Точность: как работает производство моторных масел?

Главное - точность: как работает производство моторных масел?

Одним словом, желание сэкономить может проложить прямой путь к дорогостоящему ремонту в целом. Какое масло выбрать? Выбор моторных масел на нашем рынке огромен. Среди представленных брендов – как всемирно известные, так и отечественные. Но первое место среди производителей отечественных смазочных масел уверенно занимает ЛУКОЙЛ, продукция которого занимает около 40% этого сегмента российского рынка. Более того, именно ЛУКОЙЛ, единственный из отечественных производителей ГСМ, сумел не только пробиться в общий рейтинг, но и занять лидирующие позиции по ряду своих продуктов, вытеснив крупных конкурентов.

Сегодня мы поговорим о том, как производится моторное масло ЛУКОЙЛа.

Производственные площадки можно разделить на несколько видов. Существуют так называемые смеси, в которых масла просто смешиваются из импортных компонентов. Базовые масла импортируются (в терминологии нефтехимиков это просто «база»), присадки и смешивание производятся. А есть площадки полного цикла – у ЛУКОЙЛа в России они расположены в Волгограде и Перми. Добавки туда, конечно, тоже будут привезены, но основы сделаны на месте.

В то же время ЛУКОЙЛ давно вышел на международный уровень: имеет производственные мощности в Австрии, Финляндии, Румынии, Турции и Казахстане. Есть ряд площадок, где осуществляется так называемое контрактное производство: заводы компании сами по себе не принадлежат, а производят смазочные материалы для компании и под ее торговой маркой. Есть около 25 таких сайтов по всему миру. Тем не менее, пермский завод (официально ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез) занимает особое место в этой серии. Но сначала посмотрим, какие смазочные материалы производятся на заводах ЛУКОЙЛа.

Итак, продуктовая линейка там довольно большая и включает в себя большое количество разных групп. ЛУКОЙЛ производит не только моторные и трансмиссионные масла, но и широкий ассортимент промышленных масел: гидравлические и закалочные масла, турбинные масла, смазочно-охлаждающие жидкости (охлаждающая жидкость) для металлообработки … Одно предупреждение: трансмиссионные масла производятся в Перми только для механических коробок передач, а вот и масла для автоматических трансмиссий, выпускаемые на площадке в Тюмени. В Перми они только упакованы.

Но даже если вы принимаете только моторные масла, они делятся на подгруппы. Есть премиальные, топовые линии, и есть линии продуктов, разработанные для более старых автомобилей, когда требования к моторному маслу были несколько другими. Помимо цены, они отличаются свойствами самого товара. Премиальные линейки используют более дорогие и, соответственно, более эффективные компоненты, но это не значит, что экономичные линейки хуже. Линия премиум-класса предназначена для относительно новых автомобилей, двигатели которых предъявляют гораздо более высокие требования, чем в случае «старых» автомобилей старше 20 лет. При производстве масел премиум-класса используется больше присадок, а сами присадки изготавливаются на основе более сложных и более современных соединений, которые обеспечивают более высокую эффективность. Кроме того, в линиях премиум-класса используются синтетические базовые масла, которые по степени очистки намного выше, чем минеральные. Одним словом, весь состав премиальных масел можно назвать на порядок сложнее, чем в случае масел эконом-класса. Это относится к ассортименту масел, предназначенных для коммерческих транспортных средств, а также пассажирских линий. В нашем случае самый современный и дорогой, элитный во всех отношениях ассортимент LUKOIL GENESIS венчает гамму моторных масел для автомобилей. Линия GENESIS также имеет подгруппу под названием GENESIS SPECIAL. Эти продукты предназначены специально для продажи на станциях технического обслуживания, как авторизованных, так и несанкционированных. Остальная часть линейки продуктов GENESIS идет в розницу – в магазины, на автозаправочные станции … В то же время они также разделены на две группы: LUKOIL GENESIS ARMORTECH (рассчитан на новые автомобили по гарантии) и LUKOIL GENESIS UNIVERSAL , которые можно залить в автомобильные двигатели с серьезным пробегом.

Количественно все это распределяется примерно так: пассажирские и коммерческие масла производятся и продаются примерно в одинаковых объемах. В пассажирских маслах линия GENESIS составляет около 20%. В то же время в Перми другие масла, помимо моторных, занимают около 25% выпуска.

Что ж, теперь пришло время поговорить о том, как организовано само производство. Естественно, все начинается с базовых масел. Это один из главных козырей ЛУКОЙЛа как производителя моторных масел. Дело в том, что большинство мировых нефтяных брендов не имеют собственного базового производства и не покупают базовые масла у коллег. Но у ЛУКОЙЛа есть все свое … Ну или почти все. Так, некоторые виды базовых масел группы III, а также синтетические базовые масла группы IV закупаются ЛУКОЙЛом за рубежом.

