Достаточно произнести слово «мускул-кар», и в голове мгновенно возникнет образ могучего Ford Mustang 350GT, неудержимого Chevrolet Camaro Z-28, брутального Pontiac GTO. Но реальная популяция замечательных американцев 60-х и 70-х годов гораздо обширнее, чем принято считать. Сегодня мы воздаем должное силе, статусу и, что немаловажно, доступности мускулистых янки золотой эры Детройта. Только слабая пиар-поддержка отделяла этих красавиц от мировой славы…
Используя индекс потребительских цен, мы пересчитали стоимость всех моделей в нашей статье, чтобы дать вам представление о том, сколько эти автомобили стоили бы в сегодняшних долларах США.
AMC Javelin SST Марк Донохью (1970)
Мощность: 290 л.с.
Цена в год: $2848
Цена в 2022 году с поправкой на инфляцию: 20 825 долларов.
Компания American Motors, самая младшая в большой детройтской четверке, наиболее известна своим неофициальным чуваком Gremlin и массивным Rambler, первым успешным американским компактным автомобилем. Впрочем, AMC в свое время тоже поиграла мускулами.
Стандартный Javlin — это просто стильный и недорогой двухдверный хардтоп. В версии SST — Super Sonic Transport, то есть «Сверхзвуковой транспорт» — это идеально подходящий спортивный автомобиль!
Конечно, 5,9-литровый V8 не разгонялся до скорости звука. Зато любой из трех вариантов форсировки (от 265 до 325 л.с.) гарантировал отличную динамику. Скажем, AMC Javelin SST Mark Donohue Edition 1970 года выпуска мощностью 290 л.с. набирал 60 миль в час, то есть 96 км/ч, за 6,1 секунды. Испортиться полвека назад…
Бьюик GSX этап 1 (1970)
Мощность: 360 л.с.
Цена в год: $4479
Цена в 2022 году с поправкой на инфляцию: 32 751 доллар.
В пищевой цепи General Motors Buick всегда считался брендом премиум-класса — выше по престижности только Cadillac. Но спортивных Кадиллаков тогда не существовало, поэтому Buick GSX претендует на звание самого спортивного из премиальных и самого премиального из спортивных.
По сути, GSX — это топовая версия и без того достаточно мощного среднеразмерного хардтопа Skylark Gran Sport 455. GS-X легко узнать по тахометру, расположенному на… капоте! Очень необычная и крутая идея. Жара добавляли заднее антикрыло на крышке багажника, спортивные приборы и руль, 4-ступенчатый ручной переключатель Hurst.
Buick GSX предлагался только в двух цветах: Apollo White и Saturn Yellow. Но главное блюдо, конечно же, скрывалось под капотом – 7,4-литровый V8 мощностью 360 л.с. Даже для машины с сухой массой почти 1,8 тонны этого было достаточно. Внушительный GSX Stage 1 разгоняется до 60 миль в час за 6,3 секунды.
Шевроле Нова СС 396 (1969)
Мощность: 375 л.с.
Цена в год: $2684
Цена в 2022 году с поправкой на инфляцию: 20 749 долларов.
В спортивной роли проще представить Camaro или Corvette. А вот компактная и дешевая Нова? Почти невозможно… На самом деле все зависит от набора букв и цифр в индексе.
Вариант SS, то есть Super Sport, по умолчанию означал 5,7-литровый V8. Но если нужно было не просто погорячее, если нужен был кипяток — пожалуйста… В скромную «Нову» поставили даже 6,5-литровый V8 с говорящим названием Turbo Jet. На самом деле никакого турбонаддува не было вообще. И почему — свои 375 лошадок «реактивный» легко выдавал в атмосферном варианте.
Суть в шести секундах до ста с четвертью мили дистанции, которую Nova SS 396 проглотила за 14 секунд. И все это по такой смешной цене…
Крайслер С-300 (1955)
Мощность: 300 л.с.
Цена в год: $4109
Цена в 2022 году с поправкой на инфляцию: 43 500 долларов США.
Одна из самых больших несправедливостей в истории американского автопрома. Речь идет о том, что родоначальником всех маслкаров считается Pontiac GTO 1963 года выпуска. Хотя восемью годами ранее инженеры Chrysler поставили 5,4-литровый Fire Power Hemi V8 мощностью 300 л.с. на шасси двухдверного нью-йоркера.
Спрашивается, что такое Chrysler C-300 1955 года, как не родоначальник всех «мускулистых» автомобилей в истории Америки?!
Кстати, помимо полугоночного Mercedes-Benz 300 SL (W198), этот Chrysler в год своего дебюта также считался самым быстрым серийным автомобилем в мире. Даже с «автоматом» он набирал 205 км/ч.
Додж Хеми Коронет 500 (1966)
Мощность: 425 л.с.
Цена в год: $3613
Цена в 2022 году с поправкой на инфляцию: 31 638 долларов США.
По эту сторону Атлантики о Coronet в принципе мало кто слышал. В штатах Dodge в середине 60-х ежегодно продавал свыше 200 тысяч экземпляров этой среднеразмерной модели!
