Skip to main content

Революционный — второе название «Гранд» первого поколения. Jeep бросил перчатку роскошному Range Rover и заставил соотечественников выглядеть сельскими простаками. Его любили по обе стороны Атлантики за мощь, харизму и нетривиальные технические решения. Наш юбилейный ностальгический обзор не только содержит известные факты, но и проливает свет на малоизвестные страницы биографии культовой модели.

За годы работы в корпорации Chrysler знаменитый топ-менеджер Боб Лутц успел натворить дел. Он инициировал разработку суперкара Dodge Viper. За время его правления большой пикап Dodge Ram прошел путь от банальной «тележки» до щеголя с первоклассным дизайном. Наконец-то родился Jeep Grand Cherokee. Сам Лутц презентовал автомобиль весьма экстравагантно: он врезался им в окно центра Cobo Hall, где проходил Детройтский автосалон.

«Я был тогда президентом Chrysler и был за рулем. Мэр Детройта Коулман Янг сидел рядом с ним. Все крупные издания опубликовали фото нового внедорожника, пробирающегося в Кобо в брызгах битого стекла. Трюк привлек внимание к машине, а мы потратили лишь часть бюджета обычного запуска. Но шоу оказалось не таким безрассудным, как может показаться. Нам нужно было получить разрешение от управляющих зданиями и одобрение мэрии на участие мэра в, казалось бы, рискованном предприятии в интересах корпорации», — сказал Лутц в интервью Road & Track.

Мало кто догадывался, что за несколько дней до презентации в целях безопасности рабочие заменили прочное стекло на более хрупкое, легко разбивающееся. Миниатюрные заряды размещались по всему периметру. Синхронный дистанционный подрыв в момент удара мгновенно превратил окно в миллионы осколков ради красивых кадров.

Мероприятие в стиле голливудского экшена явно намекало на характер Grand Cherokee. Он сломал общепринятые границы и внес серьезные коррективы в стандарты сегмента среднеразмерных внедорожников. Дилеры Chrysler мечтали об оружии против Land Rover. Хотел? Возьми!

Джип Чероки Пионер

История модели уходит корнями в конец семидесятых, когда корпорация American Motors, владевшая Jeep, пела вместе с Renault. Французский партнер приобрел долю в AMC и назначил Франсуа Кастена ответственным за разработку новых автомобилей с опытом разработки гоночных двигателей для Формулы-1 и 24 часов Ле-Мана. Именно он руководил созданием оригинального Cherokee XJ. Grand планировался как преемник и должен был дебютировать в 1989 году, но двумя годами ранее American Motors сменила Chrysler, и концепция изменилась.

Глава Chrysler Ли Якокка приказал отложить выпуск внедорожника второго поколения. Большое шоу было отложено. Вместо загадочной новинки выкатились модернизированные минивэны и… Jeep Concept 1, предвестник серийного Grand Cherokee ZJ. Крайслеры не стали вычеркивать из гаммы старый и довольно хорошо продаваемый Cherokee, и тем самым спасли славную модель. Что сказать, мудрое решение!

Джип Концепт 1

Основные проектные работы выполнялись специалистами AMC (American Motors Corporation). Неизвестно, какие силы они призвали на помощь, но результат их деятельности удивляет и по сей день. Jeep не только здорово отличался от младшего брата, но и затмевал таких конкурентов, как Ford Explorer и Chevrolet Blazer.

«Grand Cherokee устанавливает новые стандарты характеристик дорожного покрытия, управляемости и комфорта для внедорожников. Он смещает планку в сторону лучших современных спортивных седанов», — представил свое детище Франсуа Кастен. Громкое заявление, хотя, конечно, технический специалист и его подопечные определенно добавили американской «кувалде» европейский лоск.

Для большего статуса и премиальности заложено увеличение размера. Колесную базу подтянули с 2576 мм у маленького «чирка-кирпича» до 2690 мм. Длина увеличилась с 4288 мм до 4539 мм. Запас места на заднем диване, ширина спереди на уровне плеч, объем багажника, размер задних дверных проемов – все это увеличилось.

Принципиальное отличие «Джипа» от прямых соперников в первую очередь заключалось в принципиальном дизайне. Blazer и Explorer были основаны на шасси рамы пикапа, а ZJ был разработан на собственной платформе со встроенной рамой. Неразрезные мосты не только сзади, но и спереди также отличали Grand Cherokee от конкурентов. Особенно от Ford с его дико похожей на ножницы системой Twin Traction Beam.

