Skip to main content

В самом конце 1990-х этот нашумевший дебютант, казалось бы, вернул Великобританию на уровень рукопожатий автомобильных держав мира. Увы, краткий момент славы Rover 75 оказался лебединой песней независимой британской автомобильной промышленности. Как он получился таким крутым и чем можно объяснить его провал? Отвечаем на главные вопросы из личного дела «семьдесят пятого».

Кто это?

Бирмингемский международный автосалон осенью 1998 года обещал возрождение британской автомобильной промышленности. Именитые Jaguar и Rover — тогда еще не под одной крышей — представили совершенно новые модели. Правда, Jaguar S-type, как оказалось, ничего из ряда вон выходящего не предлагал — только дизайн в актуальном на тот момент ретро-футуристическом стиле. А вот Rover 75, наоборот, стал заявкой на возвращение в высший эшелон автомобилестроения.

Ягуар S-тип Ягуар S-тип Ягуар S-тип

Очень эффектный внешне, разносторонне одаренный по потребительским качествам, предельно аккуратно собранный, приемлемый с точки зрения рыночного позиционирования и цены. Удивительно, как при всех этих внедрениях Rover 75… не раскрыл свой потенциал даже на четверть.

Что такое хорошо?

В конце девяностых Rover 75 официально продавался даже на российском рынке, который только начинал узнавать вкус иномарок. Тогда британец легко очаровал неискушенную отечественную публику дизайном, роскошным салоном и ездовыми повадками. Удивительно, но европейская и американская пресса были примерно в одинаковом восторге от 75-го. От Rover как от бренда уже не ждали откровений, но англичане произвели едва ли не главный шедевр в истории бренда.

Создание и дебют Rover 75 происходил в короткий период, когда компания из Лонгбриджа принадлежала немцам из BMW. Отсюда очень распространенное — и абсолютно ошибочное! — по мнению, мол, «семьдесят пятый» создали инженеры и конструкторы из Мюнхена. Ничего подобного! От носа до хвоста эта модель — дань уважения сотрудникам Rover. Другое дело, что немцы помогли обеспечить проект нормальным бюджетом, что англичанам, жившим только впроголодь, раньше и не снилось.

Оплачивая счета, BMW предоставила английскому пациенту полную творческую свободу. Конечно, они следовали инженерно-конструкторским решениям Rover в Мюнхене, но ни в коем случае не диктовали свою волю приказом. Конечно, кураторы из BMW протолкнули некоторые принципиальные моменты. В частности, речь идет о гораздо большей жесткости кузова, чем это было принято у англичан, или, например, о зазорах между крышей и люком. Все это в итоге пошло только на пользу машине.

В отличие от того же S-type, Rover 75 оказался настоящим британцем по духу, но солидным и солидным по-немецки. В общем, почти идеально…

Как он выглядел?

Одним словом, отлично. Rover 75 — практически идеальный пример ретрофутуризма. Автомобиль не копирует какую-то конкретную модель из прошлого, а предлагает классический стиль, переосмысленный на современный лад.

Английский дизайнер Ричард Вулли словно собрал воедино все заведомо немодные для конца 90-х решения. Покатая крышка багажника, обилие хрома, считавшегося пережитком прошлого, плавные неагрессивные обводы кузова, тонкие полоски молдингов, зеркала заднего вида на отдельной ножке. Вместе все это слилось в абсолютной гармонии. Удивительно, что и сегодня 75-й выглядит почти так же интересно, как и четверть века назад. Этот седан вне времени.

Яблочко и команда разработчиков Rover попали в яблочко почти не целясь. По словам Ричарда, самый первый набросок модели стал основой для окончательного варианта модели: «Мы построили только одну модель в натуральную величину из скульптурной глины и одну модель из стеклопластика. Готовая машина в точности повторяет их».

Он был дорогим?

Цена точно отражала позиционирование модели. Британцы увидели 75-й полуприемлемый седан среднего класса (сегмент D по европейской классификации). Одноклассники из бюджетной категории — Peugeot 406, Opel Vectra, VW Passat — стоят немного дешевле.

Тогда как премиальная немецкая тройка — Audi A4, BMW 3 Series, Mercedes-Benz C-Class — немного дороже. Можно даже не останавливаться на конкретных цифрах. Главное, что нужно вынести из этого, это то, что вовсе не завышенные ценовые ожидания, как это часто бывает, стали проблемой для Rover 75.

Что они говорили о нем?

«В некоторых аспектах Rover 75 просто великолепен. Ездовой комфорт, особенно на малых скоростях, просто бесподобен. Что со звукоизоляцией? Вы знаете, но в салоне Ровера на самом деле тише, чем у Роллс-Ройса!

автомобиль

«Главная проблема заочно 75-го — имидж модели. Никто в здравом уме не верил, что Rover способен создать автомобиль, который ничем не уступал бы лучшим одноклассникам. Как же мы все ошибались…»

АвтоТрейдер

«Отличный автомобиль для дальних поездок. Комфортный, как настоящий премиум-класс, но доступный, хорошо оборудованный и такой очаровательный».

Какая машина?

«А Rover 75 вообще стоит особняком. И дело не только в цене: он выглядит, оснащен и ездит как действительно очень дорогая машина. Если хотите — такой уменьшенный Rolls-Royce.

