Chevrolet Blazer — фактически первая отечественная иномарка постсоветского периода и одновременно образец первой неудачи. Все началось хорошо, но закончилось быстро и печально. Отверточную сборку на Елабужском заводе запустили в конце 1996 года. К нам доставили практически готовые автомобили, к которым нужно было прикрутить бампера, фары, элементы отделки салона и установить сиденья. Пикантность ситуации придавало происхождение «Блейзеров». Россию заселили не по американскому варианту, а по бразильскому. С неприглядным оформлением передней части кузова, двигателями 2,2 литра (106 л.с.), МКПП, задним приводом и ценой около 22 тысяч долларов. Не очень дешево, но максимально сердито. Позже был открыт второй фронт – из магазинов гнали Chevy, оснащенные 4,3-литровыми V6, коробками-автоматами, системой полного привода и передовым оборудованием. Правда, это продолжалось недолго. Кризис 1998 года подкосил компанию, и весной следующего года история российского Блейзера была поставлена на паузу. Всего собрали около 3,8 тысяч автомобилей, несмотря на большие начинания, вплоть до локализации и годовых тиражей около 50 тысяч… Никогда не встречали настоящего «Маршала» песчаных карьеров? И он существует, хоть и незримо! В 2005 году индийская компания Mahindra & Mahindra удостоилась чести выпустить на мощностях ГАЗа внедорожник Scorpio под именем Marshal. Идея была хороша, но реализация подкачала — родилась всего сотня экземпляров. Индийский вездеход не красавец. Похоже, это плод любви Hyundai Terracan и Land Rover Discovery первого поколения. А вот с точки зрения анатомии Marshal — это та самая «настоящая железная» машина, о которой так любят ностальгически вздыхать олдфаги. Рамная конструкция, продольный двигатель, задний мост на рессорах, 2,6-литровый турбодизель… Маршал определенно имел шанс стать занозой в боку УАЗ Патриот. В домашних условиях Mahindra Scorpio выпускается с 2002 года по сей день и за свою долгую-долгую карьеру несколько раз модернизировалась. На данный момент у него 2,2-литровый турбодизель mHawk (139 л.с.). Задние рессоры появились еще в 2006 году. Длина — 4456 мм, колесная база — 2680 мм. Вот только внешний вид — обнять и поплакать. С каждым новым витком эволюции Скорпион становится все более отталкивающим. ТагАЗ Tager можно считать приятным исключением по сравнению с другими моделями нашего обзора по объемам производства. По некоторым данным, в год собиралось до двух с половиной тысяч вездеходов. В 2006 году, после ухода южнокорейского SsangYong Korando, ТагАЗ приобрел все необходимое для запуска лицензионной сборки. Спустя пару лет из магазинов выкатились первые российские тагеры. Рамный, с балкой заднего моста и неполным полным приводом. Классика! Внедорожник унаследовал широкую линейку двигателей Korando, которые в свою очередь являются лицензионными Mercedes-Benz. Бензиновые – 2,3-литровый четырехцилиндровый агрегат (150 л.с.) и рядная «шестерка» (220 л.с.), которая сочеталась с четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Дизель – 104-сильная «двойка и шестерка» и 2,9-литровый двигатель мощностью 120 л.с. Короткий Tager и его редкий пятидверный вариант сошли со сцены в 2012 году. ТагАЗ тогда настали тяжелые времена – сказался мировой финансовый кризис. Сейчас машина встречается, прямо скажем, нечасто. На момент написания статьи на одной из российских онлайн-площадок по продаже подержанной техники было десять объявлений в столице, еще около тридцати машин продается в регионах. Выпускаемый параллельно с Tager, Road Partner встречается еще реже. Например, осенью 2011 года аналитическое агентство «Автостат» по итогам девяти месяцев сообщило о снижении производства таганрогских вездеходов в 7,1 раза, до 712 машин. Из них 671 тагер. Происхождение «Напарника» очевидно даже при наблюдении со спутника. Это русифицированная вариация SsangYong Musso с бензиновой мерседесовской «четверкой» объемом 2,3 литра (150 л.с.) и рядным шестицилиндровым двигателем объемом 3,2 литра (220 л.с.). Последний работал в паре с автоматической коробкой передач. Road Partner, как и корейский прототип, построен на рамном шасси с балкой заднего моста. Передний мост подключается жестко без межосевого дифференциала. К 2009 году прибыл пикап Road Partner грузоподъемностью 400 кг. Двухместная кабина явно намекала на утилитарную сущность автомобиля. Модификация комплектовалась 2,6-литровым турбодизелем мощностью 100 л.