В любом случае нефтяной блок в составе отдельного нефтеперерабатывающего завода представляет собой отдельную платформу, хотя он связан с основным производством технологическими трубопроводами. Базовые масла поступают на площадку смешивания ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез из двух источников, с Пермского НПЗ и из Волгограда. Дело в том, что только в Волгограде существует комплекс гидрокаталитических процессов для производства компонентов масла, где получают базовые масла группы III +. Пермский НПЗ поставляет только минеральные базовые масла I группы. Итак, начинается волшебство превращения базового масла в конечный продукт, то есть смешивание, смешивание базового масла с присадками.

ЛУКОЙЛ имеет собственное производство присадок – дочернее предприятие ЛЛК-НАФТАН, расположенное в Беларуси совместно с Белорусским Нафтаном. Оттуда исходит огромное количество присадок, потому что именно эти присадки используются для производства экономичных масел и среднего ценового сегмента, которые занимают почти 80% производства моторных масел. В производстве продуктов премиум-класса в основном используются импортные добавки, поэтому ЛУКОЙЛ тесно сотрудничает с ведущими мировыми производителями, а на самом деле их всего четыре в мире – Infineum, Lubrizol, Afton Chemical и Chevron Oronite. Тем не менее, LLK-NAFTAN в настоящее время работает над разработкой добавок для топовых продуктов, но она все еще находится в процессе.

Процесс смешивания базовых масел сам по себе не похож на таинственное «смешивание, но не встряхивание». Это очень высокотехнологичный процесс, в котором главное – точность: ошибка в пропорциях ингредиентов не должна превышать небольшую долю процента! И не думайте, что мрачные люди держат их «веселыми» в огромных резервуарах: процесс смешивания происходит в специальных аппаратах, в которых поток жидкости циркулирует так, чтобы компоненты распределялись как можно более равномерно. Температура также поддерживается с предельной точностью.

И, конечно же, контроль качества осуществляется на всех этапах. Состав и качество базового масла контролируются, состав и качество присадок контролируются, каждая готовая партия проверяется и сертифицируется, и для проверки можно использовать до 150 различных методов! Почему так много? Просто в разных странах, где экспортируются масла ЛУКОЙЛа, стандарты могут требовать использования разных методов для оценки одного и того же параметра. В то же время масла одобрены многими автопроизводителями, а общее количество полученных от них сертификатов превысило 1200! Не случайно, что в ходе модернизации пермского завода (и только на начальном этапе компания потратила на него более 400 миллионов рублей) особое внимание было уделено ряду проектов, связанных с системой качества. Новое современное оборудование уже введено в эксплуатацию, что позволяет использовать более эффективные средства контроля и новые методы испытаний. Была улучшена система учета продуктов и арбитражных образцов, включая их хранение; было установлено новое программное обеспечение, позволяющее использовать более эффективные методы идентификации. В результате, если раньше проверка могла занимать 3-4 дня или даже неделю, теперь период сертификации был сокращен до 1-2 дней.

Текущая модернизация затрагивает не только лабораторию и контроль качества, но и производство в целом. Но это не направлено на увеличение абсолютной мощности завода, но на повышение технологичности, чтобы более современные продукты могли быть изготовлены по разным рецептам. На любой производственной площадке существуют конкретные технологические схемы, отточенные путем смешивания определенных компонентов. И вы должны планировать производство так, чтобы промывка при переходе между партиями была минимальной, чтобы оборудование использовалось по максимуму, но один продукт не попадал в другой. Модернизация позволяет нам расширять ассортимент продукции, в том числе небольшими партиями, и это очень важно. Исторически Пермь всегда имела достаточно большую вместимость, а до этого минимально возможный объем одной партии составлял около 100 тонн. И сейчас ситуация на рынке такова, что продукт, который продается в количестве 5-10 тонн, приносит столько же денег, сколько 100 тонн менее эффективных масел.

Качество продукции в целом является законной гордостью ЛУКОЙЛа. Например, если вы выбираете линию LUKOIL GENESIS ARMORTECH, то для этого есть специальная технология DuraMax. Под этим названием зарегистрирована комбинация базовых масел и присадок. Проще говоря, при разработке рецепта создатели масел тщательно адаптировали рецепт к свойствам используемых базовых масел и попросили адаптировать пакеты присадок и полимерные загустители, которые ЛУКОЙЛ приобретает у партнеров, в соответствии со своими потребностями. Все разработано так, что комбинация этих компонентов дает синергетический эффект. Благодаря уникальным характеристикам базовых масел ЛУКОЙЛ этот эффект проявляется в улучшенной низкотемпературной прокачиваемости и способности к проворачиванию – эти параметры лучше для моторных масел ЛУКОЙЛа, чем в среднем по рынку. Из-за этого моторные масла этой марки, даже 5W40, ведут себя лучше при более низких температурах, характерных для Сибири или Крайнего Севера, чем их конкуренты. Это проявляется как в облегчении запуска двигателя, так и в увеличении скорости нагрева, а также в снижении расхода топлива.

