Categories: Uncategorized

Чем мир обязан жене изобретателя автомобилей Карла Бенца?

На обложке этой статьи, конечно же, не фотография из оригинальной поездки, а современная реконструкция событий 1888 года. Кто эти господа, и почему они катят за колеса автофургон Карла Бенца? И куда делась фрау на самом первом (по патенту) автомобиле в истории? Сегодня мы поговорим о знаменательном для всего автомобильного мира эпизоде. Не будем повторять громких слов о «большом шаге для всего человечества», но отметим, что это был шаг прогрессивной и решительной женщины.

Берта Бенц

Сегодня, когда женщины, кажется, поровну делят с мужчинами все возможные профессии, автомобиль выглядит старомодным островком патриархата.

Согласитесь, при всем уважении, девушка за рулем такси вызывает удивление. О достижениях гонщиков не пишут романов и не снимают фильмов. Успехи Элишки Юноковой, Мишеля Мутона и Лейлы Ломбарди в далеком прошлом — их как будто и не было вовсе. Да, гонки — женщины на видных должностях в автобизнесе — это все-таки экзотика. Хотя Линда Джексон успешно руководила Citroen, а Мэри Барра по-прежнему возглавляет General Motors.

Получается, что история автомобиля — это чисто мужская территория? Нисколько. Не забывайте — если бы не женщина, о машине как таковой вообще бы никто не узнал. Большое спасибо, Берта Бенц!

Кадр из видео реконструкции 2018 года

Заслуги супруги Карла Бенца в создании «Моторвагена» — первого автомобиля в истории — принято считать эпизодическими. В лучшем случае роль второго плана. Стереотипная черта сильной любящей женщины, которая есть в судьбе каждого успешного мужчины. Честно говоря, мы не согласны с такой формулировкой. Справедливее считать Берту Бенц главной героиней, без которой картины бы не было.

Страница в дневнике

«Ну, что ты собираешься делать — опять девочка!»

Юная Берта Рингер случайно обнаружила такую ​​оскорбительную запись в дневнике своего отца. Искала что-то среди книг и наткнулась на строчку, которую мой обожаемый папа оставил давным-давно в свой день рождения!

Поймите правильно: герр Рингер, плотник по профессии, ставший крупным строительным подрядчиком и успешным игроком в сфере недвижимости, был неплохим человеком. Просто в середине 19 века к женщинам в обществе вообще относились иначе.

Сегодня это назвали бы сексизмом, а тогда даже уважаемые научные журналы не стеснялись в выражениях: «Совершенно очевидно, что «более легкий» мозг женщины не способен к восприятию точных наук». Много думать вообще считалось вредным и даже вредным, особенно для единственно важной миссии в жизни каждой женщины — реализации материнской функции.

Берте еще повезло. Да, отец мечтал о наследнике, но на воспитании девочек не экономил. Так она попала в Hilda-Gymnasium, лучшую школу для девочек в Пфорцхайме. И учили здесь не только вышивать крестиком. Любимым предметом Берты стало естествознание, и как только девочка оказалась на вокзале, ее глаза засветились от восторга при виде паровозов и вагонов. Просто сорванец в юбке!

Сложный выбор

К 20 годам из умной, любознательной девушки Берта превратилась в стройную, красивую, интеллигентную женщину. Кстати, с очень хорошим приданым. Очередь женихов выстроилась на пол-Пфорцхейма — не хочу выбирать. Но, по голливудским канонам, Берта влюбилась в бедняка…

Карл Бенц потерял отца в возрасте двух лет. Его мать единолично порвала себе вены на нескольких работах, чтобы обеспечить сыну достойное образование. И он не разочаровал. К 20 годам Карл с отличием окончил Политехнический институт Карлсруэ. Правда, одаренный и умный юноша понятия не имел, куда именно приложить свои таланты и энергию.

Карл Бенц

Бенц успел поработать в локомотивном депо, на заводе промышленного масштаба и в строительной компании. Он также увлеченно изучал новомодные взрывные двигатели, конструкции Ленуара и Отто, смутно фантазируя о возможных применениях.