с. и пятиступенчатая «механика». Черкесскому Дервейс Ковбою довелось стать относительно популярным работягой-ишаком и, в первую очередь, верой и правдой служить Северо-Кавказскому региону. Однако его карьера оказалась скоротечной, как падение кометы. «Ковбой» базировался на рамном шасси румынского ARO 244 с независимой передней подвеской, балкой заднего моста на рессорах и блокировкой дифференциала, а также неполным полным приводом. Эдакий экстерьер а-ля «прадед Тесла Кибертрак» или «Гелик на минималках» (кому как нравится) разработала тольяттинская компания «Автоконд». Предполагалось масштабное заимствование серийных комплектующих. Так, например, головная оптика и дверные ручки от ВАЗ-2110. Бортовая ГАЗель разделяла задние фонари. Двигатели — турбодизель Peugeot объемом 2,0 л (90 л.с.) и бензиновый ЗМЗ-409 объемом 2,7 л (128 л.с.). Мелкосерийная сборка началась в начале 2004 года, а в 2006 году проект пришлось свернуть. ARO обанкротилась, и отечественная марка больше не могла получать шасси. Планировали выпускать по пять тысяч «Ковбоев» ежегодно, а в итоге в силу форс-мажорных обстоятельств собрали около четырехсот штук. В 1990 году ленинградская лаборатория НАМИ приказала долго жить, и на ее базе было создано ателье «Автостиль» под руководством Дмитрия Парфенова, одного из создателей самодельного спорткара «Лаура». Спустя десять лет она представила внедорожник Gunner с прицелом на производство и даже вытеснение с российского рынка некоторых зарубежных продуктов. Полноприводная модификация создана на агрегатах УАЗ-3151. Расстояние между осями относительно донора увеличено до 2815 мм. Вариант с задними ведущими колесами проектировался из… «Соболя». Заодно поди угадай, откуда растут корни Стрелка! Происхождение умело скрывает пластиковый кузов с дверными ручками от ГАЗ-2410 Волга. Трехдверный пятиместный универсал и пикап с однорядной кабиной выпускались в Анжеро-Судженске (Кемеровская область). В качестве площадки рассматривался и Кировский завод в Санкт-Петербурге. Увы, проект был закрыт в 2003 году. Количество построенных экземпляров варьируется в зависимости от источника от десяти до нескольких десятков. Пока Парфенов и его коллеги конструировали «Пушкаря», в мастерской Геннадия Хайнова, соавтора Лауры, полным ходом шла работа над экстравагантным УАЗ-3182 «Астеро». К ульяновской марке он имел самое прямое отношение, так как родился от модели 31514. Одобрение типа машины было получено через военное ведомство, отсюда и заводской индекс. Премьера состоялась на Московском автосалоне в 1997 году. Astero сочетает в себе хардкорное внедорожное шасси с передней и задней рессорной подвеской, трехмерную силовую конструкцию, имевшую шесть точек крепления к раме, и панели кузова из стекловолокна. Помимо 2,9-литрового двигателя УМЗ-421 (100 л.с.) устанавливалась грузовая V-образная «восьмерка» ЗМЗ-511 объемом 4,25 л (147 л.с.). Позже появился ЗМЗ-406 «двойка и тройка» (135 л.с.). Нетиповой УАЗ собирали на 57-м опытном заводе в Санкт-Петербурге и в Бурятии на АГ «Автоком». Ходят слухи, что всего было изготовлено около тридцати «Астерос». Кстати, один сгорел на МКАД в 2005 году. Эстетика лихого Хайновского Прыжка! явно отличается от «Астеро» в лучшую сторону. Кроме того, машина получилась одновременно веселой и универсальной. Со снятыми дверями и крышей он напоминает багги с непревзойденными внедорожными способностями. В основу легли комплектующие УАЗ, хотя были и приятные исключения. По некоторым данным, показанный на Московском автосалоне в 1999 году, первый экземпляр был сделан на ура — он был вооружен чайковской «восьмеркой». В нашем обзоре Jump! — один из немногих. Всего было выпущено шесть штук: три синих, красных, желтых и зеленых. Кастомный Сузуки Самурай? Какой-то неизвестный индийский вездеход? Но нет! Чудо размером с городской супермини не имеет ничего общего с иностранными брендами. Встречайте Апал-21541 «Сталкер» от ВИС-Авто. Ассоциации с небольшими внедорожниками Suzuki понятны, но не совсем уместны. Японская легенда остается верна раме, зависимой подвеске и частичному полному приводу. Сталкер совсем другой. Предпочитает начинку классической Нивы. Передняя подвеска независимая, что хорошо видно на фотографиях. До боли знакомый 1,7-литровый двигатель распределяет мощность на все четыре колеса через систему межосевого дифференциала. Автомобиль крошечный, да еще и с пластиковым кузовом поверх пространственной силовой конструкции, поэтому снаряженная масса составляет всего 950 килограммов. Изначально хотели выпустить 150 штук, но, видимо, эти цели не были достигнуты. Осенью 2020 года сообщалось, что сборка на мощностях «ВИС-Авто» в Тольятти остановлена после изготовления 24 «Сталкеров».
Родина – страна парадоксов. Ему остро нужны массовые доступные вездеходы, желательно более хардкорные. А на самом деле в болотах тонут все те же УАЗики и Нивы. Российские и иностранные производители не раз пытались наладить производство внедорожников, но каждый раз что-то мешало. Но какие машины могли поселиться в полях и проселках, порадовать простых обывателей и энтузиастов! Отдадим должное безвременно погасшим звездам грязевого фронта.