Со Skywell мы уже знакомы — полгода назад бренд вышел на российский рынок с электрическим кроссовером ET5. Получилось сыроватым как машина в целом, но силовая установка там спроектирована достойно — тяги много, запас хода хороший, ехать удобно. Гибридная версия этой модели меня поначалу не заинтриговала — очевидно, запас хода больше, а динамика меньше. Но изучив слайды презентации, я серьезно озадачился вопросом: как это вообще может работать четко и зачем заморачиваться с таким оформлением? Давайте вместе разберемся, как работает гибрид всех известных гибридов от Skywell и что он дает реальному пользователю.
По своей сути HT-i — это электромобиль с небольшой по меркам электропоезда батареей, но внушительной для гибрида батареей и бензиновым двигателем-генератором. Заряжать его можно и нужно от розетки, а когда заряд подходит к концу или когда нужно поддерживать его на определенном уровне, в дело вступает ДВС. Силовые установки Voyah Free и Li L9 работают примерно одинаково, вот только их электрический пробег даже близко не приближается к реальным 100 км Skywell. Но в Skywell HT-i бензиновый двигатель тоже крутит колеса, иногда вместе с электродвигателем, а иногда и самостоятельно. Но только на высокой скорости, потому что у HT-i нет коробки передач.
За счет иного оформления переднего бампера гибридная модель выглядит еще более футуристично, чем электрическая. Обычно все наоборот
небесный колодец
Есть только муфта, которая включает и размыкает бензиновый двигатель с дифференциалом через промежуточный вал. Поэтому передаточное число фиксировано и примерно соответствует 4-5-й передаче в обычных трансмиссиях. Он выбран таким образом, чтобы 1,5-литровый двигатель мог вращать колеса с большой скоростью в пределах своих рабочих оборотов. Поэтому на городских скоростях ДВС участвует во вращении колес передней оси (автомобиль с моноприводом) лишь косвенно — питая электродвигатель.
Skywell Hybrid доступен с двумя типами аккумуляторов: малым (21,7 кВтч, запас хода по WLTP 81 км, высокоскоростная зарядка недоступна) и большим (32,8 кВтч, 145 км, доступна обычная и быстрая зарядка).
небесный колодецВариант с большой батареей (единственный, который мы тестировали) тяжелее на 115 кг и, следовательно, медленнее до 60 миль в час. В цифрах это 8,2 и 7,9 секунды соответственно. Мощность бензинового и электрического двигателей одинакова для обеих версий.
небесный колодецСамая богатая из трех комплектаций сочетается только с большой батареей. От среднего отличается лазерным модулем дальнего света в фарах, сабвуфером под полом багажника, розеткой на 220 В в салоне (как у электрического ЕТ5) и парой мелких мелочей.
небесный колодец
Давайте проверим, как это работает. Во-первых, у водителя практически нет инструментов для контроля за работой силовой установки. Нет даже тахометра, поэтому узнать о запуске ДВС можно только на слух или посмотрев на смену значка EV на HEV. А о распределении потоков энергии внутри гибридного привода можно только догадываться. Но главное, что для комфортного и эффективного передвижения на этом гибриде в эти тонкости вообще не нужно вникать. Его достаточно, чтобы зарядить, заправить и ехать как на обычном автомобиле, не беспокоясь ни о чем другом. Даже если вы будете ездить динамично, аккумулятор не разрядится, и динамика не «заканчивается».
небесный колодец
Бензиновый двигатель запустится в любом случае, когда в аккумуляторе останется 15 процентов заряда. Но как он будет вращать колеса — последовательно, напрямую или параллельно с электродвигателем — узнать или проконтролировать невозможно. Также двигатель внутреннего сгорания включится, если выполнить кик-даун правой педалью. Но почему-то обратно не деактивируется, когда проходит потребность в максимальной отдаче.
То, как бензиновый двигатель будет участвовать в реализации тяги, зависит от скорости движения. Если кроссовер едет быстро, то при подключении ДВС можно ощутить мощную «подзарядку». Это связано с тем, что при скорости около 120 км/ч бензиновый двигатель, соединенный с колесами через неподвижную передачу, работает на достаточно высоких оборотах.
небесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодец
Именно здесь 1,5-литровый атмосферник имеет зону максимальной мощности, поэтому примерно до 160 км/ч разгон на удивление тугой. Скорее всего (напомню, что на приборной панели нет соответствующей индикации), в этот момент 103-сильный ДВС и 177-сильный электродвигатель совместными усилиями вращают трансмиссию.
Несмотря на отсутствие информации о режимах работы силовой установки, пользователю доступно большое количество ее настроек, включая фирменную для Skywell рекуперацию со сверхточным шагом в 1 процент.
небесный колодецНесмотря на отсутствие информации о режимах работы силовой установки, пользователю доступно большое количество ее настроек, включая фирменную для Skywell рекуперацию со сверхточным шагом в 1 процент.
небесный колодецНесмотря на отсутствие информации о режимах работы силовой установки, пользователю доступно большое количество ее настроек, включая фирменную для Skywell рекуперацию со сверхточным шагом в 1 процент.
небесный колодец
Очевидно, что при скорости 50-60 км/ч при отсутствии коробки передач бензиновый двигатель с такой же фиксированной передачей подключался бы к колесам уже на сверхмалых оборотах, где у него почти нет крутящего момента. Поэтому на малых скоростях нажатие акселератора в пол запускает и ДВС, но в данном случае роль последнего ограничивается питанием электродвигателя. Сцепление разомкнуто, так что ничто не мешает поршневому мотору раскрутиться до высоких оборотов, при которых выработки мощности будет достаточно для любых нужд электродвигателя.