Внедорожное шасси научили вполне сносным манерам, конечно, с поправкой на класс и эпоху. Как позже вспоминал инженер по подвеске Ян Шарп, поначалу между командой Jeep и инженерами Delco не было взаимопонимания. Однако все закончилось благополучно: правильно подобранные калибровки сотворили чудо. «Я совершил быструю смену полосы движения на скорости около 96 км/ч — машина вела себя идеально и оставалась полностью под контролем. Потом попробовал маневр на 105 км/ч, потом на 113 км/ч и 120 км/ч. Разница между балансом, управляемостью и чувством уверенности в машине была значительной. Думаю, тогда многим американцам открылись глаза на потенциал тюнинга амортизаторов», — вспоминал Шарп в одном из своих интервью.

Сначала Jeep выпускался с 4,0-литровой рядной шестеркой AMC (190 л.с. и 305 Нм). В сентябре 1992 года компания выпустила топовую версию с 5,2-литровым нижним двигателем Chrysler V8 Magnum (220 л.с. и 386 Нм) в паре с усиленным четырехступенчатым «автоматом» 46RH. Ничего подобного еще не было в сегменте средних моделей целиком с шестикотловыми двигателями.

Многие были в восторге от тяговитого агрегата с завораживающим душу утробным низкочастотным рыком. Но не Шарп: «Я во главу угла ставил ходовые качества и поначалу выступал против установки V8 в Grand Cherokee, потому что это ухудшило бы управляемость. Когда вам нужно повернуть, G8 хочет, чтобы вы ехали прямо. В этом плане гораздо предпочтительнее более компактный рядный шестицилиндровый двигатель. В итоге пришлось согласиться, что V8 лучше, но не для руления».

Действительно, младшая версия лихо расправилась с Ford Explorer, Chevy Blazer, Nissan Pathfinder и Toyota 4Runner в таких дисциплинах, как разгон, торможение, в том числе на мокром покрытии и в поворотах. Например, он разогнался до 97 км/ч (60 миль в час) за 10,21 секунды, опередив Explorer на 0,45 секунды, а Toyota — на целых 3,79 секунды.

Сильное, если не сказать смертельное, достоинство «гранда» — многообразие вариантов полного привода. Пока оппоненты зевали примитивной системой подзарядки, шестицилиндровая модификация удивила раздаточной коробкой Selec-Trac (NV242). Межосевой дифференциал позволял работать со всеми ведущими колесами без каких-либо ограничений. При этом были предусмотрены режимы 2WD (включен только задний мост), 4Part Time (дифференциал заблокирован) и 4Lo (включена понижающая передача, дифференциал заблокирован). Восьмицилиндровый Jeep оснащался штатной раздаточной коробкой Quadra-Trac (NV249) с демультипликатором и частичной блокировкой межосевого дифференциала вискомуфтой.

Салон уже давно стал слабым звеном многих автомобилей из США. Это признает и автор этих строк, много лет ездящий на американских автомобилях. Дизайн часто так себе, а материалы отделки — тушите! Это не относится к Гранд Чероки. Его внутреннее пространство намного лучше, чем у одноклассников по дизайну и качеству. Интерьер, сделанный с любовью, вовсе не производил впечатление наспех слепленного из подручных средств в ближайшем сарае.

Удобства также заслуживают высокой оценки. Выше стандартного оборудования находится версия Laredo с тканевой обивкой, электрическими стеклоподъемниками, кондиционером и хромированной решеткой радиатора. Наиболее требовательным предлагался вариант Limited. Решетка радиатора и обвес в цвет кузова, особый дизайн колес, золотые шильдики, кожаный салон, передние сиденья с электроприводом и подогревом, зеркала заднего вида с подогревом, люк с электроприводом, 120-ваттная акустика Infinity Gold с шестью динамиками и прочие атрибуты роскоши.

В 1995 году новый распределительный вал увеличил крутящий момент «восьмерки» до 407 Нм, а в базовую комплектацию вошли дисковые тормоза на всех колесах. Шикарная версия Orvis Edition (суть расширенного Limited) превзошла большинство внедорожников на рынке. Кто еще может похвастаться зелено-кремовым кожаным салоном с красным рантом?! Другие его уникальные особенности включают зеленый цвет кузова, сдвижное стекло задней двери, которое стало опцией для других модификаций с 1996 года, увеличенный дорожный просвет и буксировочные крюки.

