Что будет, когда самые современные автомобили сегодняшнего дня станут позавчерашними? Как жить с «очень бэу» автомобилем, большинство из нас хорошо представляет. Постепенно узнаешь ее болячки, вспомнишь наизусть, что и когда менял, заведешь файл с номерами хороших неоригинальных запчастей… Понятно, что делать, если умер бензонасос. А что, если высокотехнологичная начинка превратится в тыкву — глянцевое великолепие сенсорных экранов и виртуальных приборок? Однажды я попробовал что-то подобное, и мне это не понравилось.
Василий Костин, редактор журнала Motor
Так получилось, что на майские праздники я был вынужден убрать с антресоли свой старый ноутбук. Удивительно, но в электронном кирпиче, который скоро отметит свое совершеннолетие, почти все оказалось в порядке. Кроме батареи, которая тогда плохо работала, живыми были жесткий диск, материнская плата и даже хрупкие вещи вроде кабеля монитора.
В общем никаких проблем: втыкаешь шнур питания и работаешь — все запускается. Но не тут то было! Локальный софт работал нормально и даже тормозами особо не заморачивался. Но интернет-браузер «порадовал» сообщением об ошибке, которое не исчезало, что бы я ни делал. А без интернета никуда — сейчас тебе не девяносто пятый год.
Думаю: «Ничего, сейчас обновлю браузер, и все будет работать». Боже, как я был наивен! .. Все мои усилия обернулись мертвым припарками — пришлось гуглить решение с телефона. Но самое ужасное, что этого решения… нет. О том, что вся поддержка операционной системы Windows XP закончилась несколько лет назад, я уже знал. И вот я узнал, что из-за этого в системе истек срок действия SSL-сертификатов — и протокол https не будет работать ни в одном браузере. Это значит, что придется отказаться от шифрования в Интернете — или сменить операционную систему на более современную (и далеко не факт, что она запустится на старом железе).
В итоге мои ИТ-страдания привели меня к мысли: интересно, произойдет ли нечто подобное через 10-15 лет с бортовой электроникой современных автомобилей? Насчет физической выживаемости начинки я спокоен: стандарты вибро-, влаго- и термостойкости в автомобилестроении самые высокие. Ноутбуки и не снились! А вот что касается программной составляющей, то я очень в этом сомневаюсь.
Уже сейчас каждый уважающий себя бренд предлагает мультимедиа с выходом в интернет хотя бы в качестве опции. Сказать, что мне это не нравится, значит уклониться. Очень нравится: человеческая навигация с данными о пробках, качественное распознавание речи (наконец-то не нужно вводить адрес побуквенно!), интернет-радио, доступ к Spotify и Deezer (сейчас уже не актуально, но я из старая память).
Понятно, что поначалу все будет работать как часы: в режиме онлайн устанавливаются последние обновления, исправляются ошибки, подключаются новые сервисы — красота! Тем интереснее, что будет дальше. Впрочем, я могу себе это представить.
Хотя автомобильные ИТ считаются оплотом консерватизма, через несколько лет модельный ряд все равно начнут переводить на новую мультимедийную платформу. Для лидеров это происходит довольно быстро и сейчас: например, Mercedes-Benz начал переход на систему MBUX второго поколения всего через два года после появления первого поколения.
Ничего страшного в этом случае произойти не должно: системы разрабатывались с учетом обратной совместимости — и многие элементы, вероятно, сделаны независимыми от платформы.
Но через несколько версий разработчикам обязательно нужно будет добавить какую-то технологию, внедрение которой нарушит совместимость нового ПО со старым железом. А может, введет новый протокол, реализация которого на старом софте проблематична. Хоть я и не айтишник, такие вещи почти так же неизбежны, как наступление осени в сентябре.
Давайте пофантазируем дальше: добросовестная ИТ-команда богатого автопроизводителя разделит программное обеспечение на два семейства и продолжит поддерживать оба. Те, у кого труба ниже, сразу начнут срезать углы, а те, у кого меньше смены поколений. Однако даже у «хороших парней» поддержка старой технологии пожирает ресурсы — и через несколько версий они решат сбросить нагрузку в виде старого «железа».
Причем автомобили с устаревшей бортовой электроникой к тому времени, скорее всего, уже будут в руках вторых, а то и третьих владельцев. Это вовсе не значит, что обязательно погаснут экраны и перестанет играть радио. Но… счастливый обладатель еще не очень старого «премиума» может вдруг обнаружить, что его машину сбило дистанционным запуском двигателя. Или перестало работать распознавание речи. И если ПО для бортовой «мультимедии» было написано неаккуратно, то что-то совсем неожиданное.
Возможно, мы еще увидим работу энтузиастов-хакеров, реконструирующих бортовую электронику и создающих специальные прошивки для восстановления утраченных функций. Или предприимчивые гики, которые раньше ради интереса ставили Linux на стиральную машину и запускали Doom в микроволновке, а потом решили взяться за автомобили. Главное не оставлять бэкдоров в своем софте…
Будем надеяться, что моя фантазия просто завела меня слишком далеко: есть основания так думать. Ведь работа автомобильных айтишников в каком-то смысле проще, чем у тех, кто занимается программным обеспечением для десктопов или мобильных телефонов. Аппаратное обеспечение находится под полным контролем, его разнообразие минимально: нет необходимости обеспечивать совместимость со всем зоопарком устройств, доступных на рынке.
PS Обращение к тем, кто будет читать эту колонку в две тысячи тридцать или позже: напишите в комментариях, был ли я прав или нет и как все было на самом деле! /м
Какую модель Audi с пробегом лучше купить? Покупка автомобиля с пробегом это всегда ответственное решение.…
Распространенные неисправности форсунок BMW: причины и решения Автомобили BMW славятся своей производительностью, роскошью и инженерным…
Прокат автомобилей премиум-класса в Москве с TOPCAR Когда речь заходит о том, чтобы ощутить роскошь,…
Система видеонаблюдения и мониторинга состояния водителя MONTRANS DVR:предотвращение аварий и экономия на топливе MONTRANS DVR…
VIN Decoder — это удобный и востребованный сервис, позволяющий получить полнуюинформацию об автомобиле на основе…
Уже несколько дней в Сети идет оживленное обсуждение анонсированной АвтоВАЗом новинки. Речь идет о Lada…