«Мне кажется, что когда-нибудь эти моторы можно будет использовать в качестве движущей силы для кареты или повозки. Я думаю, из этого может что-то получиться…» Как и многие юноши, Карл вообще не умел разговаривать с хорошенькими женщинами. Случайно оказавшись в экскурсионном вагоне с симпатичной фройляйн, он не мог придумать ничего лучше, как поговорить о железяках…

Но все оказалось идеально. Берта — разумеется, это была она — сразу и бессознательно влюбилась в худенького ботаника, на душу которого, кроме диплома инженера, не было ни гроша.

Какой удар для Рингера-старшего! Не таким он представлял себе будущего зятя. Несмотря на все разговоры и увещевания, Берта поддержала свой выбор. Более того, она еще до свадьбы убедила отца предоставить в распоряжение мужа приданое. Карл как раз пытался купить у партнера долю в небольшой фабрике по производству металлообрабатывающих станков. Кто мог знать, что приданое фрау Бенц станет первым шагом на долгом пути к первому в мире автомобилю…

Верь в себя, игнорируй препятствия

Дорога была длинной и ухабистой. Маленькая фабрика мало что принесла Бенцам, но дети молодой пары ушли один за другим. Старшие сыновья Ойген и Рихард родились с разницей в год, еще через три в семье Бенц появится первая дочь, потом еще и еще… Помимо детских расходов значительная доля семейного бюджета шла на технические эксперименты Карла .

Если бы старый Рингер узнал, куда его зять сбрасывает приданое дочери, он бы выругался трехэтажным немецким матом. Берта лишь нежно обняла мужа, когда в канун Рождества 1879 года двигатель внутреннего сгорания, построенный Карлом, наконец-то заработал. Уже тогда до самой важной поездки в жизни фрау Бенц оставалось восемь с половиной лет…

Трудно назвать точную дату, когда Карл начал строить Motorwagen. Но каждый из этих дней он чувствовал поддержку и участие Берты, которая с самого начала верила в своего мужа. И это было не просто банальное «милый, у тебя все получится». Берта очень помогала в мастерской: когда нужно, давала инструменты, часто крутила педали швейной машинки, прикрепленной к динамо-машине — так заряжались аккумуляторы, и вообще никогда не боялась испачкать руки машинным маслом. И все это не считая обычных семейных дел и обязанностей.

Наконец, хмурым вечером осени 1885 года Берта первой хлопнула в ладоши, когда первый в мире автомобиль самостоятельно проехал первые несколько метров…

В дороге, в дороге…

В Голливуде на этом месте уже построили бы счастливый конец. После 15 лет проб, ошибок и жизни почти впроголодь Карл и Берта наконец находят свое Эльдорадо — изобретенный и построенный автомобиль, который делает их знаменитыми и богатыми. Сложный? Да, но ничего подобного.

Неуверенный в себе, всегда сомневающийся, размышляющий по поводу или без, Карл был прирожденным инженером, но очень плохим бизнесменом. Даже получив патент на свое изобретение и поездив по городу на «Моторвагене», Бенц не особо в него верил спустя два года после постройки автомобиля. Его не устраивало то одно, то другое, то третье. Больше всего Карл боялся, что машина не понравится людям и никто не захочет ее покупать: «Нет, я этого не переживу»…

Сколько еще он будет топтаться на месте, изображая муки перфекциониста? Шесть месяцев, год, дольше? Берта, как могла, подбадривала мужа, уверяя, что машина достаточно хороша, но в конце концов поняла, что для того, чтобы дело двигалось, нужно нечто более сильное, чем слова…

Ранним утром 5 августа 1888 года Берта встала рано и украдкой разбудила своих старших сыновей. Все было заранее обговорено с Ричардом и Ойгеном. Вместе они открыли ворота и, стараясь не шуметь, оттолкнули «Моторваген» на несколько десятков метров от дома. Лишь бы не разбудить ничего не подозревающего мужа! Только тогда ребята повернули колесо огромного маховика, и одноцилиндровый мотор застрекотал, как гигантская швейная машинка.

