Стоит ли доплачивать за дорогую акустику в авто?

Вы замечали, что если на сетке динамиков в машине есть какой-нибудь узнаваемый логотип, то такая «музыка» почти всегда звучит великолепно? А теперь вспомните, что вам больше нравится — Bose или Harman Kardon? Инфинити или JBL? Когда вы их все выслушали – как и мы, журналисты по роду своей деятельности, – определиться с этим непросто. Потому что глобально все фирменные системы играют отлично. Но значит ли это, что за такое удовольствие стоит добавить галочку в конфигураторе весом 80, а то и 200, а в некоторых случаях и все 500 тысяч рублей?

Дмитрий Ласьков, ответственный за тест-драйвы Motor

Дело это очень тонкое и не очевидное для массового потребителя. Потому что восприятие звука крайне индивидуально. Особенно все становится сложно, если слушать базовую «музыку» и сравнивать ее не с топовой, а с промежуточной, предлагаемой для модели. Например, стартовый «нонейм», который ставится в современные БМВ (чаще всего это запчасти фирмы «Лир», производящей кресла и электрику), чаще всего уже звучит очень достойно. И не зная, что это не опциональный Harman Kardon, легко подумать, что это именно он и есть. Но это не общее правило и не все закономерности в мире автозвука.

Например, одни и те же марки могут как «звучать», так и «не звучать» у разных марок и даже у разных моделей одного производителя. Одни и те же системы Bose в разных автомобилях Mazda поражают слушателя с разной силой: в родстере MX-5 инженерам удалось сделать потрясающую акустику для такой маленькой и шумной кабины — они спрятали туда 7 (!) динамиков, а процессор даже подстраивает компенсатор при складывании и раскладывании крыши. А вот в кроссовере CX-5 тот же Bose хорош, но ничего особенного.

И здесь работает другой принцип: чем больше и дороже машина, тем более качественный звук в ней воспринимаешь как должное. Система Naim в Bentley играет великолепно, но не производит такого же впечатления, как непропорционально более простая, но все же богато звучащая Rockford Fosgate в Mitsubishi Outlander. Потому что разница в уровне автомобильных носителей акустики гораздо значительнее, чем разница в уровне самих аудиосистем. Причем в абсолютном выражении сомнений нет, где звук круче, а вот в относительном все уже не так однозначно.

Сравнивать между собой акустику разных марок вообще дело неблагодарное. Итак, во время теста заряженных Porsche Cayenne и BMW X6 я решил заодно выяснить, какая high-end система круче — Porsche Burmester 3D High-End Surround Sound или Bowers & Wilkins Diamond Surround Sound BAM. Оба стоят под полмиллиона, состоят из двух десятков динамиков и выдают мощность около 1,5 кВт. Запасся на флешке несжатой музыкой (в т.ч. эталонным сборником от Burmester), сбросил эквалайзеры и начал экспериментировать.

Прослушивание треков не только не позволило выявить лучшее из этой пары концертных залов на колесах, но даже не дало возможности ощутить заметную разницу в звучании. Она была едва уловима, да и то я склонен списывать на эффект плацебо. Потому что мозг был запрограммирован на поиск различий. Следующий шаг был еще более смелым: тот же трек проигрывался сначала с флешки, а потом через стриминговый сервис в смартфоне с современным Bluetooth. Ведь где, как не на таких дорогих системах, можно услышать различия в звучании «по проводу» и «по воздуху». Но они не были!

И даже когда я проигрывал требовательный трек Epitaph из King Crimson из онлайна, то с высоким качеством (HQ), то с высоким сжатием для экономии интернет-трафика (SQ), качество звука все равно оставалось настолько тревожным, что я не знал о урезанное качество, то я бы не заметил подвоха. И точно так же каждый раз прихожу в подобный восторг от акустических возможностей того же Burmester, но уже в Mercedes-Benz. Или от Bang & Olufsen в топовых Audi.

Для меня — обычного слушателя — меняются только надписи на «решетках» динамиков, а качество остается неизменно высоким. Но есть и исключения: это отличная система Bowers & Wilkins, которая предлагается в Volvo. От нее даже уши, растоптанные стадом слонов, приходят в экстаз — это вообще другой уровень по сравнению с тем, что предлагают все остальные. Я проверил свои чувства у людей, серьезно увлеченных звуком, и они полностью разделяли мой энтузиазм по поводу Volvo.

Конечно, властелины мраморных подиумов и золотых проводов сожрут меня за эти замечания, обесценивающие всю сферу их интересов. Но аудиофилы живут в своем мире, где условия и критерии оценки просто недоступны большинству обычных пользователей, а умение наслаждаться high-end звуком вырабатывается годами экспериментов. Я не раз сталкивался с ситуацией, когда профессионалы в отчаянии трясли обывателя за плечи, восклицая «ну, теперь ты слышишь?» А мужчина мог только кивнуть в ответ, чтобы не выглядеть совсем глупо.