Для экспортных европейских рынков модификация оснащалась итальянским дизелем VM Motori объемом 2,5 л (114 л.с. и 300 Нм). Такие удушители производились на предприятии в Граце, Австрия.

Хотя годовая статистика продаж на исторической родине уступала таковой у Explorer, они стабильно превышали 200 000 экземпляров. Автомобиль оценили не только американские покупатели. Он завоевал любовь российского криминала и стал одним из самых ярких символов «лихих девяностых». А как это рекламировало кино! Так, например, на первом Grand Cherokee ездил «круглый» — колоритный гангстер с блестящей рожей из фильма «Братец», обсыпанный жизненными шутками и прибаутками. «Возьми ношу на себя, чтобы не упасть при ходьбе», да.

На ЗЖ выкатился главный герой драмы «Бандитский Петербург» Виктор Палыч Говоров, известный в определенных кругах под творческим псевдонимом «Антибиотик». Хитрый, коварный старик, блестяще сыгранный Львом Борисовым, тонко чувствовал настроение эпохи: «В наше время, Сережа, можно украсть велосипед и все свое здоровье отдать в тюрьму, а можно украсть вагоны и всегда оставаться на плаву». . В России воровать поезда гораздо безопаснее, чем велосипеды, это я вам специально говорю. » Ну, вы понимаете. Джип стал завершением образа. Вишенка на торте. Как могли его создатели подумать, что все обернется именно так?…

В 1996 году грянуло крупное обновление. Дизайнеры внесли коррективы в обвес, бамперы, головную оптику и решетку радиатора, полностью изменили интерьер. В таком виде «гранд» довольно долго выглядел великолепно. Представьте, как задыхалась она тогда, в момент своего появления!

К сожалению, не все обновления принесли пользу. Раздаточная коробка NV249 с постоянным распределением крутящего момента между осями была заменена на систему с регулированием крутящего момента с автоматическим подключением переднего моста через вискомуфту при пробуксовке задних колес. С одной стороны, он не требовал дополнительных действий и поэтому вполне подходил обычному пользователю. С другой стороны, вискомуфта — не самое быстрое устройство в мире. К тому же есть мнение, что система все-таки не слишком подходила для серьезного бездорожья. Хотя с этим машина не была беспомощна: были предусмотрены понижающая передача и блокировка вискомуфты.

Передний мост Dana 30 сохранился. Заднюю Dana 35C на восьмицилиндровых джипах сменила Dana 44. Сама по себе она достаточно надежна, но версия для «грандов» отличалась алюминиевым кузовом, разрушавшимся при больших нагрузках.

Гранд Чероки 5.9 Лимитед

В 1998 году в конце производства выстрелил загруженный 5.9 Limited, один из самых быстрых внедорожников конца прошлого века. Сейчас Громовержца помнят только страстные поклонники, а жаль. Предшественник культового SRT достоин почета и уважения. Единственными внешними особенностями являются функциональные воздухозаборники в капоте, немного другая решетка радиатора, пятиспицевые колесные диски особого дизайна и хромированная насадка выпускного тракта. И очень ограниченная цветовая палитра — Deep Slate Black, Stone White и Bright Platinum Grey для рынка США. Европейский вариант был дополнительно окрашен в цвета Forest Green и Deep Amethyst.

Главный козырь и гордость суперверсии — свирепая V-образная «восьмерка» объемом 5,9 литра (245 л.с. и 468 Нм). Компания Motor Trend, которая тестировала монстра, разогнала его до 97 км/ч (60 миль в час) за 6,8 секунды. Целых 1,4 секунды быстрее, чем машина с двигателем пятерка и двойка! Могучий Grand Cherokee мог соперничать с мощным Camaro SS 396 конца 1960-х годов и конкурировать с безнаддувным 3,0-литровым купе 2JZ-GE Toyota Supra.

За тридцать лет Jeep успел пять раз сменить поколение, пережил значительные инженерные метаморфозы и стал намного совершеннее. А ведь именно ZJ, пусть и покрашенный веником, с гнилыми порогами и обшарпанным салоном часто вызывает у автовладельцев улыбку и приступ ностальгии: «О, раньше умели делать машины». Магия? /м

Оставить комментарий