План был прост и смел одновременно. Берта давно собиралась навестить любимую маму. Зачем покупать билет на поезд? Чуть больше ста километров от Мангейма до дома Рингеров в Пфорцхайме можно осилить и на машине! Она ничего не сказала Карлу. Он бы никогда не согласился на такое безумие.

«Дорогой, мы в порядке»

И да, это было безумием. Сегодня сто километров за рулем — детская игра. Но в 1888 году даже в Германии не было дорог с твердым покрытием, а конструкция Motorwagen, мягко говоря, не подходила для дальних поездок.

Вот так скромно выглядит путь Берты Бенц на карте Германии. Однако в конце 19 века это было целое путешествие Берта Бенц покупает топливо в аптеке

Только представьте, в машине, к примеру, не было бензобака. Топливо заливалось прямо в карбюратор, а запас хода был более чем скромным. Двигатель заглох уже в Вислохе — примерно через 30 километров после старта. Ничего страшного — Берта пошла в аптеку и деловито попросила 10 литров нафты, бензиносодержащего растворителя, вполне подходящего в качестве топлива. С тех пор аптеку в Вислохе называют первой в мире заправочной станцией.

Если бы это был конец приключения! В испаритель системы охлаждения приходилось регулярно доливать воду. Фрау Бенц прочистила засор топливопровода шпилькой, а искровой провод индукционной катушки заизолировала чулочной подвязкой. К помощи со стороны пришлось обратиться только на самом финише — в Бауслоте местный сапожник сделал новую кожаную накладку для тормозной колодки.

Не удалось победить только неспособность Моторвагена взобраться на горку — двигатель упорно глох под нагрузкой. Ничего страшного — мама осталась за рычагом управления, а Ричард и Ойген вытолкнули машину на склоны.

Позже это станет причиной первого в мире рестайлинга. По совету жены Карл добавит к простейшей трансмиссии автомобиля понижающую передачу, или, как он сам ее называл, «Hill Climbing Device».

Мемориальный маршрут Берты Бенц

Безлошадная повозка Бенце въехала в Пфорцхайм в сумерках. Первым делом Берта бросилась на почту — отбить телеграмму мужу: «Дорогой, я с мамой. Все хорошо».

Реплика первого автомобиля в музее Mercedes-Benz в Штутгарте.

Теперь это действительно был счастливый конец. Пару недель спустя Карл наконец набрался смелости и отправил Motorwagen на выставку в Мюнхен. Как оказалось, за золотую медаль. И вскоре в офис «Бенца» постучит учтивый и находчивый француз: «Приятно познакомиться, меня зовут Эмиль Роже, и я хочу стать вашим торговым представителем в Париже»…

Но это, как вы понимаете, совсем другая история… /m

Recent Posts

Какую модель Audi с пробегом лучше купить?

Какую модель Audi с пробегом лучше купить? Покупка автомобиля с пробегом это всегда ответственное решение.…

Распространенные неисправности форсунок BMW: причины и решения

Распространенные неисправности форсунок BMW: причины и решения Автомобили BMW славятся своей производительностью, роскошью и инженерным…

Прокат автомобилей премиум-класса в Москве с TOPCAR

Прокат автомобилей премиум-класса в Москве с TOPCAR Когда речь заходит о том, чтобы ощутить роскошь,…

Система видеонаблюдения и мониторинга состояния водителя MONTRANS DVR

Система видеонаблюдения и мониторинга состояния водителя MONTRANS DVR:предотвращение аварий и экономия на топливе MONTRANS DVR…

VIN Decoder: инструмент для получения информации об автомобиле

VIN Decoder — это удобный и востребованный сервис, позволяющий получить полнуюинформацию об автомобиле на основе…

Lada Iskra 2025: раскрыты ориентировочные цены на модели

Уже несколько дней в Сети идет оживленное обсуждение анонсированной АвтоВАЗом новинки. Речь идет о Lada…