После обострения политической ситуации российский рубль достиг новых минимумов и вышел на первое место в мире по волатильности. К утру понедельника курс доллара превысил 80 рублей, а евро — 91. Однако спрос на автомобили пока не отреагировал: по данным «Коммерсанта», дилеры не видят возврата к ажиотажу, которым был отмечен декабрь бурного 2014 года. Спрос по-прежнему в основном зависит от цен, которые пока не изменились, а также от наличия новых автомобилей.
Темпы роста цен на автомобили в этом году примерно равны уровню конца 2021 года — то есть цены на новые автомобили росли в среднем на 1,5-5 процентов в квартал. В то же время авторитейлеры не ожидают массовой корректировки ценников с наступлением весны. Вероятно, исключением станет BMW, которая традиционно поднимает цены с 1 марта: баварские автомобили могут подорожать на 1-2 процента. Инсайдеры также сообщили о новом подорожании Lada, но не назвали размер прибавки.
Помимо лавинообразного роста цен и нехватки автосалонов, на спрос влияет и комплектность автомобилей. Итак, многие автомобили поставляются с минимумом опций: из-за отсутствия чипов производители вынуждены исключать сиденья с электроприводом, проекционные дисплеи и прочие «излишества».
Что же касается нынешнего обвала рубля, то он еще не успел сказаться на ценах. По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитал», это произойдет, когда «зафиксируется уровень обесценивания рубля», после чего авторынок упадет.
Бестселлеры 2021 года: 25 любимых автомобилей россиян