Skip to main content

Понемногу

Простые времена давно прошли. Примерно в ту светлую эпоху, когда автомобили приобретали электронные устройства в виде магнитофонов, иммобилайзеров, систем безопасности, навигаторов, радар-детекторов и прочего, работающего от бортовой сети. И не стоит забывать, например, об электронных блоках управления двигателем, коробке передач и других компонентах, которые тоже потребляют ток. Некоторые из этих устройств потребляют электроэнергию, даже когда машина выключена. Их потребление низкое, и батарея не может быстро разрядиться. Но есть три классические ситуации, когда потребление тока становится больше, чем необходимо.

Первой причиной того, что потребление тока становится слишком большим, является неправильная установка некоторых из этих устройств. Такое же радио можно установить таким образом, чтобы оно работало, но в то же время что-то где-то закроется. В общем, я молчу о тревоге — может быть много неприятностей.

Вторая причина — обычное отвлечение. Вы можете забыть, что, например, вам нужно выключить свет в салоне или вытащить видеорегистратор из прикуривателя. Не все автомобили способны «предупреждать» о неосвещенных огнях и отключать питание прикуривателя после выключения зажигания. Однако это не совсем наша ситуация.

Ну, а третья причина — неисправность в цепи устройства или самого устройства. Классический пример: лампа задней двери включена. Кажется, все работает, но после двух или трех дней простоя вы не сможете запустить двигатель: если батарея не совсем свежая, она будет разряжена в течение этого времени. Кроме того, в старых автомобилях утечка может увеличиться из-за плохой проводки. Где-то она потерлась, где-то купалась, где-то вылезли кривые руки дяди Васи … Есть много причин, но одно следствие — увеличение тока утечки и разряженная батарея. Так как же узнать, все ли в порядке с этим током на машине, и что если он слишком высокий?

Текущий против мультиметра

Единственный инструмент, который нам нужен в нашей работе — это мультиметр. Более того, я вообще не пользовался топовым инструментом, а какой-то балалайкой за 140 рублей, которая способна показывать цифры на экране. Это, вероятно, не подходит для профессионального электрика, но для нас согнутая рука, вот и все. Потому что в ходе нашей неопытной работы сегодня вы можете прожечь мультиметр. Как это сделать (точнее нет) просто.

Итак, наша задача — измерить ток, который потребляет машина в «спящем режиме». Для этого переведите мультиметр в режим изменения тока, в нашем случае — на 10 А. В нашем китайском мультиметре это максимально допустимый ток. Если ваш мультиметр круче нашего (что, в общем-то, не сложно), лучше поставить 20 А. Дело в том, что мультиметр должен быть подключен к цепи, и весь потребляемый ток будет проходить через него. Ток утечки должен быть небольшим — максимум 80-90 мА, но пока мультиметр подключен к разомкнутой цепи, через него будет проходить ток всего электрического оборудования, которое включится после замыкания цепи. Ток может достигать 15 А и только через несколько секунд вернуться в нормальное состояние. Но этих нескольких секунд достаточно, чтобы сжечь, если не весь мультиметр, то хотя бы его предохранитель (если есть).

Поэтому не слушайте тех, кто просто предлагает сбросить отрицательную клемму и вставить мультиметр в зазор, бросив один провод на клемму аккумулятора, а второй на провод, отсоединенный от клеммы. Конечно, согласно схеме, соединение должно быть таким, но лучше сделать это в несколько иной последовательности. А именно, подключите один провод мультиметра к клемме, второй к проводу на этой клемме, и только затем отсоедините провод от клеммы аккумулятора. Таким образом, можно избежать скачка тока в то время, когда мультиметр подключен к цепи.

