Skip to main content

Сегодня у каждого люксового бренда и основных производителей суперкаров есть свой кроссовер. Но все они шли по дороге, проложенной первым Porsche Cayenne. Именно он сделал возможным (и неизбежным!) и Aston Martin DBX, и Lamborghini Urus, и Ferrari, чье имя нам еще предстоит узнать. Но все могло бы пойти совсем по-другому, если бы Cayenne не получился вот таким: способным почти на все, востребованным, коммерчески успешным. К 20-летию внедорожного Порше мы публикуем архивный материал о том, как этот автомобиль, несмотря ни на что, все-таки состоялся.

Появление первого поколения Porsche Cayenne разделило поклонников марки на два лагеря и вызвало коренные потрясения в самой компании. В терминологии «Игры престолов» Cayenne в некотором роде «ублюдок» — дворянин, рожденный от простолюдина, дитя Порше и Фольксвагена. А на самом деле — автомобиль, который привел марку к новой эре успеха и сверхприбылей. Рассмотрим обстоятельства, в которых он родился.

Предок Кайена мог появиться и раньше, но на него не было денег

Porsche был готов к внедорожнику с пятидесятых годов. Да, это был просто неудачный проект боевой машины для Бундесвера, но не будем забывать, что Mercedes-Benz G-Class и Jeep Wrangler родились похожим образом. Porsche 597 Jagdwagen с купе 356 Boxer проиграл в тендере экономически более успешному DKW Munga разработки Auto-Union, но Porsche не оставлял надежды построить еще один автомобиль такого рода.

Порше 597 Ягдваген Порше 597 Ягдваген Порше 597 Ягдваген Порше 597 Ягдваген DKW Munga, по сути, детище Audi ДКВ Мунга

Ферри Порше также проявлял интерес к появившемуся в семидесятых годах Range Rover. Компания всерьез задумалась над подобным автомобилем на приподнятом шасси Porsche 911, но денег и ресурсов на это всегда не хватало. Большие планы, маленькая компания – в итоге мечты вылились в гоночный Porsche 953, выигравший «Дакар», и полноприводный Porsche 911 Carrera 4 модельного ряда.

Когда появились деньги, их хватило только на половину машины.

В середине 1990-х годов плачевное финансовое положение компании начало улучшаться. Новый начальник Венделин Видекинг, позже вытесненный из Porsche Фердинандом Пиехом, провел реорганизацию: были введены меры бережливого управления и производства, радикально изменен модельный ряд.

Из-за отсутствия у компании свободных средств Boxster (слева) и 911 (справа) были в конце девяностых годов максимально унифицированы для среднемоторной и заднемоторной машины.

Ради экономии новый Porsche Boxster и 911 (впервые с семидесятых годов с совершенно новым кузовом и двигателем с водяным охлаждением) были унифицированы примерно на 50 процентов. После выпуска тонированных «старых кляч», Порше 944 и 968, марка снова стала выпускать современную продукцию и с 1995 года стала прибыльной.

Взгляд Видекинга теперь был обращен в будущее – к растущему сегменту кроссоверов.

Одна из самых эффектных премьер девяностых: новейшее [Jeep Grand Cherokee](https://motor.ru/stories/30-years-of-jeep-grand-cherokee.htm) въезжает в окно Cobo Center в Детройте, 1992 год. Америку тогда захлестнул настоящий бум внедорожников. Джип Гранд Чероки, 1992 год. Джип Гранд Чероки, 1992 год.

В 1990-х годах популярность внедорожников обогатила «большую тройку» в США, крупнейшем рынке Porsche. Найти средства на собственный кроссовер в 2000-х было бы несложно, но в девяностых у компании хватило бы денег только на половину такой машины.

Cayenne может стать совместной моделью с Mercedes-Benz

Как и при внедрении трансмиссии PDK десятью годами ранее, у Porsche был только один способ довести проект до конвейера — найти стратегического партнера, который разделил бы затраты на проектирование и производство.

Mercedes-Benz AAV Concept 1996 — так выглядел выставочный прототип будущего кроссовера ML. Обратите внимание на звезды Mercedes даже на протекторе Концепция Mercedes-Benz AAV Концепция Mercedes-Benz AAV Концепция Mercedes-Benz AAV

И первым в этом списке был Mercedes-Benz, который как раз думал наладить дела в США с удачной заменой G-Wagen (в какое время в истории), но в итоге пришел к совсем другому проекту — Мл кроссовер. К счастью, боссы Porsche могли добраться до офиса Mercedes даже на такси, поэтому между двумя компаниями из Штутгарта начались активные переговоры. Что быстро зашло в тупик.

Daimler видел в Porsche не участника совместного проекта со своей долей и зонами ответственности, а стороннего покупателя платформы, что позволило бы снизить ее стоимость. Следующим логичным решением было обратиться к Volkswagen, который на тот момент возглавлял внук Фердинанда Порше, Фердинанд Пиех.

Чтобы поднять продажи в США, Volkswagen даже пытался продать американцам пикап на базе Golf, но Porsche предложил вместе сделать что-то более стоящее.

Сложные семейные отношения дерева Порше в разное время приводили как к хорошим, так и к плачевным последствиям, но в этот раз они оказались очень кстати. Porsche и Volkswagen могли бы разделить стоимость Cayenne и Touareg, не вступая в прямую конкуренцию. По крайней мере, до появления Audi Q7.

Для Cayenne не было инженерных и производственных ресурсов.

К тому времени, когда они объявили о совместной работе в 1998 году, Porsche все еще была небольшой независимой компанией, производившей 38 000 автомобилей в год — вдвое больше, чем сейчас производится только в Канне.

Компания должна была взять на себя инициативу в разработке платформы кроссовера, но у нее просто не было для этого инженеров. А завод в Цуффенхаузене в это же время был перегружен растущим спросом на новый Porsche 911 (996).

Модельный ряд Porsche в начале 2000-х. Прибыль от Cayenne вскоре удвоила количество моделей.

Порше пришлось открыть дополнительный офис между Вайзахом и Штутгартом и построить новый завод, который изначально был рассчитан на выпуск всего 20 000 автомобилей в год. Для удешевления производства завод намеренно построили в Восточной Германии (Лейпциг), где рабочая сила была дешевле.

Появившись на рынке, Porsche Cayenne стал не только самой новой, самой нетипичной (если не вспомнить тягачи Porsche), самой прибыльной и самой критикуемой моделью марки — эта модель изменила всю структуру компании и, в конечном счете, , Это судьба. В середине 2000-х Porsche уже не боролся с убытками, а практически поглотил всю группу Volkswagen. Но это совсем другая история. /м

Оставить комментарий