Ваны — законопослушные семейные таксисты. Травоядные среди автомобилей. Но есть исключения. История знает примеры, когда они трансформируются в суперкары или отправляются штурмовать бездорожье. Есть еще худшие случаи. Обо всем этом — в следующем обзоре мира сумасшедших однообъемников. Мы не первый раз затрагиваем тему, так как редакция «Археологии» регулярно занимается поиском малоизвестных и в то же время очень интересных машин.
Годзилла Го-сан
Чем меньше серийный автомобиль ассоциируется с мощностью и скоростью, тем больше вау-эффект от превращения его в дорожную ракету. Однако и здесь есть свои нюансы. Скромным хэтчбеком на максимально возможной ступени и динамикой суперкара уже никого не удивишь. Как, впрочем, и неприметный седан с таким запасом тяги, что можно запустить на орбиту космическую станцию.
Другое дело — девчачий Смарт с сильно форсированной «четверкой» от спортбайка. Или микроавтобус Toyota HiAce с двигателем суперкупе Nissan GT-R. Автомобиль построил Чжу Сан О, известный в мире под творческим псевдонимом Го-сан. Сама жизнь подталкивала его к трудоемким масштабным модернизациям. Дело в том, что мистеру О приходится несколько раз в месяц ездить между Токио и Нагоей. Путь долгий — около четырех часов в одну сторону. Скромная «четверка» HiAce выдает 134 л.с. и не жалует динамичную езду. Во время одного из таких марш-бросков Джу Сан задумался о том, как сократить время в пути и сделать поездку более увлекательной.
Лоурайдеры на базе Toyota HiAce нашли свое место в многогранной японской культуре, но они, как правило, довольствуются статусом пухлых шоу-каров с настроенной подвеской, обвесами, броскими колесами и нестандартным интерьером. Редкий энтузиаст отваживается на серьезные технические усовершенствования. Го-сан — один из них. Настоящий маньяк и стопроцентный автолюбитель!
Выбрав подразделение, Джу Сан пошел ва-банк. Вынуждены разочаровать тойофилов: в HiAce, конечно же, нет длинного тяжелого 2JZ-GTE. И не популярный для свапа 4,3-литровый атмосферник V8 3UZ-FE. На смену заводскому удушью пришел наддувный Nissan V6 VR38DETT объемом 3,8 литра (свыше 600 л.с.), обладающий мощью вулкана и апокалиптическим звуком. К модернизации шасси автор проекта подошел максимально рационально. Мощность передается не через шестиступенчатую коробку передач GT-R с двойным сцеплением, а через усиленную трансмиссию от дизельного HiAce. Задний привод, как у оригинальной Тойоты. Внедрение полноприводной трансмиссии «гетера», скорее всего, было бы не под силу Го-сану и повлекло бы за собой немыслимое количество переделок.
HiAce-«Годзилла» с расширенными колесными арками, 19-дюймовыми колесами, спортивной подвеской, мощными тормозами AP Racing и наклейками на «волка в овечьей шкуре» не тянет: в окрестностях Токио героя знают в лицо и видели в миле отсюда.
Универсальный автомобиль Toyota Ultimate
Узкий сегмент серийных фургонов-внедорожников в первую очередь представлен олдскульными отечественными «УАЗ-буханками», полноприводными ГАЗ Соболь Бизнес, Mitsubishi Delica D:5 с несущим кузовом и муфтой отбора тяги. на заднюю ось, а также микроавтобус Torsus Terrastorm и заслуживающий отдельного подробного обзора. рассказы великого товарища преторианца. Совсем другая история – тюнинг однообъемников под любой тип покрытия. Частные энтузиасты и сторонние специалисты лепят их по личным критериям красоты и размаха фантазии.
Смелость отдельных проектов послепродажного обслуживания иногда толкает крупных автопроизводителей на подобные эксперименты. Примером тому является Toyota Ultimate Utility Vehicle на базе американского минивэна Sienna.
Строго говоря, это только половина «Сиены» — кузов установлен на раме среднеразмерного пикапа Tacoma. Увеличенный на четыре дюйма дорожный просвет (102 мм) в сочетании с энергоемкой подвеской (ход колес 400 мм) и шинами Nitto Mud Grappler на 22-дюймовых дисках радикально повышает внедорожный потенциал. Могло быть и лучше, ведь Тойота осталась с поперечной V-образной «шестеркой», и, соответственно, передними колесами. У нее будет полный привод.
