Skip to main content

В начале 1990-х, после многих лет дефицита и однообразия советских автомобилей, многие мечтатели хотели создать новый отечественный автомобиль. Правда, удачных примеров не было. И все же один такой проект был очень близок к реализации: компании «Автокам» пришла в голову идея наладить отверточную сборку западного внедорожника из отечественных комплектующих вместо строительства огромного автозавода. И все это за считанные месяцы до распада СССР!

Именно до, а не после. В постсоветской России появились такие проекты, как гиперкар «Экстремист» на базе оборонных технологий или компания Березовского «АВВА», обещавшая создать «народный автомобиль». Но провальный проект, о котором мы сегодня поговорим, планировался еще в условиях советской системы экономики, промышленности и управления. А значит, несколько круче, чем те идеи, которые появились (и так и не взлетели) в атмосфере бурной предпринимательской свободы девяностых.

Новенькие Жигули на стенде крупнейшего автоцентра СССР. Однако купить их здесь без многолетней очереди все равно было невозможно.

Всю серьезность намерений объединения «Автокам» демонстрирует перечень заводов и организаций, входивших в его состав, которые объединились для вложения ресурсов в дефицитную автомобильную промышленность. Администрации городов выделили землю, заводам – мастерские, а нефтяникам – валюту для покупки комплектующих.

Не стали сразу искать партнеров среди огромных автокорпораций — для производства какого-нибудь Фольксвагена потребовалось бы строительство завода-гиганта. В первую очередь «Автокам» присмотрелся к небольшим фирмам, выпускавшим собственную модель на базе готовых комплектующих.

В Великобритании был найден партнер в лице FSV International Ltd. Для своего внедорожника Rickman Ranger 1987 года выпуска англичане из FSV изготовили по сути только свой стеклопластиковый кузов на сварной оцинкованной раме, а агрегаты и другие детали просто позаимствовали сбоку, в частности, у моделей Ford и Peugeot.

При этом Rickman Ranger можно было купить и в виде кита — этакий конструктор для взрослых, набор деталей, который рукастый автолюбитель мог превратить в готовую машину в гараже. В России такая схема была реализована только со спортивными автомобилями Shortcut, тогда как в Великобритании это очень распространенная практика.

Так что внедорожник был значительно дешевле: из стоимости вычитали не только сборку, но и некоторые налоги. К счастью, легкий полимерный корпус Rickman Ranger могли поднять четыре человека. В общем, наладить такое производство на небольшом предприятии было проще простого, тем более что «Автокам» собирался привлечь для этого бывших камазовцев.

Вес рамы компенсировался легким корпусом из стеклопластика. Ranger имел низкий центр тяжести и небольшие свесы.

К следующему 1992 году даже планировалось начать выпуск некоторых комплектующих непосредственно в СССР. Например, кузов с рамой должны были быть освоены в рамках конверсии оборонными заводами, входящими в объединение «Автокам».

Пластиковый кузов Рейнджера, по сути, состоял из двух частей: «капсулы» кабины и отдельной передней части с крыльями и капотом. При этом сами панели были изготовлены из многослойного стеклопластика, армированного… металлической арматурой.

В будущем Ranger может стать даже кемпером — такая версия была у Rickman Ranger.
Бух-т/wikimedia.org

Особенно многообещающе для советских автолюбителей выглядело то, что такой кузов не будет ржаветь и отслаиваться — нужный цвет стеклопластику изначально придавался при производстве. При этом при умеренных ударах на нем вообще не оставалось следов и царапин, а в процессе старения Ranger полагалось полировать и подкрашивать.

На начальном этапе решили собирать самые простые заднеприводные версии с трехдверным кузовом и карбюраторным двигателем объемом 1,8 л. При этом оригинальный британский Rickman Ranger имел целую россыпь модификаций, от заднеприводного кабриолета до полноприводного пикапа, а под него мог ставиться один из четырех двигателей мощностью от 65 до 138 лошадей. его капот.

Сам внедорожник не отличался изысканностью: грубые формы, простые круглые фары, внешние шарниры, даже лобовое стекло подходило для установки в дверь багажника. Но после УАЗ-469 Рейнджер привлек внимание какой-то новинкой, кенгурятником и фирменными наклейками.

Салон машины был небольшим, но порадовал высокий потолок. Сносный комфорт был обеспечен спереди: здесь двери даже имели дверные карты, но, оставаясь на заднем диване, тонком и плоском, локти пассажиров упирались в оголенные боковины кузова.

В руках у водителя был спортивный руль, над головой модный полупрозрачный люк – такая красота ставилась только на экспортные версии отечественных автомобилей. Пластиковая передняя панель выглядела примитивно и несовременно, но после аскетичных УАЗов и ЛуАЗов особых вопросов не вызывала. Всем особенно понравились удобные передние сиденья.

