Skip to main content

Обычно сближение миров автомобилей и самолетов происходит на уровне аллегорий, но семьдесят лет назад американцам это удалось сделать почти буквально. Символично, что на дворе стояла эпоха «детройтского барокко» — великолепный дизайн в авиационном стиле. Огромные внушительные баржи V8 нескромного водоизмещения могли похвастаться тоннами хромированного декора и оперениями а-ля реактивный истребитель. На фоне этой ярмарки тщеславия революционный проект General Motors выглядел чудом техники, застрявшим между землей и небом.

На самом деле имя Firebird не связано с воздухоплаванием. Он принадлежал четырем поколениям некогда известного поникара Pontiac, ближайшего родственника Chevrolet Camaro. Подопытный и ныне забытый тезка появился тринадцатью годами ранее и наверняка порадовал бы самого Жюля Верна. Символично, что его создала художница Джима Харли Джарвис Эрл, романтик и мечтатель с индивидуальным видением прекрасного.

Харли Эрл за рулем Buick Y-Job 1939 года выпуска, который считается первым концептуальным автомобилем.

В молодые годы уроженец Голливуда мог бы стать кинозвездой и сыграть роль какого-нибудь мафиози или политика – с его эпатажной внешностью это не составило бы труда. Но Эрл выбрал семейный бизнес и пошел по стопам отца, который сначала занимался изготовлением конных экипажей, а затем переключился на кузова автомобилей.

ЛаСаль Купе

Обстоятельства не только благоприятствовали сотрудничеству с General Motors, на это были согласны абсолютно все звезды. Харли Джарвис продолжал руководить семейным бизнесом Earl Automotive Works даже после того, как его приобрел дилер Cadillac Дон Ли. В один поистине прекрасный день автосалон посетил генеральный менеджер Cadillac и один из основателей кузовного цеха Fisher Body Лоуренс Фишер. Он познакомился с творчеством Эрла и увидел в молодом человеке, которому чуть за тридцать, интеллигентного мастера, творческую личность и подходящего кандидата на роль дизайнера первой модели люксового бренда LaSalle, ныне давно умершего.

Седан LaSalle от Fisher

Series 303 чем-то напоминал Hispano-Suiza H6, но со временем маэстро перестал оглядываться по сторонам. В 1939 году отдел Эрла сорвал крышку с обтекаемого Buick Y-Job, фактически первого концепт-кара в истории. Десять лет спустя Cadillac выпустила Series 62 третьего поколения с небольшим хвостовым оперением в стиле двухмоторного тяжелого истребителя Lockheed P-38 Lightning. Дизайн Фрэнка Херши. Сегодня его мало кто помнит.

Кадиллак 62 клуб купе

С этого момента авиационные мотивы захватили воображение дизайнерских центров. На сцену вышли творения талантливого художника корпорации Chrysler Вирджила Экснера, почти не уступающие по помпезности продукции GM. Пик «детройтского барокко» пришелся на вторую половину пятидесятых, когда гигантским хвостовым плавникам вторили задние фонари а-ля ракетные сопла, а заодно и тематический декор на боковинах. И здесь позвольте мне обратить ваше внимание на интересное обстоятельство: General Motors действительно мечтала о чем-то очень близком к самолетам. Они исследовали землю, экспериментировали и почти открыли дверь в альтернативную реальность.

Концепт-кар GM Firebird I

Firebird I (первоначально назывался XP-21) — дитя романтической эпохи, когда завтрашний день казался ярким, высокотехнологичным и реактивным, а смелые пророческие заявления лились из каждого утюга. В качестве примера и небольшого лирического отступления можно привести статью в The Tacoma News Tribune от 11 апреля 1953 года с заголовком «В будущем телефонам не будет конца». В нем президент Pacific Telephone & Telegraph Co. Марк Салливан поделился фантастически точными мыслями о мобильных устройствах с видеосвязью.

Концепт-кар GM Firebird I

Но вернемся к Жар-птице. Он напоминал уменьшенную версию палубного перехватчика Douglas F4D Skyray с треугольным крылом, установленным на четырех колесах. Не больше и не меньше. В своей статье «Я мечтаю об автомобилях» для The Saturday Evening Post Харли Эрл рассказал об истоках нетривиального дизайна.

