Skip to main content

Понятие красоты, конечно, относительно и субъективно. Однако рейтинги самых уродливых автомобилей были, есть и будут — и некоторые модели там встречаются чаще, если не почти всегда. Мы непредвзято изучили несколько десятков самых популярных подобных хит-парадов и можем констатировать, что эти автомобили чаще других считаются некрасивыми. Готовы узнать, кто попал в тройку лучших и почему их судьба сложилась именно так?

Фиат Мультипла, 2000-2005 гг.

Multipla стала своеобразным перерождением не менее экстравагантного заднемоторного микровэна Fiat 600 Multipla пятидесятых годов, который навсегда запомнится расположением запасного колеса в ногах переднего пассажира — до такого не додумались даже конструкторы «Нивы». !

В девяностые годы Fiat как раз переживал невиданный подъем: годовые продажи почти удваивались по сравнению с уровнем восьмидесятых, новые модели концерна (Punto, Brava/Bravo, новинки Alfa Romeo) раз за разом становились автомобилями года. .

Оригинальный Fiat 600 Multipla

В общем, идеальные условия, чтобы поверить в себя и подумать, что рынок вам все простит, ведь все с надписью Fiat превращается в золото. Затем Renault Megane Scenic открыл класс компактных минивэнов и быстро стал бестселлером, так что новому Fiat пришлось конкурировать за эту вкусную нишу и просто быть еще лучше.

Рено Меган Сценик

Кузов было решено сделать более компактным: всего четыре метра! Салон просторнее: не на пять, а на шесть человек. Цена конечно ниже. Говорят, что для выполнения задачи дизайнеры тогда просто поставили шесть стульев и нарисовали вокруг машину.

Передний ряд сидений стал трехместным — из-за этого, скажем, ручник в Fiat Multipla находится слева у двери, а огромная подушка безопасности переднего пассажира рассчитана на двух человек.

Длина «Мультиплея» составляет 3994 мм, это на 15 сантиметров короче современного Volkswagen Golf IV.

Пол сделали ровным, крышу очень высокой, а ширину под стать большим представительским седанам — так инженеры постарались компенсировать очень короткую длину салона.

В целом получился очень необычный двухуровневый кузов, где снизу Multipla выглядела как обычный семейный хэтчбек, а сверху — как однообъемный минивэн с огромной площадью остекления и еще парой фар.

Образ новой модели оказался настолько необычным и авангардным, что новый Fiat даже был выставлен как шедевр промышленного дизайна в нью-йоркском Музее современного искусства.

Автожурналисты также тепло приняли Multipla: минивэн показал себя как отличный семейный автомобиль, управлять им было приятно, но первый тревожный звонок уже прозвучал.

Продажи новинки не сложились: за пределами Италии Fiat Multipla покупали неохотно — вообще в Европе удавалось продавать всего несколько десятков тысяч минивэнов в год.

Один из анекдотов про конструкцию «Мульти»

Рестайлингом Fiat пытался привлечь внимание более консервативной публики к Multipla, но теперь машина из необычного автомобиля превратилась в пресную. Дизайн первой версии со временем утратил свой эпатажный дух и теперь казался просто безобразным экспериментом.

В образе китайского Zotye рестайлинговый Fiat Multipla превратился в электромобиль службы такси и даже иногда горел!

Так год за годом Fiat прописывался в рейтингах самых уродливых автомобилей в истории, а потом стал часто их возглавлять. «Мульти» накрыла новая вторая волна весьма сомнительной популярности, тогда как его более скучная рестайлинговая версия продолжала выпускаться в том или ином виде до 2013 года — последней версией минивэна стал китайский лицензионный электромобиль Zotye M300.

Понтиак Ацтек 2000-2005 гг.

Благодаря длительному производственному циклу Fiat Multipla хотя бы окупил вложенные в него затраты, но уже в 2000 году появилась модель, которой суждено было значительно превзойти «достижения» европейского минивэна. Все началось как всегда на здоровье.

В 1999 году General Motors представила симпатичный концепт-кар Pontiac Aztek для поколения X, родившегося с 1963 по 1980 год, двадцатитридцатилетних американцев. И он был весьма хорош.

Концепт-кар Pontiac Aztek, 1999 год. Концепт-кар Pontiac Aztek, 1999 год. Концепт-кар Pontiac Aztek, 1999 год. Концепт-кар Pontiac Aztek, 1999 год.

Шоу-кар Aztek продемонстрировал концепцию идеального автомобиля для улицы, и его серийная версия действительно унаследовала многие уникальные и удобные черты автомобиля для улицы.

К кузову серийного Aztek сзади можно было прикрепить палатку, защищенную пластиковым ремнем, превращая кроссовер в недорогой и очень мобильный дом на колесах. Одна из половин двери багажного отделения упала вниз, образовав скамейку со встроенными в нее подстаканниками.

Отдельные колонки вышли сюда, чтобы посидеть на природе, выпить вкусный напиток и послушать любимую музыку. А между передними сиденьями не просто встроили холодильник — его можно было вынуть и взять с собой на пикник!