Багажник, правда, оказался просто крохотным: «Рейнджер» был на пару сантиметров короче и уже трехдверной «Нивы», а глубина грузового отсека здесь была сравнима с размерами обычной канистры.

Но машина была не креновая, подвеска мужественно держала удары ям, а выбранного Автокамом 90-сильного фордовского мотора хватило, чтобы хотя бы не уступать в потоке свежим Жигулям и Москвичам — машина получилась довольно легкий.

Не говоря уже о внедорожном преимуществе Ranger! Его клиренс, отличная геометрическая проходимость и подходящие шины позволяли проехать дальше любой легковушки, но монопривод и отсутствие блокировки заднего дифференциала, конечно, не оставляли шансов по сравнению со всеми- полноприводные автомобили.

Справа можно увидеть версию с удлиненной базой и расположением задних фонарей — даже при мелком ДТП они пострадали в первую очередь

Другими приятными для отечественного автолюбителя особенностями были запираемая заливная горловина (слить топливо на советских машинах в то время не было проблемой) и даже замки на каждом колесе. В тот момент водители даже дворники брали с собой домой после поездки — повсеместный дефицит приводил к увеличению краж самых элементарных вещей.

Обслуживать машину планировалось с помощью специальной сети «Автокамсервис», которая должна была за три дня доставить необходимую запчасть в любую точку страны! По советским меркам сроки беспрецедентные. Кроме того, для ремонта Рейнджера можно было просто снять корпус — и все агрегаты становились как на ладони. Мечта автомобилиста?

Автокам даже не стал оборудовать конвейер для сборки машинокомплектов: они работали с автомобилями на обычных подъемниках с самой минимальной автоматизацией производства. Но даже первую десятку английских китов пришлось собирать, что называется, на глазок — инструкции производитель не прислал.

Хуже того, сами автомобили на практике оказались безобразного качества: стекла и крепления не подходили к кузову, не держались уплотнители, не сходились отверстия, куда вставлялись болты. В конструкции отсутствовали некоторые датчики, кожухи и даже защелка открытого капота. Штатная печка и аккумулятор были слабоваты для советских климатических условий.

Так или иначе, первый автомобиль опытной партии появился на свет в мае 1991 года — его подарили «Татнефти», которая предоставила «Автокаму» валюту для закупки машинокомплектов. Дальнейший производственный план оценивался в 20 тысяч автомобилей в первый год и 150 тысяч через несколько лет. Для сравнения, в 2021 году УАЗ выпустил чуть более 40 тысяч автомобилей.

При этом 70% собранных «Рейнджеров» планировалось отправить обратно за рубеж по договоренности с ФСВ в качестве оплаты за новые машинокомплекты — отечественная сборка обходилась дешевле, и англичане, по идее, теперь могли продавать свои внедорожники по более привлекательной цене.

Баррикада на Горбатом мосту у Дома правительства РСФСР, 22 августа 1991 г.
Иван Второв/Wikimedia.org

Звучит амбициозно, но уже в августе 1991 года произошел государственный переворот, и к концу года СССР перестал существовать! Во-первых, возникли проблемы с валютой во взаиморасчетах между «Автокамом» и FSV International Limited — теперь предприятие могло, худо-бедно, собрать несколько единиц «Рейнджеров».

Далее начались конфликты между партнерами «Автокама», переносы производства и попытки заменить импортные детали на отечественные: в итоге под капот внедорожника поставили московский двигатель и агрегаты от Иж-2126 Орбита, а переднюю панель от Оки. в кабину…

Рейнджер с салоном от Оки

Можно было даже освоить кустарное изготовление пластиковых кузовов, но теперь и без того не самый прогрессивный Рейнджер выглядел унылой заднеприводной солянкой из Москвича, Ижа и Оки. Получившийся Франкенштейн уныло смотрел на мир фарами от Жигулей.

В то же время рынок новой России уже был наводнен подержанными иномарками, на которые еще не были введены огромные ввозные пошлины, дефицита уже не было, а объединение «Автокам» продолжало лихорадить от внутренних неурядиц и споры. За все время удалось выпустить около сотни «Рейнджеров», последний из которых был собран в 1999 году.

Хотя и сейчас на свалках, сайтах разборок и сайтах по продаже подержанных автомобилей до сих пор можно найти отдельные экземпляры Ranger, которые хорошо видны благодаря своим ярким, не ржавым кузовам. Он действительно оказался вечным для внедорожника – его не хотят принимать даже пункты приема металлолома. /м

Оставить комментарий