В оснащение входит Wi-Fi, 60-дюймовый телевизор Sony, акустическая система JBL мощностью 2500 Вт и даже система ночного видения.
Бизимото Хонда Одиссей
Odyssey с пневматической подвеской, привлекательными 20-дюймовыми дисковыми колесами и аэродинамическим багажником на крыше — это скорее тусовщик и король вечеринок, чем яростный суперкар. Но внешность обманчива. Внимательный зритель заметит, что с минивэном точно не все в порядке. Обычно техника такого формата не нуждается в гигантском интеркулере, который с трудом помещается на месте решетки радиатора.
Аукцион Мекум
Хонда очень заряжена. Тюнинг-ателье Bisimoto начинило 3,5-литровый двигатель J35 V6 коваными поршнями со степенью сжатия 9:1 и усиленными шатунами, распредвалами с измененным профилем распредвала. Головки цилиндров были переработаны.
Аукцион Мекум
Вишенкой на торте является турбокомпрессор Turbonetics. Вместе с другими модификациями он поднял отдачу до 600 л.с. при заправке бензином и давлении 1,1 бар. На биотопливе Е85 (85% этанола и 15% бензина) с повышенной степенью наддува фургон выдает 1029 л.с. Передний привод и шестиступенчатая «механика» вместо заводского «автомата», очевидно, делают реализацию потенциала увлекательным и бодрящим квестом. Но дикая Хонда может! Разгон до сотни укладывается примерно в 3,5 секунды, если водитель сможет поймать «крюк». Однако ключевое слово здесь «если».
Бластро Ван
Минивэном монстра Тома Ричи можно считать лишь условно, но поскольку речь идет о однообъемниках, не будем выбрасывать слова из песни. Автомобиль под названием Blastro Van пытается имитировать Chevrolet Astro среднего размера, но это не очень убедительно. Впереди гоночный монстр с едва заметными котировками стокового автомобиля.
Оболочка, очевидно, сплющилась в плотных слоях атмосферы, когда драгстер в очередной раз попытался развить сверхзвуковую скорость. Шутка ли, но ускорение Blastro Van может накинуть темную пелену перегрузки на ясные глаза неподготовленного пилота и заставить почувствовать неумолимое движение живота к позвоночнику.
Зарубежные источники регулярно сообщают, что Chevy оснащается огромной «восьмеркой» Big Block с механическим нагнетателем. Оболочка с агрегатом мощностью свыше 2000 л.с., который не помещается под капот. проезжает четверть мили за 7,78 секунды. Она пересекает финишную черту со скоростью 286 км/ч. Сопутствующие спецэффекты не менее впечатляющие. Звуковая волна вызывает легкие колебания земной поверхности, а расход топлива на милю достигает 40 галлонов. Иными словами, на высоте 1608 метров монстр потребляет… около 150 литров бодрящей высокооктановой смеси.
космический крейсер
Творение канадца Ивана Беника готово перевернуть и разрушить мир тех, кто до глубины души удивлен розовыми лимузинами на базе Hummer H2. Идея создать самый сумасшедший фургон в мире посетила его в 1974 году и прочно засела в голове. На реализацию ушло три года, много сил и денег.
Изначально Бенек снялся с Chevy Van — разрезал его пополам, удлинил и накрыл приподнятой крышей с окнами от полноразмерного универсала Oldsmobile Vista Cruiser 1969 года. В дальнейшем Cosmic Cruiser был кардинально перелопачен до нынешнего состояние. Как отмечает Бенек, «нет ничего невозможного». Разве это не идеальная мотивация?
В нынешней конфигурации восьмиколесный однообъемный лимузин вытягивается на 10,3 метра, весит 4717 кг и приводится в движение 400-сильной «восьмеркой». По словам его создателя, расход топлива на крейсерской скорости не так уж и велик. Сложно поверить.
Форд Транзит
В прошлом обзоре мы рассказали о трех поколениях экспериментального Transit Supervan с гоночной начинкой. Но есть и четвертый супер-Форд, которому гораздо лучше удается скрывать свою двойственную природу. Внешне он унылый и банальный, если не считать знакомых любому автолюбителю колес. Вам ничего не напоминает? Ваши предположения и подозрения верны — это мул-перевозчик суперкаров Jaguar XJ220.