Концепт-кар GM Firebird I

«Firebird вдохновляет меня своим происхождением. На нашем шоу Motorama 1953 года главным автомобилем мечты был Le Sabre. И сразу после того, как его впервые показали представителям компании, я отправился в путешествие на самолете. Я открыл журнал и увидел фотографию нового самолета Douglas Skyray. Это удивительный корабль, и он мне так понравился, что я вырвал картинку и засунул ее во внутренний карман своего пальто. Сопровождавший меня представитель GM подошел, чтобы поздравить меня с Le Sabre. — Но что ты будешь делать в следующем году? — он спросил. В то время я понятия не имел, но похлопал себя по карману, где лежал образ Skyray: «Он прямо здесь». Это была шутка, я просто отвечал на его вопросы в похожей манере. А потом бинго! В результате, как видите, получилась Firebird, копия дорожного самолета».

Концепт-кар GM Firebird I

Работа Эрла и его ребят напоминает слова художника Бретта Дилосанто из книги «Колеса» Артура Хейли. Вот послушайте: «…вам скажут, что в модель автомобиля нельзя вносить кардинальных изменений. Отныне, говорят, мы будем лишь вносить небольшие доработки и развивать существующие конструкции. Но именно так думала газовая промышленность до того, как Эдисон изобрел электричество. А я утверждаю, что в дизайне планируются фантастические изменения. И одна из причин в том, что скоро мы получим потрясающий новый контент».

Концепт-кар GM Firebird I

Проект General Motors выходил за рамки стилистических излишеств и в первую очередь служил исследовательской платформой для погружения в малоизвестную тогда область аэродинамики наземных транспортных средств. Практически точная копия в масштабе была отправлена ​​в Калифорнийский технологический институт для испытаний в аэродинамической трубе и создания оптимальной формы корпуса, расчета тормозных щитков и углов атаки хвостового оперения.

Концепт-кар GM Firebird I

Внешнее сходство со Skyray требовало особой силовой установки. А здесь именно так: под стеклопластиковым «фюзеляжем» находится газотурбинный двигатель. До рождения Firebird компания GM несколько лет разрабатывала агрегат GT-300 для испытаний на грузовиках и автобусах. Истребитель-прототип получил двигатель GT-302 Whirlfire Turbo-Power с частотой вращения холостого хода 8000 об/мин и мощностью 375 л.с. при 26000 об/мин. Масса – 351,5 кг, что составляет 31 % массы машины.

Концепт-кар GM Firebird I

Вот как Дэвид Темпл описывает устройство и как оно работает для Mechanix Illustrated. «В носовой части «Жар-птицы» находится 132-литровый стеклопластиковый топливный бак, а сразу за кабиной — двухсекционный газотурбинный двигатель с газогенератором и силовой частью, соединенными гибким валом. Первый фактически заменяет двигатель внутреннего сгорания и насосное колесо гидротрансформатора АКПП, а второй — турбинное колесо, трансмиссию и дифференциал заднего моста.

Концепт-кар GM Firebird I

Реактивная установка приводит самолет в движение за счет выброса газов (реактивного дутья). Напротив, двигатель Firebird направляет свои выхлопные газы через турбину, которая напрямую связана с задними колесами через трансмиссию. Газогенераторная секция состоит из ротора компрессора и турбинного колеса на общем валу. Воздух, поступающий в компрессор, сжимается под давлением, в 3,5 раза превышающим атмосферное давление. Затем он поступает в две камеры сгорания и нагревается до более чем 800 градусов. Горячий газ от турбины газогенератора приводит в действие турбину силовой части. Это, в свою очередь, приводит в движение заднюю ось через двухступенчатую планетарную коробку передач».

Концепт-кар GM Firebird I

Расчетная скорость виднелась где-то за 320 км/ч и значительно превышала рекордное достижение британского газотурбинного Rover JET1 (152,691 мили в час или 245,7 км/ч). Но не очень удачная поездка вице-президента GM и генерального директора отдела исследовательских лабораторий Чарльза МакКуэна на испытательный полигон в Аризоне отбила всякое желание испытать его. После того, как турбина набрала большие обороты, «жар-птица» полетела на полном ходу. МакКуэн отпустил педаль акселератора перед поворотом, но не учел, что такой тип установки не обеспечивает торможение двигателем. Тормозить было некогда, и в результате «Жар-птица» перевернулась. Пилот был ранен, но выжил благодаря подголовнику и ремням безопасности, а «ракета» была отремонтирована и выставлена ​​на выставке Motorama 1954 в фешенебельном нью-йоркском отеле Waldorf Astoria.

