Гран-при Эмилии-Романьи состоялся лишь в третий раз, но сама трасса в Имоле, безусловно, хорошо известна всем любителям Формулы-1 — с 1981 по 2006 год здесь проходил Гран-при Сан-Марино. Формула-1 вернулась в Имолу в разгар пандемии сначала как временный вариант замены пропущенных мероприятий, а затем и на постоянной основе. А вот нужна ли чемпионату эта трасса — большой вопрос. То же самое относится и к квалификационным «спринтам».
Хотя гонка Формулы-1 в итальянской Имоле проводится уже в 30-й раз, лишь однажды, в 1980 году, она носила статус Гран-при Италии. Во все остальные сезоны национальный Гран-при Италии принимал Монцу, и трассе, названной в честь Энцо и Дино Феррари, приходилось использовать другой статус. Долгое время это была гонка под эгидой Сан-Марино — микрогосударства всего в 75 километрах от Имолы, но теперь этап назван в честь местности, где расположен город — Эмилия-Романья.
Именно этот «второстепенный» статус стал основной причиной того, что Формула-1 попрощалась с Имолой 15 лет назад. Затем чемпионат вернулся к своей первоначальной формуле «одна страна — один Гран-при», к счастью, от желающих принять самые быстрые машины планеты не было отбоя. Возвращение исторической трассы в календарь, безусловно, вызвало приступ ностальгии у болельщиков со стажем, но со временем становится все более понятно, что без «пандемических» ограничений нет особых причин держать эту гонку в календаре. .
Трасса совершенно не подходит для современной Формулы 1. Даже 30 лет назад, когда машины были гораздо меньше и легче, бороться за позиции здесь было непросто. Теперь на почти 5-километровой трассе осталось ровно одно место, где можно дождаться обгона – стартовая прямая перед эске, возникшей на месте печально известного поворота Тамбурелло (здесь в 1994 году разбился Айртон Сенна). Остаток круга пилоты вынуждены следовать друг за другом, не имея шансов атаковать, так как трасса слишком узкая, а прямые слишком короткие.
Видимо, чтобы как-то разнообразить зрелище, организаторы чемпионата выбрали Имолу для первого этапа этого сезона, который проходит по особому формату — с квалификационной гонкой, которая с этого года называется просто «спринт». В такие выходные в пятницу проходит квалификация, а в субботу пилоты выходят на старт короткой гонки, третью часть основной дистанции, и именно в этом спринте определяются стартовые позиции на воскресенье.
Новый формат, появившийся год назад, вызвал массу нареканий, но «формульные» власти упорно продолжают его лоббировать, ведь две гонки за уик-энд позволяют собрать больше зрителей, чем одна. В прошлом сезоне таких уик-эндов было три, в этом году планировалось увеличить это количество до шести, и только возмущенные голоса команд, для которых такие спринты только увеличивают затраты и риски, заставили организаторов сделать шаг назад и оставить количество «спринтов» одинаковое. Помимо Имолы, аналогичный формат уик-энда ждет нас также в Австрии и Бразилии.
Идея спринтерских гонок звучит интересно на бумаге — чтобы зрители увидели больше драк колесо на колесо, вместо бесконечных тренировок. Но на практике все оказалось не так весело. Это наглядно продемонстрировал Гран При Эмилии-Романьи — в пятницу мы увидели яркую квалификацию, в которой из-за дождя позиции пилотов перепутались. А затем, в субботнем спринте, проходившем в сухую погоду, гонщики на лучших машинах методично отыгрывали преимущество. Так что стартовая решетка основной гонки в воскресенье выглядела крайне уныло.
Да, в субботу мы даже увидели борьбу за лидерство — Макс Ферстаппен, потерявший первую позицию на старте, лучше держал шины на дистанции и к концу спринта смог атаковать и обогнать Шарля Леклерка. Но это означало лишь то, что в воскресенье у Макса будут лучшие шансы на победу — и он блестяще ими воспользовался. Второй старт ему удался гораздо лучше первого, после чего действующий чемпион ринулся вперед, не позволяя ни на секунду усомниться в своей победе.
Во многом это произошло еще и потому, что тыл голландца надежно прикрывал Серхио Перес. Этого бы не произошло, если бы гонщики стартовали в том порядке, в котором гонщики финишировали в квалификации, поскольку мексиканец был лишь седьмым по скорости. Но он позволил ему отыграться и начать гонку третьим. В итоге первый круг превратился для Ferrari в настоящую катастрофу — Леклерк пропустил не только Переса, но и McLaren Ландо Норриса, а Карлос Сайнс столкнулся с другим McLaren, Даниэлем Риккардо, застрял в гравии и сошёл с дистанции.
