### [BMW XM](https://motor.ru/news/bmw-concept-xm-30-11-2021.htm) Больше всего негативных отзывов в последнее время получает BMW. Недавний концепт получил противоречивый вид, и не без критики. Высказался даже экс-стилист марки Фрэнк Стивенсон: создатель BMW X5 [раскритиковал](https://motor.ru/news/bmw-xm-concept-10-01-2022.htm) Смотри ХМ. Он обратил внимание на чрезмерно подчеркнутые колесные арки, короткий передний свес, обилие линий, создающих путаницу, и маленькую головную оптику, визуально еще больше увеличивающую огромные «ноздри». Вид в профиль Стивенсон назвал «самым нелепым» в автомобильном дизайне прошлого века. Плюсов стилист нашел только два: это спускающийся к колесным аркам капот, а также черная полоса сбоку, соединяющая дверные ручки и создающая ощущение порядка. Дизайнер сделал несколько предположений, почему баварцы выбрали именно такой почерк. Возможно, они делают «уродливые автомобили», чтобы вернуть старый стиль и порадовать клиентов, или они хотят создать что-то особенное из непривлекательных особенностей. Однако может оказаться, что они просто «сумасшедшие». При этом сам производитель пообещал, что серийная версия будет похожа на концепт примерно на 90 процентов. ### [Maserati MC20](https://motor.ru/lab/maseratimc20.htm) Уже упомянутый Фрэнк Стивенсон за свою творческую биографию тоже работал в Maserati: он стал автором дизайна GranSport и MC12, а также сотрудничал со студией Pininfarina для создания Quattroporte и GranTurismo. Неудивительно, что он не мог обойти вниманием суперкар MC20. Стивенсон [оценил](https://motor.ru/news/stephenson-about-mc20-08-11-2020.htm) Внешний вид новинки на 7,5 по десятибалльной шкале. Стилист похвалил решение сделать кузов двухцветным и обратил внимание на продуманность элементов интерьера — например, стулья с графикой. Дизайнеру не нравились слишком простые задние фонари — зато можно было вспомнить «бумеранги» купе 3200 GT. В целом Стивенсон счел внешний вид модели слишком мягким, что не очень хорошо для такой мощной машины. Он также раскритиковал цифровизацию салона: по его мнению, гораздо интереснее аналоговые приборы и физические кнопки. ### [BMW i3](https://motor.ru/testdrives/bmwi3s.htm) Стефан Зилафф, бывший главный дизайнер Bentley (осенью прошлого года он стал вице-президентом по глобальному дизайну Geely Auto Group) похвалил баварских коллег за смелость, но [признался](https://motor.ru/news/ugly-bmw-i3-22-03-2020.htm), что кажется ему довольно спорным, например, хэтчбек i3. Zilaff считает, что потребители находят компакты совершенно уродливыми. Дизайнер отметил, что [Taycan](https://motor.ru/testdrives/elektro-porsche-na-gonochnom-treke-svoi-ili-chuzhoi.htm) можно легко узнать Порше, и модели [Tesla](https://motor.ru/testdrives/tesla-1.htm) имеют очень сдержанный вид. С профессиональной точки зрения смелость создателей i3 вызывает у него восхищение, но покупатели вряд ли разделят это мнение. При этом самих баварцев в облике своих автомобилей все устраивает. [По мнению](https://motor.ru/news/bmw-design-03-04-2021.htm) бренд-менеджер Оливер Ципсе, электромобили конкурентов слишком похожи друг на друга, а у BMW по-своему: ее клиенты чего-то хотят специальный. Главный дизайнер Домагой Дюкец пустился в философские рассуждения: мол, «красивый» и «некрасивый» — категории субъективные. ### [Lamborghini Countach](https://motor.ru/news/countach-lpi-800-4-hype-20-08-2021.htm) В прошлом году Lamborghini [возродила](https://motor.ru/lab/countach.htm) культовый Countach. Поначалу все шло хорошо: партия в 112 экземпляров быстро разошлась по предзаказам, а в официальном ролике снялся автор внешнего вида оригинальной модели Марчелло Гандини. Однако позже [опубликовал](https://motor.ru/news/marcello-gandini-lamborghini-countach-25-10-2021.ht) открытое письмо, в котором он отрекся от проекта. Дизайнер признался, что не имеет отношения к новинке и не давал добро на ее выпуск. По его мнению, суперкар не имеет ничего общего с оригинальным Countach. Гандини подтвердил, что