Кроме того, этот метод позволяет избежать еще одного неприятного момента: поскольку цепь фактически не разрывается, нет необходимости выполнять все операции с машиной, которые необходимы после отсоединения аккумулятора: настроить радио, время, работу с окном и выполнять другие устройства. ,

Третий положительный момент заключается в том, что вам не нужно ждать, пока индикаторы тока утечки «успокоятся». Если вы разорвете цепь, а затем включите мультиметр в зазоре, в первые минуты потребление тока будет большим из-за большого количества потребителей, которые возвращаются к жизни. ЭБУ «проснется», конденсаторы начнут заряжаться, климат-контроль может начать работать (по крайней мере, самодиагностировать или вращать заслонки), и только тогда ток станет слишком высоким. И тогда вам придется ждать, пока системы не успокоятся. Для полного «засыпания» электроники в сложных автомобилях может потребоваться полчаса. Но ждать полчаса скучно.

В идеале, чтобы открыть капот, подключите мультиметр, удерживайте концевой выключатель капота, имитируя его закрытие, поставьте автомобиль на сигнализацию и дождитесь показа мультиметра. В этом случае ток утечки будет точно таким же, как и во время сна, и какая-то неисправность поглотит заряд батареи. Но обычно достаточно просто увидеть цифры, которые мультиметр покажет после пары минут работы в цепи. И, кстати, нет необходимости подключаться к отрицательному терминалу. Вы можете включить мультиметр между положительным выводом и его проводом, что я и сделал: доступ к минусу на конкретной машине затруднен.

О чем говорят цифры?

Значение нормального тока утечки может значительно варьироваться в зависимости от марки и комплектации автомобиля. Чем больше потребителей проснется, тем больше будет тока. Там нет цифр нормального тока. Я бы посоветовал вам выполнить следующие заказы: бюджетные машины — до 50 мА, средние простые машины — до 70 мА, машины со сложной электроникой — до 100 мА. Конечно, количество и распределение автомобилей несколько произвольно, но точнее сказать сложно. Если Kia Rio или Hyundai Solaris потребляют более 50 мА — есть причина искать утечку. Хотя, если у него спутниковая сигнализация … Ну, я шучу.

Предположим, мультиметр показывает около 40 мА (как это было в нашем случае). Это абсолютно нормальный показатель. Вы можете вернуть терминал на свое место, снять мультиметр и спокойно спать дальше.

Если мультиметр показывает слишком большой ток, вам нужно посмотреть, что он потребляет в автомобиле. Для этого вам нужно выполнить всего одну простую операцию: открыть блок предохранителей и вытащить их по очереди, наблюдая за мультиметром. Если при отключении одного предохранителя ток утечки значительно уменьшается, это означает, что в цепи этого предохранителя имеется спойлер, который питается от батареи. Ну а дальше осталось проверить цепочку и потребителей проблемной сети. Если вы не знаете, какой предохранитель был у вас в руках, посмотрите на заднюю часть крышки предохранителя — на ней обычно изображена схема.

Что не так?

В общем, тест тока утечки заканчивается здесь. Но было бы неправильно не сказать еще одну вещь. Что делать, если утечка не обнаружена, но батарея все еще разряжена утром?

Прежде всего, вы должны проверить работу генератора. Вероятно, что нет никакой трансцендентной утечки, и причина разряженной батареи лежит в ее обычном недостаточном заряде. Кроме того, в цепи генератора обычно нет предохранителей, поэтому измерение тока утечки в этом случае не сработает. Поэтому мы переводим мультиметр в режим вольтметра, измеряем напряжение на клеммах аккумулятора, а затем проверяем напряжение на клеммах после запуска двигателя. Если там, с работающим двигателем и без включенных потребителей, остаются те же самые скучные 12-13 вольт, то пришло время отремонтировать генератор.

Правда, если у него диодный мост ближе к концу, без нагрузки он может показывать нормальное напряжение, но под нагрузкой он сильно провисает. Но диагностирование генератора с помощью мультиметра — это совсем другая история. Скучно, просто и разжёвано тысячу раз.

Статья: Почему сам аккумулятор разряжается?

Оставить комментарий