### [Lada XRay](https://motor.ru/testdrives/dlitelnyi-test-lada-xray-cross-chast-2.htm) Инсайдеры утверждают, что хэтчбек скоро [снимут с производства](https://motor.ru/news/lada-xray-rumors-18-05-2022.htm). Якобы АвтоВАЗ не собирается восстанавливать сборку и не планирует обновлять модель. Сам автопроизводитель называет эту информацию слухами и отказывается от комментариев. Разговоры об уходе XRay начались еще пару лет назад: уже тогда сообщалось, что объемы производства будут постепенно сокращаться из-за снижения спроса. Сейчас причиной также считается отсутствие запчастей, хотя аналогичные трудности актуальны и для других автомобилей. Говорят, что именно XRay оказался первой Ладой, страдающей от нехватки комплектующих: из-за этого топ-версия с мультимедийной системой EnjoY Pro ушла в прошлое, а производство таких машин до сих пор не возобновлено. За четыре месяца этого года XRay стал самой непопулярной моделью марки: было продано всего 3,3 тысячи экземпляров. ### Hyundai Sonata Корейцы [избавятся](https://motor.ru/news/hyundai-sonata-axe-15-05-2022.htm) от седана, выпускаемого с 1985 года: модель войдет в историю ближе к середине десятилетия, не оставив наследника . Производитель готовит электромобили и не планирует вкладываться в разработку новой четырехдверки с двигателями внутреннего сгорания. К 2035 году у Hyundai будут только электромобили. Кроме того, в Южной Корее модель менее популярна, чем платформа. [Kia K5](https://motor.ru/testdrives/kia-k5-roadtest.htm) или дорогой Hyundai Grandeur. восьмое поколение [собирают](https://motor.ru/testdrives/newhyundaisonata.htm) от 2019 года и скоро будет обновляться. За 37 лет было продано более девяти миллионов автомобилей. ### [Седан Volkswagen Passat](https://motor.ru/testdrives/kiak5vsall.htm) Немецкая фирма [простилась](https://motor.ru/news/volkswagen-passat-4d-axe-09-01-2022.htm) с седаном для Европы после 33 лет выпуска. универсал [Passat Variant](https://motor.ru/testdrives/updpassat19.htm) и платформенный лифтбек [Arteon](https://motor.ru/testdrives/vwarteon.htm) остались в пределах диапазона. Легендарная четырехдверка со временем будет заменена электромобилями Aero и Aero B сопоставимого размера. Первые полтора десятилетия с момента появления модели покупателям предлагался выбор между трехдверным хэтчбеком, пятидверным лифтбеком и универсалом, а с 1988 года модельный ряд включал седаны и универсалы. На европейском рынке гораздо популярнее двухобъемная модификация. Кроме того, в гамме есть еще один универсал схожих габаритов — Arteon Shooting Brake. Американская четырехдверка тоже ушла в прошлое, и теперь седан под названием Passat остался только в Китае. Предполагается, что в следующем году Arteon с обоими кузовами и Passat Variant уступит место универсалу Passat B9 на архитектуре MQB. ### Компактный Mercedes-Benz Немецкая компания намерена [переориентироваться](https://motor.ru/news/mercedes-benz-luxury-plans-20-05-2022.htm) к более дорогим моделям с высокой наценкой, избавляясь от самых доступных автомобилей. Производитель делит свои автомобили на три группы. Стартовый вход класса люкс включает в себя [A-класс](https://motor.ru/testdrives/mercedesaclass.htm), [B-класс](https://motor.ru/testdrives/planb.htm) и аналогичные модели, средние Core Luxury — С-класс, Е-класс, электромобили [EQC](https://motor.ru/testdrives/electric-merc.htm) и EQE, а топовый Top-End Luxury — это S-класс, [G-класс](https://motor.ru/testdrives/mercedesg400d.htm), [GLS](https://motor.ru/testdrives/mercedesgls2019.htm), AMG и Maybach. Теперь последняя пара групп займет три четверти инвестиций, а модельный ряд Entry Luxury сократится с семи до четырех моделей. Какие автомобили покинут гамму, пока не сказано. Можно предположить, что это будут B-класс и [CLA](https://motor.ru/testdrives/zhertva-avtozagara.htm). Остальные четыре машины постепенно перейдут на архитектуру ММА, премьера которой состоится через пару лет. ### [Европейский Ford Mondeo](https://motor.ru/testdrives/sedans.htm) Четвертое поколение для Старого Света [покинуло](https://motor.ru/news/mondeo-eu-axe-03-04-2022.htm) конвейер в испанской Валенсии: модель не дожила до своего 30-летия всего год. 2015 год был самым успешным, но с тех пор