В модельном ряду Coronet было что-то на любой вкус. Простой четырехдверный седан с рядной шестеркой мощностью 145 л.с. идеально подходит для неторопливых походов по магазинам. Фишка в том, что внешне пенсионерский Додж почти не отличался от заряженного.
В моторном отсеке топового Coronet 500 поселился двигатель Hemi (от Hemispheric — полусферические камеры сгорания) со степенью сжатия 10,5:1, рабочим объемом 6,9 литра и мощностью 425 л.с. По динамике такой Coronet более чем вдвое превзошел стоковый — разгон до 60 миль в час снизился с 12,4 до 6,1 секунды. Ооо!
Форд Галакси Легкий 427 (1963)
Мощность: 425 л.с.
Цена в год: $4197
Цена в 2022 году с поправкой на инфляцию: 38 914 долларов.
Еще когда Мустанг был только проектом, главным спортивным Фордом считался гигант Галакси с добавлением заводской… легкости. Внешне этого не скажешь, но Galaxy Lightweight 427 действительно легкий, по крайней мере, по сравнению со стандартной версией.
Алюминиевые бампера вместо стальных, кузовные панели из стеклопластика, отсутствие обшивки дверей, а также такие элементы комфорта, как печка, вентиляция и магнитола. Все это помогло великану сбросить пару центнеров. Ну а всю остальную работу сделал 7-литровый V8 с 425 лошадьми.
Редкость для 1960-х — Galaxie Lightweight 427 развивал скорость до 250 км/ч! Разгон до сотни за 6,3 секунды тоже впечатляет. И цена такой кучи мощности и железа — жаль стеклопластика! — кажется хламом.
Mercury Cougar Eliminator 428 CJ (1970)
Мощность: 335 л.с.
Цена в год: $3932
Цена в 2022 году с поправкой на инфляцию: 28 752 доллара.
Короче говоря, Cougar — это более престижная, изысканная и дорогая версия Mustang. Как и двухдверный Ford, дикий кот Mercury мог быть самым разным: от пенсионера до пушечного гонщика.
Сразу понятно, к какой из двух крайностей относится Cougar Eliminator 428 CJ. Есть даже название, которое говорит — «Элиминатор».
Cougar устранил соперников с помощью 7-литровой «восьмерки» Super Cobra Jet мощностью 355 л.с. До 60 миль в час за 5,6 секунды. Вопросы?! Ну и дизайн, конечно, бомба. На наш взгляд, круче любой дикой лошади.
Олдсмобиль F-85/Cutlass 4-4-2 (1964)
Мощность: 315 л.с.
Цена в год: $2551
Цена в 2022 году с поправкой на инфляцию: 23 347 долларов.
Самый удивительный факт из личного дела этого Олдсмобиля — его происхождение. Мускулкар вырос из полицейского перехватчика! Всем, кто жаждал дополнительной маневренности на дороге от среднеразмерных Olds, предлагался вариант B09 Police Apprehended Pursuit.
Доступный для всех моделей с двигателем V8 кроме универсала «полицейский пакет» помимо основательно доработанных головок блока включал четырехкамерные карбюраторы, 4-ступенчатую напольную механику и двойную выхлопную систему. Собственно, вот расшифровка индекса 4-4-2 — 4-х камерный карбюратор, 4-х ступенчатая коробка передач, 2 глушителя.
Первые 4-4-2 появились в 1964 году и мощностью 310 л.с. разгонялся до 96 км/ч за 7,5 секунды. Будет слабо? Во-первых, за такие смешные деньги грех жаловаться. А то всего через год «четыре-четыре-два» добавит 35 лошадей и уберет две секунды с разгона. Золотой век маслкаров!
Плимут Дастер 340 (1970)
Мощность: 275 л.с.
Цена в год: $2547
Цена в 2022 году с поправкой на инфляцию: 18 654 доллара.
Да-да-да, «Дастер» здорового человека! За полвека до румыно-народного внедорожника это имя гордо носил компактный, беззастенчиво дешевый, но в то же время люто-мощный Plymouth. Созданный на основе компактного Valiant, Duster 340 — идеальный спортивный автомобиль для бедных.
Стильный лаконичный дизайн, компактные габариты, относительно небольшой вес — около 1400 кг — и 5,5-литровый V8 мощностью 275 л.с. превратили «Дастер» в чемпиона по сочетанию цены и динамики.
За такие смешные деньги и всего 6,2 секунды до 60 миль/час. Это действительно дешево и сердито!
Понтиак Файербёрд 400 (1968)
Мощность: 335 л.с.
Цена в год: $3216
Цена в 2022 году с поправкой на инфляцию: 26 219 долларов.
Как и у братского дуэта Mustang-Cougar, у Chevrolet Camaro также есть близкий родственник.
О Pontiac Firebird известно гораздо меньше, чем о Camaro, хотя по внешнему виду и преимуществам в скорости у Firebird было немного равных соперников.
Трудно поверить, но еще в 1968 году появилась 6,5-литровая «восьмерка» мощностью 335 л.с. вместе с опцией Ram Air позволила Firebird разогнаться до 60 миль за пять секунд. /м