За рулем

Самая необычная особенность

Занимательного и яркого в конструкции и дизайне Rover 75 предостаточно. Отметим два наиболее интересных момента. Впервые за много лет деревянные элементы интерьера Ровера стали не просто декоративными накладками, а неотъемлемой частью интерьера. Грубо говоря, деревянные планки не были приклеены к пластиковой основе торпедо — сами несущие элементы торпедо были деревянными.

Еще одним шоком является наличие в модельном ряду версии как с передним, так и с задним приводом! Да, «Ровер-75» классической компоновки — двигатель впереди, ведущие колеса сзади — появился уже в конце жизненного цикла модели. Всего было выпущено менее тысячи экземпляров заднеприводной «семьдесят пятой». А вот «классика» наделала много шума. Не в последнюю очередь благодаря V-образной «фордовской» «восьмерке» под капотом. Он был мощным — 260 «лошадей» и 6,2 секунды разгона до сотни.

Почему это не сработало?

Если почитать рэпы автомобильной прессы или насчитать десятки титулов и наград, Rover 75 отнюдь не провал. Вот только при прогнозируемом выпуске 100-150 тысяч моделей в год «семьдесят пятая» лишь однажды преодолела планку в 50 тысяч машин.

Для обновленной версии в 2004 году внимание привлек шоу-кар Rover 75 Coupe. Но двухдверку всерьез не планировали выпускать Для обновленной версии в 2004 году внимание привлек шоу-кар Rover 75 Coupe. Но двухдверку всерьез не планировали выпускать Для обновленной версии в 2004 году внимание привлек шоу-кар Rover 75 Coupe. Но двухдверку всерьез не планировали выпускать Для обновленной версии в 2004 году внимание привлек шоу-кар Rover 75 Coupe. Но двухдверку всерьез не планировали выпускать

Самое обидное, что в неудачах виновата не сама машина, а большая политика. Первый и, по мнению британских журналистов, смертельный удар по Rover 75 нанес… Бернд Пишетсридер — президент BMW. Еще во время выступления на премьерном показе модели в Бирмингеме осенью 1998 года немец вместо того, чтобы описать сильные стороны новинки или похвалить конструкторов, вдруг выдал странную тираду о тяжелом экономическом положении и непростых отношениях между BMW и Ровер. Первое впечатление от машины, считавшейся чуть ли не мессией всего Ровера, оказалось безнадежно испорченным.

В 1998 году сама BMW выпустила вполне успешную Е46 в том же классе. Технически он не имеет ничего общего с Rover 75. В 1998 году сама BMW выпустила вполне успешную Е46 в том же классе. Технически он не имеет ничего общего с Rover 75. В 1998 году сама BMW выпустила вполне успешную Е46 в том же классе. Технически он не имеет ничего общего с Rover 75.

Не бывает дыма без огня. Пройдет полгода и немцы, не найдя взаимопонимания с британским правительством по финансовым уступкам для Ровера, ринутся избавляться от островного актива. Лучший вездеход в истории станет заложником, а точнее, жертвой ситуации.

На самом деле высокие потребительские качества модели позволят новым владельцам Rover из финансовой группы Phoenix Consortium протянуть на плаву дольше, чем ожидалось. Лишь в 2005 году все, что осталось от былого величия Ровера, перейдет к китайцам из концерна SAIC.

Расширенный Rover 75 Vanden Plas Расширенный Rover 75 Vanden Plas Универсал Ровер 75 Турер Универсал Ровер 75 Турер Ровер 75 V8 Ровер 75 V8

К тому времени 75-й успел обзавестись кузовом универсал, удлиненной версией и двигателем V8. Шедевр Ричарда Вулли пережил рестайлинг и плохой инжиниринг — на его основе строились модели марки MG. Увы, он, конечно, не мог повлиять на судьбу компании в целом. Автомобильные войны выигрывают не солдаты в окопах, а менеджеры в своих кабинетах.

В 2006 году они представили китайскую версию 75-го под названием Roewe 750i. Разумеется, расширенная версия считалась основной для Китая. Последнее обновление было представлено в 2011 году и выпускалось до 2014 года.

Станет ли он классикой?

Для уверенности. Однако в первую очередь в Великобритании. Для Европы, США и уж тем более для России легковой автомобиль Rover слишком узкоспециализированный бренд, чтобы формировать культовое поклонение, как у того же Jaguar.

В свое время 75-ки и созданные на их базе модели MG продавались в России, поэтому предложений на рынке подержанных автомобилей предостаточно. С любым двигателем: от базовой 1,8-литровой «четверки» (120 л.с.) до топового V6 2,5 л (177 л.с.). Реже встречаются автомобили с облегченными турбодизелями (116–131 л.с.). Цены не кусаются, а дизайн по-прежнему актуален, но вопросы о запчастях и наличии качественного сервиса нельзя оставлять без внимания.

Сухой остаток

Обидно, когда талант не пробивается к заслуженному успеху по независящим от него причинам. В любом случае, Rover 75 доказал, что британцы действительно умеют строить качественные автомобили, претендующие на звание лучших в своем классе. Жаль только, что со дня рождения последнего такого кавалера прошло почти четверть века. /м

Оставить комментарий