть сверху. «Концепт сочетает в себе мощность двигателя V12, выдающиеся пропорции и современный дизайн, в котором безошибочно угадывается Cadillac. Этот проект — лучший способ отметить прошлое, настоящее и, самое главное, будущее Cadillac», — добавляет Кокс.

Фраза о наследии Саймона Кокса сказана не случайно — ведь название Cien в переводе с испанского означает «сто», а сама концепция — подарок компании самой себе к столетию. К созданию прототипа подошли со всей ответственностью – несмотря на футуристический вид, машина была на полном ходу. Только некоторые ее электронные гаджеты существовали только на бумаге.

Двухместный среднемоторный спортивный купе типа тарга был построен с привлечением специалистов британской компании Prodrive, той самой, что строила раллийные Impreza и Lehman Aston Martin. В основе Cien лежит карбоновый монокок, обеспечивающий легкую и жесткую конструкцию. Кузовные панели также изготовлены из углеродного волокна. В то время Cadillac участвовал в гонках на выносливость с прототипами LMP01 и LMP02, поэтому обилие гоночных технологий не было неожиданным.

Хотя Cien весил всего 1400 килограммов, за спинами пассажиров сидел могучий 7,5-литровый XV12 Northstar. Полностью алюминиевый двигатель с двумя распределительными валами на ряд и непосредственным впрыском топлива развивал мощность 750 лошадиных сил и 610 Нм крутящего момента. Несмотря на то, что суперкары тех лет редко имели экологические «примочки», двигатель Cadillac имел запатентованную систему деактивации полуцилиндров (Active Fuel Management или DoD — Displacement on demand, «объем по требованию»). Что помогло Сиене быть не такой прожорливой.

Подвеска концепта, как и положено суперкару, была на двойных поперечных рычагах спереди и сзади, а коробка передач — роботизированная 6-ступенчатая, с возможностью переключения подрулевых лепестков. Тяга традиционно для суперкаров поступала на заднюю ось, а от нее на широкие шины Michelin размерности 335/30 ZR21. Передние катки стали заметно меньше — 245/35 ZR19, зато передние тормоза стали на 30 миллиметров больше — 390 против 360 сзади. Карбон-керамические диски и тормоза были изготовлены Brembo.

Точные динамические характеристики супер-Кадиллака неизвестны даже General Motors, но предполагалось, что Cien сможет разогнаться до «сотни» примерно за 3,5 секунды, а максимальная скорость превысит 350 километров в час. К сожалению, все предположения остались на бумаге — в середине 2002 года в General Motors признали, что у них не все в порядке с финансами, и что если концепт пойдет в серию, то он будет стоить около 3 миллионов долларов за штуку. Ну а в августе и вовсе сообщалось, что Cien останется концепт-каром — слишком дорого для компании выпускать такой сложный суперкар.

Сложность была не только в двигателе с отключенными цилиндрами. Цифровая приборная панель, камеры заднего вида, система ночного видения Night Vision, система адаптивной стабилизации StabiliTrak, система голосового управления Communiport — все это требовало долгой «доводки» в то время, когда даже полифония была не в каждом мобильном телефоне. А вот часы Булгари на приборной панели с самого начала работали без проблем.

В общем, проект свернули и положили на полку. Однако внешность Сиена оказалась настолько «вневременной», что он принял участие в съемках двух фильмов — «Остров» 2005 года (события в котором, кстати, разворачиваются в 2019 году) и «Трансформеры: Эпоха истребления». » в 2014 году. И стал неподкупным в таких играх, как Midnight Club 3, Test Drive Unlimited, Gran Turismo 4, 5 и 6 и Asphalt 9: Legends.

Жаль, что автомобильный мир не стал на один суперкар разнообразнее. Однако за 20 лет, прошедших с момента появления Cien, мы стали свидетелями возрождения и полного переосмысления бренда Cadillac. Сегодня это очень современные по духу модели, в которых консерватизм остался только в виде штрихов, дополняющих эпатажный образ.

Суперседаны серии Blackwing бросают вызов самым солидным «немцам» (особенно старшему CT5-V с его компрессорным V8 6.2 на 677 лошадей), но при этом сохраняют задний привод, позволяют заказать МКПП и до последнего игнорировали композитные тормоза. Но параллельно с этой высокооктановой вакханалией Cadillac готовит крайне интересные серийные электромобили…

Мы всему этому рады, но все равно жалко несбывшийся суперкар: второй раз в век электрических кроссоверов войти в эту реку уже не получится. /м

Оставить комментарий