Еще одним важным моментом является адаптация масел ЛУКОЙЛа к российским условиям. Здесь, прежде всего, подразумевается, что не во всех регионах хорошее топливо. Предположим, дизельное топливо может содержать много серы … А когда двигатель работает на некачественном топливе, масло быстро теряет свои свойства и будет служить гораздо меньше. В ЛУКОЙЛе они пытаются компенсировать это с помощью соответствующего пакета присадок, которые имеют несколько более высокие нейтрализующие свойства, лучше борются с продуктами окисления и, благодаря этому, позволяют поддерживать интервал замены масла, установленный производителем. В конце концов, все их рекомендации предлагают идеальные (по сравнению с нашими) условия – европейские дороги, хорошее топливо и движение в основном вдоль шоссе, а в экстремальных условиях рекомендуется сократить интервалы. Масла ЛУКОЙЛа не позволяют этого. Кстати, хорошая защита от износа также является одним из преимуществ моторных масел ЛУКОЙЛа: готовый продукт проходит множество исследований различных спецификаций, и почти каждая спецификация проходит ряд тестов на износ. И результаты этих испытаний показывают действительно выдающиеся результаты, которые в несколько раз превышают требования стандартов. Но продукты производятся. Теперь это нужно упаковать и внедрить …

Реализация идет по ряду направлений. Во-первых, значительная часть общего производства «легковых автомобилей», то есть моторных масел для автомобилей, идет производителям автомобилей для первичной заправки. Сегодня ЛУКОЙЛ поставляет моторное масло первой заправки практически на все моторостроительные заводы в России, а также входит в пятерку поставщиков немецких автомобильных концернов в Европе. Важнейшим условием участия в проектах первой заправки немецких автопроизводителей является сертификация продукции в соответствии с немецким стандартом VDA 6.3, и сегодня сложный процесс сертификации прошел не только завод в Австрии, но и платформа в Перми. Однако у немецкого бренда, например, Volkswagen Group, список партнеров не ограничен. В него входят как альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, так и группа PSA (Peugeot и Citroen). Естественно, производство масел ЛУКОЙЛа сертифицировано в соответствии с основными отраслевыми стандартами ISO 9001 и IATF 16949. В целом партнерство с автомобильными концернами очень важно для обеих сторон. Для ЛУКОЙЛа важно, чтобы, работая в соответствии с требованиями автопроизводителей и проводя совместные многообещающие разработки, компания могла создавать современные и эффективные продукты мирового класса с учетом тенденций развития отрасли. Автомобильные бренды также выигрывают, потому что они получают именно те смазки, которые идеально подходят для их продуктов.

Однако значительная часть продукции реализуется через розничные сети. И тут возникает очень важный вопрос для всех производителей моторных масел. Вы, наверное, поняли, что это была борьба с контрафакцией. У ЛУКОЙЛа действительно были серьезные проблемы с подделками, особенно в 90-х годах. Марка была уже достаточно продвинутой, довольно дорогой, и это привлекло недобросовестных производителей, которые скопировали этикетку и канистру и налили в нее дешевый и неэффективный продукт. Естественно, это повлияло на репутацию бренда, и ЛУКОЙЛ приложил немало усилий, чтобы исправить ситуацию. В результате была разработана поддельная система защиты, которая дает, если не абсолютную защиту, то ее очень высокую степень.

Очевидным способом защиты является канистра с уникальной конструкцией, специально разработанная для ЛУКОЙЛа, жесткая, изготовленная по специальной технологии из трехслойного пластика, с уникальной крышкой. Но основной защитой является этикетка, напечатанная на полипропилене, которая при формовании вплавляется в контейнер и образует с ним единое целое. Его невозможно отделить, и если вы видите канистру с наклейкой на ней, то это подделка. В кустарных условиях практически невозможно изготовить одну и ту же канистру с одной и той же этикеткой, а организация серьезного производства обойдется гораздо дороже, чем просто покупка и перепродажа продукции напрямую у ЛУКОЙЛа. Одним словом, проблема контрафакта компании считается практически решенной.

Что ж, для моего брата, который владеет автомобилем, я могу рекомендовать только при выборе моторного и трансмиссионного масла смотреть не только на мировые бренды, но и «знать свои».

Статья: Точность: как работает производство моторных масел?

Ещё
LADA XCode Concept. Фото АвтоВАЗ
АвтоВАЗ выпустит два новых кроссовера до 2028 года