В конце июня Nokian и Michelin объявили об уходе с российского рынка, но их решение не приведет к дефициту каучука в стране, считает оператор системы цифровой маркировки и прослеживаемости «Честный Знак». На складах в России около 77 миллионов шин, а при среднемесячном потреблении в четыре миллиона этого хватит как минимум на 19 месяцев, то есть более чем на полтора года. Больше всего в стране зимней резины, как шипованной, так и нешипованной.
По оценкам CRPT, в настоящее время на складе имеется 30 миллионов зимних шин, которых хватит на 18 месяцев. Летних шин около 24 млн, то есть запас минимум на 22 месяца. Также у дистрибьюторов накопилось 8,5 млн экземпляров всесезонных шин — это еще 22 месяца. На складах находится 14 миллионов других шин — этого достаточно, чтобы обеспечить автовладельцев шинами на 15 месяцев.
«Запасы будут пополняться за счет оставшегося производства и импорта в стране. Таким образом, уход Nokian и Michelin с российского рынка не приведет к дефициту ни в одной категории шин», — сказал Реваз Юсупов, заместитель генерального директора Центра регионального развития Реваз Юсупов.
Этот прогноз соответствует расчетам CRPT, сделанным «Честным знаком» в начале апреля. На тот момент на складе был 61 млн шин для легковых автомобилей и 18,1 млн шин для грузовиков, а это было около 17-24 месяцев.
И у Nokian, и у Michelin есть заводы в России — первый находится во Всеволожске Ленинградской области, а второй — в поселке Давыдово Орехово-Зуевского района Московской области и выпускал 1,5–2 млн шин в год.
Помимо этих двух предприятий, в стране до марта работал завод японской компании Yokohama, который находится в Липецкой области. Эта компания не объявила о своем уходе с рынка, но предупредила, что шины производиться не будут из-за сложностей с доставкой комплектующих из-за рубежа. Также в России есть два завода Pirelli, в Воронеже и Кирове, их работа также была ограничена ранней весной. Британская Bridgestone, в свою очередь, приостановила производственную деятельность в Ульяновске.
Continental также производит шины в России, на заводе в Калуге. В марте завод простаивал, но в апреле производство возобновилось, хотя и временно. Тогда компания заявила, что выпускает шины исключительно для «гражданского назначения».
Шины из будущего