Skip to main content

Один из самых редких автомобилей Citroen выставлен на продажу в Филадельфии, США. Это хэтчбек BX 4TC, который относится к категории так называемых омологационных спецов — дорожных моделей, предназначенных для омологации гоночных автомобилей. Спорткар был разработан в середине 1980-х для высшего класса B12 раллийной группы B, и из 200 экземпляров было продано немногим более шестидесяти. До наших дней якобы дожило 30 автомобилей, так что цена хэтчбека немаленькая – 198 тысяч долларов, что эквивалентно 15 миллионам рублей.

Считается, что BX 4TC появился вопреки здравому смыслу. В 80-х у Citroen не было финансовых возможностей Audi, Lancia или Peugeot, поэтому глава Citroën Compétitions (будущий Citroën Racing) Ги Веррье сделал ставку на дизайнерский гений. Основой новой машины стало укороченное шасси обычного ВХ. Омологационная версия отличалась от серийного хэтчбека расширенными колесными арками и колесными дисками CX Turbo, а также длинной передней частью, скрывавшей двигатель, установленный продольно, а не поперек, как в оригинале, двигатель «четверки» Simca Type 180 от Talbot. Тагора.

Агрегат был дополнен инжектором Bosch K-Jetronic, турбокомпрессором и небольшим электрическим преднагнетателем. При этом, чтобы вписаться в регламент FIA, рабочий объем пришлось уменьшить с 2,2 до 2,1 литра. На гоночном автомобиле двигатель выдавал 380 лошадиных сил и 460 Нм крутящего момента, на шоссейном — 200 лошадиных сил и 294 Нм. Тяга на колеса поступала за счет пятиступенчатой ​​«механики» от Citroen SM и простого неполного полного привода, собранного на компонентах от Peugeot 505.

Также автомобиль получил гидропневматическую подвеску с возможностью регулировки дорожного просвета и рулевое управление с изменяемым передаточным отношением. До сотни «гражданский» хэтчбек мог разогнаться за 7,5 секунды и развить максимальную скорость в 220 километров в час. Автомобиль выглядел действительно круто «на бумаге», но на самом деле он делил большинство деталей с другими моделями PSA Peugeot Citroën, часто ломался и оказывался неоправданно дорогим в обслуживании.

Отсутствие финансирования сказалось и на гоночных результатах: максимум, чем мог похвастаться BX 4TC, — шестое место на Ралли Швеции 1986 года. Однако был в его истории момент триумфа, хоть и короткий. На ралли «Акрополь» в том же году хэтчбек превзошел Peugeot 205 Turbo T16 и отстал от Ford RS200 всего на пять секунд. Правда, ни один из трех экипажей Citroën Compétitions на тот момент не доехал до финиша: №14 сошёл из-за аварии, а у «17» и «19» возникли проблемы с подвеской.

Согласно веб-сайту Rally Group B Shrine, французы произвели только 105 BX 4TC из запланированных 200. Продали еще меньше — 62 (по другим данным — 85). Сейчас в руках коллекционеров осталось около 30 автомобилей, так как из-за проблем с надежностью Ситроен выкупил часть проданных хэтчбеков за двойную цену. В 2019 году один из «выживших» BX 4TC был продан на аукционе Gooding & Co за $61 600 (4,7 млн ​​рублей). Теперь дилер LBI Limited из Филадельфии просит более чем в три раза больше — 198 тысяч долларов (15 миллионов рублей).

Источник: ЛБИ Лимитед

Роберт Опрон: автор самого важного Citroen 70-х годов

Оставить комментарий