Концепт-кар GM Firebird I

Дорожный боец ​​оказался страшным? Нисколько! По словам трехкратного победителя Indy 500 и инженера Мори Роуза, участвовавшего в разработке, Firebird управляем и стабилен. Несмотря на «сырость» конструкции, передняя торсионная подвеска на двойных поперечных рычагах и задняя «Де Дион» позволили добиться достойного поведения. Тормозная система весьма интересна: барабаны диаметром 11 дюймов размещены не внутри, а снаружи колеса для максимально быстрого и эффективного отвода тепла.

«С абсолютной искренностью я могу сказать, что сам автомобиль — выдающееся произведение как с точки зрения стиля, так и с точки зрения инженерии», — сказал Роуз в статье Motor Life.

Концепт-кар GM Firebird II, Харли Эрл

Концепция газотурбинного автомобиля настолько захватила сотрудников General Motors, что в 1956 году они представили Firebird II (XP-43). На этот раз не для эгоистов, а во имя… семейных ценностей! Длина самолетоподобного кузова с четырехместным салоном составляет почти шесть метров. Whirlfire GT-304 (203 л.с. при 28 000 об/мин) эффективнее, экономичнее и тише предыдущего монстра, а температура выхлопных газов снизилась до уровня двигателя внутреннего сгорания.

Концепт-кар GM Firebird II

Вторая итерация оказалась в определенном смысле пророческой. Дело не в газомасляных камерах вместо пружин и амортизаторов с возможностью поддерживать постоянный дорожный просвет вне зависимости от нагрузки. Не в экспериментальных дисковых тормозах. И даже не в кондиционере, который жизненно необходим в стеклянной кабине с «парниковым эффектом». Доктор Лоуренс Хафстад, вице-президент исследовательских лабораторий GM, и его команда практически оборудовали Firebird II беспилотными технологиями и интегрировали ее в автоматизированную дорожную инфраструктуру будущего.

Для автономного движения водитель включает тумблер и «вписывается» в транспортную систему с импульсными планками. Поступающие электронные сигналы управляют рулевым управлением, ускорением и торможением через бортовой компьютер. Люди тем временем занимаются своими делами, читают книги, смотрят телевизор или просто смотрят по сторонам. Немаловажную роль в футуристическом шоу играют операторы диспетчерской – по легенде, они помогают с поиском свободных номеров в придорожных мотелях, а также могут контролировать уровень топлива и работу двигателя, синхронизировать скорость и направление движения, или, в в случае неисправности дистанционно направить автомобиль в безопасное место.

Концепт-кар GM Firebird III

В 1958 году Харли Эрл покинул General Motors и оставил в своем наследии Firebird III, «автомобиль совершенно нового типа, который можно использовать, чтобы добраться до стартовой площадки Луны». Кстати, само джеимовское чудо напоминало космический корабль с полусферами кабины и семью хвостовыми стабилизаторами.

Концепт-кар GM Firebird III

Более компактному и легкому газотурбинному ГТ-305 (228 л.с. при 33 000 об/мин) с улучшенным на четверть КПД ассистировал двухцилиндровый алюминиевый двигатель мощностью 10 л.с. для привода пневматической подвески, кондиционера и других электрических и гидравлических бортовых систем. Не напоминает ли это отдаленно схему секвентальных гибридов, когда ДВС никак не связан с колесами, а является лишь генератором для тяговой батареи?

Концепт-кар GM Firebird III

Без круиз-контроля и антиблокировочной системы тормозов, входящих в комплектацию Firebird III, немыслима современная техника. А вот экзотический джойстик Unicontrol, с помощью которого самолет разгонялся, разворачивался и тормозил, пока не нашел применения.

Концепт-кар GM Firebird III

Довольно странно среди этого хайтека видеть балки мостов на подрамниках, но тут есть нюанс: передний и задний газомасляные упругие элементы совмещены между собой для повышения плавности хода, уменьшения возмущений от дорожного покрытия и поддерживать постоянный дорожный просвет.

Концепт-кар GM Firebird IV

Четвертая Firebird 1964 года будет вынесена за скобки, так как это нефункциональная компоновка. Хотя, конечно, красиво! /м

Оставить комментарий