Отличные идеи, но сами концепт-кары часто теряют часть своей привлекательности по пути на конвейер — слишком много деталей приходится менять, чтобы соответствовать ожиданиям фокус-группы, сертификационным требованиям, стандартам безопасности, быть надежными и дешевыми в производстве .

Кроме того, на тот момент в General Motors менеджеры и финансисты имели гораздо больше власти, чем конструкторский отдел. Корпорация уже десять лет выпускает безвкусные клоны одних и тех же автомобилей под пятью разными брендами, а все яркие идеи концепта упрощены до неузнаваемости.

Пройдя через мясорубку ведомств, согласований, урезания расходов, некогда необычный кроссовер потерял всякую оригинальность, и обзавелся бесформенным кузовом и неуклюжими фарами, бамперами и маленькими колесами, как тележка из супермаркета.

Таким же волшебным образом, как великая песня или фильм рождаются, когда совпадает множество хороших фактов, Aztek вобрала в себя все худшие черты одновременно, чтобы создать самую уродливую машину в Соединенных Штатах.

Интерьер Azteca отличался грубыми формами и дешевым пластиком.

Хуже того, Pontiac был дороже своих конкурентов — GM рассчитывала, что покупатели будут готовы платить больше за оригинальность и уникальные качества Aztek, чем за классический кроссовер.

Была надежда, что Pontiac хотя бы продаст более 30 000 автомобилей в год — довольно скромные объемы по меркам рынка США, чтобы окупить затраты на разработку. Но в первый неполный год успели продать… 11 000 машин, а потом не более 27 000 каждый год!

Ирония заключалась в том, что Aztek был не такой уж плохой машиной. В сочетании со многими улучшениями для активного отдыха, исследования показали чрезвычайно высокий уровень удовлетворенности покупателей, которые все же решили его купить.

Но журналисты уничтожали Pontiac новыми эпитетами, а каждый кроссовер производства GM приносил убытки. Ситуацию попытались исправить снижением цен и рестайлингом, который оставил в прошлом нелепый двухцветный пластиковый обвес, но Ацтек уже стал бытовым чучелом американского автопрома — символом катастрофического провала на рынке .

В 2005 году компания Pontiac досрочно сняла модель с производства, а герой «Во все тяжкие» Уолтер Уайт увековечил модель в кино. Специалисты по реквизиту идеально подошли к автомобилю, который должен был подчеркнуть тупость главного героя.

Так в единственном объявлении о продаже Aztek в России за 500 000 рублей появляются следующие слова: «У легендарного автомобиля культовой серии на капоте хорошая скидка». Вот такая легенда, а в 2009 году бренд Pontiac прекратил свое существование.

Ниссан Жук, с 2010 г.

Да, некогда любимый в России Nissan Juke тоже уверенно обосновался в рейтингах самых уродливых автомобилей.

Более того, там регулярно появляются еще две модели Nissan: ассиметричный Cube и грузопассажирский S-Cargo.

Ниссан Куб и С-Карго

При этом сам Juke вовсе не является синонимом коммерческого провала. Модель родилась в филиале Nissan в Великобритании, где долгое время искали замену Nissan Almera, что сделало британский завод убыточным.

В какой-то момент менеджеры филиала Nissan собрались в одной комнате, чтобы хоть как-то изменить ситуацию. Чтобы сделать Almera прибыльной, ее нужно было продавать большими партиями, далеко превосходящими энтузиазм покупателей.

И вот, когда половина маркетологов уже была без сознания от отсутствия кофе и интернета, кому-то пришла в голову гениальная идея. Сделать модель прибыльной могло не только увеличение объемов продаж, но и цена, увеличившаяся на несколько тысяч фунтов стерлингов.

И чтобы его купить, машину надо было только немного приподнять над землей… И это при практически неизменной себестоимости.

Имя героя неизвестно — как говорится, у успеха много отцов, но в последующие годы именно британский Nissan создал два больших бестселлера: Qashqai и Juke.

Концепт-кар Ниссан Казана

И да, дизайн Juke нарисован именно в лондонской студии Nissan. Мало кто помнит, но изначально в виде концепта Nissan Qazana это выглядело еще более эпатажно.

И этот автомобиль, в отличие от Multipla и Aztek, оторвали руками: только в Японии Juke получил в шесть раз больше предзаказов, чем ожидалось, а в Европе таких кроссоверов закупали сотнями тысяч в год.

Интересно, что если на наших просторах Nissan Juke пользовался особой любовью у женщин, то, например, в Японии, к удивлению маркетологов, его чаще покупали… пенсионеры.

Однако пока одни любили Juke за его оригинальность, другие не могли понять, как автомобиль с таким дизайном вообще мог попасть на конвейер. И очень скоро маленький Nissan стал завсегдатаем рейтингов самых уродливых автомобилей, где уже числились Multipla и Aztek.

При этом, в отличие от моделей Fiat и Pontiac, Nissan Juke продолжает успешно продаваться в следующем поколении. Напишите в комментариях, что вы думаете об изменении его стиля и справедливо ли для Джука попадание в такие антирейтинги. Давайте сравним наши впечатления. /м

Оставить комментарий