небесный колодец
Но самое главное, что несмотря на всю сложность работы агрегатов, Skywell HT-i практически всегда едет одинаково. И пользователю не обязательно вникать в эти тонкие материи, чтобы без лишних сложностей управлять кроссовером. Поэтому вышеизложенное — всего лишь желание понять логику работы силовой установки. И понять, зачем было городить систему более сложную, чем обычный последовательный гибрид.
небесный колодец
Скорее всего, ради сохранения динамики разгона и увеличения максимальной скорости. Ведь гибридный HT-i с большой батареей на 15 кг тяжелее чисто электрической версии (обе весят ближе к двум тоннам) и оснащен менее мощным электродвигателем (177 л.с. против 204). Но разгон до 100 км/ч почти такой же, а максимальная скорость даже на 20 км/ч выше. Это стало возможным благодаря функции подключения в определенных точках к колесам бензинового двигателя.
Непонятно, как рассчитать совокупную мощность силовой установки, разработанной в сотрудничестве с BYD. В официальных спецификациях приведены только показатели бензинового двигателя (1,5 л, 103 л.с., 135 Н∙м) и отдельно электрического (177 л.с. в пике и 75 л.с. на 30-й, 300 Н∙м). м). Интересно, что бензиновый двигатель имеет сверхвысокую степень сжатия (15,5:1) и КПД (43,1%) — это идеологически роднит его с двигателем Mazda Skyactiv X (16,3:1 и 44% соответственно).
небесный колодец
Вкупе с высоким запасом хода автомобиль гораздо больше подходит для дальних поездок. Потому что двигаться по трассе на чистой «электричке» с потолком скорости 150 км/ч и запасом хода около 200 км (в таком режиме) просто бессмысленно. Гибрид — это как бы два автомобиля в одном: на каждый день доступно около 100 км электротяги при условии регулярной подзарядки от сети, а при необходимости можно отправиться в путешествие с заявленным запасом хода 1267 км. Но в реальности, конечно, цифры будут скромнее.
На расстоянии 500 км при динамичной езде и заряде аккумулятора на старте до 80% средний расход топлива составил около 8,5 литров.
небесный колодецЕсли вынуть из этого уравнения аккумулятор и измерить расход топлива с разряженным аккумулятором, то при крейсерской скорости 130 км/ч получится около 10 литров на 100 км.
небесный колодец
Когда первые 100 чисто электрических километров пробега закончатся, запустится двигатель внутреннего сгорания. Расход топлива в любом случае будет не более 10 литров (проверено очень жестким темпом движения во время тест-драйва), так что с 60-литровым баком можно будет преодолеть еще 700 километров. Итого — около 800. Неплохо для почти электропоезда, от которого большую часть времени требуется проезжать без расхода горючего топлива в пределах 100 километров, день за днем.
небесный колодец
И все же на роль Гранд Туриста Skywell подходит лишь со многими оговорками: на высоких скоростях бензиновый двигатель вопит, сиденья не очень удобные, а подвеска совсем не приспособлена для неровностей дорог. Тем более что с энергоемкостью все неплохо, но раскачка задней оси настолько сильная, что мой фитнес-браслет насчитал 3000 шагов за двухчасовую поездку на втором ряду. При этом управляемость на ровной дороге хорошая — в отличие от электрической версии здесь нет ни мощного «крутящего момента» (гидроусилителя руля), ни недостатка восстанавливающего усилия в рулевом управлении.
небесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодецнебесный колодец
Но в целом настройка многих систем оставляет желать лучшего: например, аварийное автоторможение настолько неадекватно, что создает аварийные ситуации; а тормозной привод просто не дает плавно останавливаться в городе — педаль синтетическая и вообще не похожа ни на что другое из всего автомобильного мира — иди привыкай. Остальные недостатки остались актуальными: от неудобных сидений до простой отделки салона. Обо всех просчетах в плане эргономики и удобств я подробно рассказал в материале об электромобиле ЭТ-5.
Цена гибридного Skywell примерно такая же, как и электрического: стоимость обеих версий легко округляется до 5 миллионов.
небесный колодец
Главное достижение инженеров Skywell однозначно вызывает уважение – вместе с коллегами из BYD им удалось сделать такую сложную и в то же время столь слаженно работающую силовую установку. Это чрезмерная инженерия, которая могла бы. И на этом фоне особенно странно выглядят многочисленные шероховатости в остальном: самое сложное сделано на отлично, а в мелочах и вполне типичных для автомобилестроения задачах (вроде настройки подвески) есть явные огрехи. Скорее всего, HT-i подойдет совершенно «неавтомобильным» людям — которые не заметят принципиальных недостатков, но оценят технологичность и непохожесть на любые другие модели. /м
Skywell HT-i Люксовый автомобиль НравитсяДизайн, удобство сложной силовой установкиНе нравитсяТюнинг электроники, плавность хода, отделка салонаВердиктЭлектромобиль без «зарядки» Двигательэлектрический, 177 л.с., 300 Нм Трансмиссия 1-ступенчатая Цифры 8,2 с; 170 км/ч Масса 1935 кг
Подробные характеристики
Skywell HT-i Luxury Тип двигателя электрический+бензиновый, передний мост Макс. мощность, л.с. 177+103 Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 300+135 Тип привода передний Коробка передач нет Передняя рессорная подвеска, Макферсон Задняя рессорная подвеска, многорычажная Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 4720x1908x1701 Колесная база, мм 2800 Снаряженная масса, кг 1920 Объем багажника, л 467 Разгон 0 — 100 км/ч, с 8,2 Макс. скорость, км/ч 170 Расход топлива 6,1 Емкость тяговой батареи, кВтч 32,8 Цена, руб. от 4 790 000