Спасти интригу мог только дождь, но и с ним Формуле-1 в итоге не повезло. Дождь действительно начался в Имоле, но за три часа до старта, и закончился ближе к гонке. Это означало, что нам пришлось начинать гонку на просыхающей трассе, а гоночная траектория высыхала быстрее, чем остальной асфальт. Благодаря этому гонщики Red Bull Racing, стартовавшие на нечетных позициях, имели преимущество перед автомобилями Ferrari на четных, а уже через несколько кругов на трассе образовалась четкая «колея», по которой можно было ехать очень быстро, но при малейшей попытке отклоняясь от него, летчик терял скорость.
Вдобавок к этому, поскольку гонка проходила под дождем, дирекция гонки не разрешила использовать систему DRS, что еще более усложняло обгон. Пелотон превратился в локомотив, в котором обгоны происходили лишь в исключительных случаях. Льюис Хэмилтон смог испытать это на себе, застряв на 14-м месте после AlphaTauri Пьера Гасли. Хэмилтон смог ехать быстрее, но обогнать француза не смог. К тому же фортуна в очередной раз отвернулась от него — на второй половине дистанции руководство гонки включило DRS через несколько секунд после того, как Льюис проехал точку обнаружения. А на следующем круге Гасли догнал Williams Алекса Албона и сам прошел квалификацию DRS. Скорости Пьера даже с открытым крылом не хватило для атаки британца, но теперь и Хэмилтон не мог его обогнать.
Со своей стороны, Льюис делал все, что было в его силах – старался как можно раньше попасть в аэродинамический «мешок» за Гасли на стартовой линии, пытался догнать его слева и справа, но каждый раз был вынужден чтобы выпустить газ. Длины главной прямой просто не хватило, а об атаке на торможении можно было даже не думать, ведь для этого нужно было выходить на мокрый асфальт.
Кстати, на 14-м месте Хэмилтон оказался не по своей воле. Да, он плохо квалифицировался и ничего не сыграл в спринте, но после старта поднялся на 11-е место, что открывает перед ним реальные перспективы финишировать по очкам. Однако во время единственного пит-стопа Льюис пал жертвой поспешности альпийской команды, выпустившей Эстебана Окона после замены шин прямо на Хэмилтоне. Дело даже дошло до небольшого контакта, и Льюис потерял сразу три позиции. Окон был наказан за этот инцидент и после финиша опустился в протоколе ниже пилота Mercedes, но вряд ли это утешило.
На фоне мучений семикратного чемпиона мира особенно ярко выглядел его напарник – Джордж Рассел также не прошел квалификацию, но все же стартовал чуть выше Хэмилтона, избежал неприятностей и получил так называемый «чистый воздух». Новичок Mercedes обогнал Кевина Магнуссена из Haas в начале гонки и большую часть оставшейся части гонки ехал в полном одиночестве. Лишь ближе к концу гонки его обогнал Валттери Боттас, выступавший теперь за Alfa Romeo, но теперь характер трассы сыграл на руку Mercedes — обогнать финну не удалось.
Леклерк стал второй жертвой трудностей с обгоном в Имоле. В конце гонки он заехал в боксы за новым комплектом шин Soft. Red Bull Racing не захотела отдавать монегаску инициативу в борьбе за лучший круг гонки и ответила ему тем же. Разрыв между Шарлем и Пересом резко сократился, у лидера чемпионата есть шанс финишировать на более высокой ступеньке пьедестала.
Однако попытка набрать темп обернулась ошибкой в шикане Variante Alta, развернувшейся и ударившейся о защитный барьер. Леклерку повезло, что подвеска машины не пострадала, хотя ему все же пришлось съездить в боксы, чтобы поменять переднее антикрыло. В результате он откатился на девятое место и сумел подняться только на шестое за оставшиеся несколько кругов. Так что вместо 15 очков и он, и вся команда «Феррари» заработали всего восемь, а ошарашенный от счастья Норрис поднялся на подиум вместо Леклерка.
Все это, конечно, было только на руку Red Bull Racing — однако максимально возможного результата они добились и без помощи соперников. Подобным достижением Макс Ферстаппен ответил на Большой Шлем Шарля Леклерка в Австралии – и не где-нибудь, а на трассе Энцо и Дино Феррари! Серхио Перес добавил свое второе место, так что с учетом спринта Red Bull Racing забирает у Имолы 58 очков из 59 возможных. На счету Скудерии всего 20, и большинство из них выиграно в субботу.
Одна из главных причин, по которой Формула 1 снова и снова возвращается, чтобы провести несколько Гран-при в Италии, кроется в местных болельщиках – неистовых, искренне преданных автоспорту тифози, готовых заполнять трибуны столько раз, сколько до них дойдет чемпионат. На этот раз, конечно, они были не очень счастливы. Но зрители по всему миру были не менее разочарованы. Современная Формула 1 уже успела приучить нас к острой борьбе за лидерство, с обгонами и контратаками. И посмотрите на вереницу машин, следующих друг за другом… Для этого у нас есть Монако. /м