среднеразмерная модель потеряла покупателей: спрос упал почти в шесть раз. И снова причина отставки — растущая популярность кроссоверов и электромобилей. Преемника не будет, и компания займется производством гибридных силовых установок. Когда-нибудь ниша Mondeo в европейской гамме может быть занята вездеходом — например, купе-кроссовером Evos. В Китае модель остается популярной: в последнее время там [появилось](https://motor.ru/news/new-ford-mondeo-for-china-18-01-2022.htm) пятое поколение, разработанное местным центром Changan-Ford. Об экспорте в другие страны речи не идет. ### Рено Сценик. Минивэн [снят с производства](https://motor.ru/news/renault-scenic-axe-09-05-2022.htm), но знакомое название [досталось](https://motor.ru/news/renaultscenicvision.htm) к недавнему концепту Scenic Vision: через пару лет он превратится в серийный электрический кроссовер. Стандартный Scenic уже сошел с конвейера, а вскоре последует и удлиненный Grand Scenic. Если первое поколение (сначала под названием Megane Scenic) в 1996-2003 годах собрало тираж около 2,8 млн штук, то под конец карьеры семейство потеряло покупателей: в 2021 году было выпущено менее 16 тысяч экземпляров. Четвертое поколение решили даже не обновлять: его уволили досрочно. ### Citroen Grand C4 SpaceTourer Кусочек истории [стал](https://motor.ru/news/citroen-spacetourer-21-04-2022.htm) и еще один французский минивэн. Заказы закрыты, а сборка на заводе в Виго (Испания) прекратится в середине года. Причина – переориентация покупателей на кроссоверы. Отметим, что в 1999 году Ксара Пикассо в первый год продаж разошлась тиражом примерно 180 000 экземпляров. C4 Picasso появился в 2006 году, а спустя семь лет [перешёл](https://motor.ru/testdrives/c4picacco.htm) на новое поколение. В 2018 году автомобиль был переименован в C4 SpaceTourer, а расширенная версия получила название Grand C4 SpaceTourer. Семиместная модификация пережила «короткую» на пару лет: последняя сошла с конвейера в 2020 году. ### [Lexus CT](https://motor.ru/testdrives/200h.htm) Японская марка [откажется](https://motor.ru/news/goodbay-lexus-ct-04-03-2022.htm) от появившегося 12 лет назад гибрида, оказавшегося самой компактной его моделью. С тех пор хэтчбек уже дважды обновлялся — в 2013 и 2017 годах, и теперь он доступен только в Японии. 136-сильная гибридная установка от Toyota Prius третьего поколения состоит из 1,8-литрового атмосферного двигателя и электродвигателя. Когда-то пятидверка была представлена на 65 рынках, включая российский, но в 2011-2016 годах наши соотечественники приобрели менее тысячи экземпляров. Всего в мире с 2010 года продано примерно 380 тысяч штук. Модель покинула США несколько лет назад, а в октябре этого года будет окончательно снята с производства. С автомобилем решили попрощаться выпуском версии Cherished Touring с немного измененной решеткой радиатора и отделкой противотуманок, а также хромом на заднем бампере. Передние стойки и крыша черные, а салон красный. ### BMW Z4 баварской фирмы [расстанется](https://motor.ru/news/z4-axe-18-02-2022.htm) с компактным родстером: объем продаж не устраивает производителя. Сборка будет остановлена примерно через три года, и у модели не будет наследника. Впрочем, обновиться она еще успеет: модернизация намечена на 2023 год, но вряд ли изменения будут масштабными. Представители BMW заявили, что не комментируют слухи о будущем модельном ряду. Нынешнее поколение с обозначением G29 дебютировало в 2018 году на выставке в Париже. Он разделяет платформу, некоторые агрегаты и внутреннюю архитектуру с [Toyota Supra](https://motor.ru/testdrives/supra-vs-cayman.htm). Производство обеих машин налажено на заводе Magna Steyr в Граце, Австрия.
Мир, в том числе автомобильный мир, стремительно меняется: последние тенденции забываются, и на первый план выходят совсем другие аспекты. Казалось бы, еще вчера журналисты и потенциальные покупатели восхищались вместительностью минивэнов или комфортом больших седанов. Эти модели стали «Автомобилями года» и разошлись миллионными тиражами, а теперь все они стали жертвами тотальной электрификации и повышения спроса на кроссоверы. В нашей подборке некогда популярные или даже легендарные автомобили, которые уже вошли в историю или вот-вот уйдут.