Но это вынужденное и неуверенное согласие, сродни надуманному восторгу в галерее современного искусства или на дегустации «великих» вин. В то же время яркий и энергичный, очень качественный, но «массивный» звук точно так же порадует самых неподготовленных слушателей (то есть нас с вами). Но аудиогурман вызовет лишь брезгливость и желание прочесть длинный список недостатков.

Поэтому, по сути, совершенно неважно, что написано на решетке динамика — все системы одного уровня играют примерно одинаково круто. Лишь иногда вызывающий недоумение — например, как рекордные 34 (!) динамика Bose в представительском Cadillac CT6. Непонятно, зачем так усложнять конструкцию, когда реальный эффект от такого перепроектирования по сравнению с более простыми системами просто отсутствует.

Где разместить 34 динамика в седане? Ответ на вопрос от Cadillac с системой Bose Panaray

Любой автопроизводитель при проектировании акустической системы в своих моделях сотрудничает с одним из топовых брендов. И добрая половина из них вообще входит в группу Harman International. Которая, в свою очередь, принадлежит концерну Samsung! Они работают в одном большом аудиосемействе: Harman Kardon (устанавливаются на многие марки автомобилей от массовых и даже бюджетных, как Tata Motors до премиальных), Infinity (корейские, японские и американские модели), JBL (Toyota, Ford), Lexicon (Genesis), Mark Levinson (Lexus) и Bang & Olufsen (немецкие премиальные бренды).

Остальные звуковые студии, сотрудничающие с автопроизводителями, — это либо гигант-одиночка Bose (широчайшее портфолио от Fiat до Porsche), либо сравнительно небольшие студии, иногда объединенные в небольшие альянсы. Однако все они имеют заказы от крупных автомобильных брендов: Bowers & Wilkins работает с BMW, Jaguar, Volvo, McLaren и Maserati; Boston Acoustics сотрудничает с американскими брендами; Burmester с Porsche, Mercedes-Benz и Bugatti; Dynaudio — это Volvo, Volkswagen, а также Bugatti; McIntosh — суперкары Subaru и Ford GT; Meridian является концерном между JLR и McLaren. И так далее.

Американская компания McIntosh разработала для нынешнего поколения Jeep Wagoneer первую — как она сама утверждает — аудиосистему с эталонным качеством звука. Это уровень, на котором музыка воспроизводится максимально близко к тому, как она была исполнена и записана. Это позволяет профессионалам в области звука использовать систему в качестве эталона для сравнения с другими.

Всех не вспомнить и не перечислить. Важно, что ни один из перечисленных выше производителей музыкальных систем не выделяется в значительной степени среди себе подобных ни в худшую, ни в лучшую сторону. И любой хай-фай будет хорош, и любой хай-энд будет велик. Гораздо важнее уметь оценить качество звука, за которое марки автомобилей просят дополнительно сотни тысяч рублей. Поэтому не стоит расстраиваться, что какая-то марка автомобиля не сотрудничает с той или иной музыкальной маркой — на результат это не влияет. Если только это не Volvo с их Гетеборгским концертным залом на колесах от B&W.

И даже тогда последнее не следует принимать за аксиому в силу его субъективности. Все мы по-разному воспринимаем звук и его окраску с эквалайзером, а также слушаем музыку разных стилей. Некоторые из нас даже склонны кощунственно выкручивать низкие частоты на максимум, сводя на нет все усилия разработчиков желанием получить «более глубокий бас».

Данная авторская колонка написана как глобальная оговорка о том, что восторженные и не очень оценки звука в автомобилях, встречающиеся в автомобильной прессе, следует воспринимать философски. Что ж, одержимые звуком фанаты всегда будут слушать все сами и доверять только своим драгоценным ушам. /м

Recent Posts

Мобильный шиномонтаж грузовиков

Мобильный шиномонтаж грузовиков предоставляет удобные услуги по замене шин непосредственно на месте, где находится ваш…

Китайская компания Chery продала рекордное количество автомобилей

В ноябре группа Chery установила рекорд, продав более 212 тысяч новых автомобилей по всему миру,…

«ГАЗель» и «Соболь» получат рулевые рейки от Aurus

Их производство будет осуществлять Муромский машиностроительный завод во Владимирской области, получивший льготный кредит в размере…

Литовская компания показала кит-кар с разрешением для обычных дорог и двигателем V10

Купе называется RR01. Он построен на базе алюминиевого монокока и оснащен двигателем V10 5.2 от…

Иранская SAIPA опровергает информацию об уходе из России

Сообщалось, что Saipa Automobile Group покинула наш рынок, не зайдя на него. Однако, как пишет…

КамАЗ резко увеличит выпуск грузовиков

На заседании совета директоров Камского автозавода 8 декабря утверждена стратегия развития до 2030 года. Об…