История среднемоторного снаряда в первой половине девяностых удивительна хотя бы тем, что изначально он создавался коллективом заводчан-энтузиастов в свободное от работы время. Успех концепт-кара на выставке в Бирмингеме в 1988 году побудил компанию выпустить упрощенную версию без двигателя V12, системы полного привода и прочих изысков. Биография «Ягуара», казалось бы, досконально известна, но есть в ней малоизвестная увлекательная страница.
«Во время разработки XJ220 родился один из самых нелепых автомобилей всех времен. Компания TWR, активно участвовавшая в проекте, нуждалась в платформе для обкатки двигателя V6 и избавления от «детских болезней». Для этих целей она приспособила что-то безобидное — Ford Transit», — рассказывает Road & Track. Вживление 550-сильного 3,5-литрового агрегата с двумя турбонагнетателями превратило совершенно неагрессивную машину в ужас на колесах. Идеальный транспорт для доктора Франкенштейна и Джиперс Криперс.
К счастью, чудо-фургон выдержал все испытания и даже успел послужить формульной команде Benetton, доставив запчасти. Позже он был передан Don Law Racing, где он был восстановлен и модифицирован. Двигатель был форсирован примерно до 640 л.с., а перенастроенная подвеска борется с присущей ему недостаточной поворачиваемостью. Вряд ли разработчики исходного «Транзита» предполагали, что он сможет набирать сотню примерно за пять секунд и гладить гусеницы на скорости более 270 км/ч.
Суперкар периодически напоминает посетителям Фестиваля скорости в Гудвуде, устраивая совершенно фееричные заезды.
Dodge Caravan с вертолетным двигателем
Барон Мюнхгаузен, катающийся на пушечном ядре, и мультяшный койот Вайл, едущий на ракете, — маленькие дети по сравнению с Крисом Кругом, владельцем уникального Dodge Caravan. Его постоянный спутник –… турбовальный двигатель Rolls-Royce Nimbus 105.
Силовая установка находится прямо в салоне на месте детских кресел, собак и сумок из супермаркета. Он выдает тысячу лошадиных сил и передает тягу на задние колеса. Стандартная модель, напомним, переднеприводная. Мощности хватает, чтобы проехать четверть мили за 11,17 секунды. Крэг потратил 17 000 долларов на создание огнедышащего монстра. Не так уж и много, учитывая результат и произведенный эффект.
Mercedes-Benz Vision Tokyo Concept
Футуристический однообъемник бесцеремонно переносит нас из своего 2015 года в будущее, заодно поставив жирную точку на автомобиле в привычном явлении. Со светящейся решеткой радиатора и 26-дюймовыми (!) колесными дисками Vision Tokyo, кажется, нацелен на формульные гоночные автомобили. Но на самом деле это вполне мирный водородный автомобиль с двумя электродвигателями общей мощностью 270 л.с. Динамикой вряд ли поразит, но на одном заряде осилит почти тысячу километров. Из них 190 км — на запасе энергии в тяговой батарее.
Доступ в салон открывает гигантская лифтовая дверь со стороны водителя. Сиденья окружают его по периметру, а органы управления и сиденье в беспилотной конфигурации спрятаны в передней панели. Внутреннее пространство больше напоминает комнату для отдыха и совершения магических обрядов, чем салон автомобиля. Аналогии особенно усиливаются приложениями, картами и дисплеями в виде всплывающих и реагирующих на жесты 3D-голограмм в центре салона.
Представьте, что вы двигаетесь в безмолвной капсуле в мистическом полумраке, освещенном мягким светодиодным освещением. Не превышает? Возможно, из-за того, что вы заядлый автолюбитель, вы предпочитаете крепко держать руль и ощущать сердцебиение внутреннего сгорания. Однако в Mercedes-Benz считают, что все прелести концепта оценит поколение, родившееся после 1995 года. Вам нравится такое будущее?
Тойота Лунар Крейсер
Завершает обзор не совсем фургон и уж точно не мини. Но однозначно однообъемник и тоже не для наземного использования. Это Toyota Lunar Cruiser, которую Toyota и Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) анонсировали летом 2020 года для лунной программы.
Проект по-прежнему представлен в виде отрендеренных изображений, но скудные детали впечатляют. Трехосный гигант размером с небольшой дом (длина — 6 метров, ширина — 3,8 метра, высота — 5,2 метра) будет оснащен водородной силовой установкой с запасом хода 10 тысяч километров. Ожидается, что машина начнет исследование спутника Земли в конце этого десятилетия.