весной 2020 года он говорил с главой дизайн-центра фирмы Митей Боркертом о гипотетической дани, но о производстве и продаже автомобилей речи не шло. Машина лишена духа новаторства, а возрождение противоречит принципам, заложенным Гандини в ДНК марки. ### [«Ноздри» BMW](https://motor.ru/news/bmw-grille-10-10-2021.htm) Дизайнеры BMW слышали много негативных отзывов о своей работе после появления гигантских «ноздрей» на новых моделях. [Высказался](https://motor.ru/news/bmw-grille-avtovaz-25-09-2020.htm) и создатель ВАЗ-2110 Владимир Ярцев. Экс-дизайнер АвтоВАЗа признался, что еще в 2005 году сам думал о подобном элементе и создавал эскизы 3-й серии в кузове Е90 с «вытянутой» в высоту решеткой радиатора. Однако результатом своего эксперимента он остался недоволен: ему даже стало стыдно за такую идею. Теперь ему стыдно за своих баварских коллег. Дизайнер BMW Домагой Дюкеч [заявил](https://motor.ru/news/bmw-design-03-02-2021.htm), что перед маркой не стояла задача «радовать весь мир». Главное, по его словам, для прогрессивного и инновационного бренда выпускать автомобили с «яркими отличительными чертами, не присущими другим автомобилям». Удлиненные «ноздри» появились еще в 1930-х годах на родстере 328, а спустя почти столетие производитель вернулся к этому приему, но уже в другом виде. Сначала в концепт пошла огромная решетка [iNEXT](https://motor.ru/news/bmwinext-reveal-17-09-2018.htm) — предвестник серийного [iX](https://motor.ru/news/bmw-ix-reveale-11-11-2020.htm), а затем и другие модели. ### БМВ [X2](https://motor.ru/testdrives/bmwx2long2.htm), Х4 и [X6](https://motor.ru/testdrives/bmw-x6-m-vs-porsche-cayenne-coupe.htm) БМВ тоже «пришла» от главного дизайнера Ауди. К слову о купе-кроссовере. [e-tron Sportback](https://motor.ru/news/audi-e-tron-sportback-20-11-2019.htm), Марк Лихте нескромно назвал творение своей команды самым красивым автомобилем с таким типом кузова. Но стилист не любит подобные BMW. BMW X6 2008 года по сути открыл новый класс, который производитель назвал Sports Activity Coupe. За прошедшее время аналогичные модели появились у многих других компаний, а BMW добавила в модельный ряд Х2 и Х4. Лихте [похвалил](https://motor.ru/news/respect-bmw-15-12-2019.htm) конкурентов для создания нового сегмента, но не видит в баварском кросс-купе никакой красоты. Поэтому сам дизайнер долго работал над тем, чтобы e-tron Sportback получился по-настоящему гармоничным. ### [Lada Niva Travel](https://motor.ru/testdrives/lada-niva-travel.htm) Российские дизайнеры редко создают новинки, но и критики в чести. Автору ВАЗ-2121 и ВАЗ-2123 [не понравилась](https://motor.ru/news/niva-travel-design-28-01-2021.htm) Lada Niva Travel, пришедшая на смену Chevrolet Niva. Валерий Сёмушкин пожалел, что был вынужден ругать коллег, но модернизацию внедорожника посчитал неудачной. Он получил общую форму кузова и громоздкую переднюю часть, не сочетающуюся с боковинами, а также множество стыков, углублений и углов, которые после выезда на бездорожье придется очищать от грязи. По словам стилиста, светодиодные фонари теряются на фоне других деталей, а колесные арки вызывают ассоциации с самодельным тюнингом. Семушкин похвалил только форму фар. В целом новинка произвела на дизайнера впечатление непрофессиональной работы. Он также пожалел, что обновление свелось к изменению внешнего вида, хотя нужно было модернизировать силовой агрегат, а также снизить уровень шума и вибраций.
Дизайн-студии автопроизводителей усиленно работают над внешним видом автомобилей, постоянно придумывая новые возможности. Однако не все стилистические эксперименты оказываются удачными: некоторые творения не находят понимания у публики, а появление новинок критикуют все кому не лень. Широкая публика обычно говорит в терминах «нравится/не нравится», но иногда даже стилисты забывают о профессиональной солидарности и говорят создателям спорных автомобилей все, что думают. Вспомним несколько примеров, когда дизайнеры не одобряли (или частично одобряли) работу своих коллег.