Небольшая компания Elmer Racing завершила создание двигателя Hel, предназначенного для установки на Nissan GT-R. Двигатель V6 полностью повторяет родной агрегат Nissan по размерам и местам крепления. При этом рабочий объем гораздо больше – он составляет пять литров, а блок и головки выточены из цельных алюминиевых заготовок.
Инженерное бюро Elmer Racing работает в пригороде Хельсинки и специализируется на подготовке высокофорсированных турбомоторов — в основном для ралли-кросса, но и для других дисциплин. Их сильная сторона – высокопрочные детали, вырезанные из цельного куска на пятикоординатном станке. Среди их продукции – впускные коллекторы, усиленные крышки коренных подшипников коленчатого вала, фланцы выпускных коллекторов.
Несколько лет назад финская фирма прославилась тем, что разработала двигатель Thor для Porsche 968, который американец Род Побестек использовал в атаках на время. Это четырехцилиндровый турбодвигатель объемом 4 литра, развивавший в кольцевой спецификации до 1500 лошадиных сил.
Последние два года финны проектируют Хель — двигатель V6 объемом 5 литров. Необычный выбор формата объясняется просто: мотор рассчитан на установку на Nissan GT-R в штатное место. Поэтому он сохранил ниссановскую архитектуру — шесть цилиндров, угол развала 60 градусов. Внешние размеры и расположение крепежных отверстий соответствуют серийному агрегату.
Стандартный двигатель Nissan VR38DETT имеет рабочий объем 3,8 литра: диаметр цилиндра 95,5 мм, ход поршня 88,4 мм. Тюнинговые компании HKS, Manley или AMS Performance предлагают увеличить объем до 4,1-4,6 литров. Для этого ставили коленчатый вал с увеличенным радиусом кривошипа или вдобавок еще и растачивали цилиндры.
Судя по их опыту, предельные значения для двигателя Nissan следующие: диаметр цилиндра 100 миллиметров, ход поршня 99 миллиметров. Теоретически это означает, что штатный агрегат позволяет довести объем до 4665 кубических сантиметров.
Поскольку инженеры Elmer Racing не ограничивались блоком Nissan, они еще больше увеличили объем. Диаметр цилиндра увеличили до 103 миллиметров, ход поршня до 100 миллиметров — видимо, для этого немного увеличили межцилиндровое расстояние. Таким образом, рабочий объем мотора Хель составляет 4999 кубических сантиметров. Интересно, что стенки цилиндров покрыты плазменным напылением — точь-в-точь как на стандартном двигателе Nissan.
По сравнению с двигателем Nissan впускные клапаны увеличены до 42 миллиметров (+5 мм), выпускные — до 36 миллиметров (+4 мм), а каналы в головке сделаны более прямыми. Кстати, такой мотор оборудован датчиками давления в каждом из цилиндров.
Блок цилиндров, головки, крышки коренных подшипников, сухой картер, клапанные крышки и передняя крышка ГРМ выточены из цельных заготовок на многокоординатном станке. Коленчатый вал из точеной стали с вольфрамовыми противовесами. Интересно, что финнам удалось не только вписать новый двигатель на прежнее место, но и связать его с системой полного привода Nissan. Можно даже оставить «родные» фазовращатели на распредвалах!
В спецификации Max Hel для дрэг-рейсинга двигатель выдает около четырех тысяч лошадиных сил и крутится до 10 тысяч оборотов в минуту. Для сравнения, стоковый блок GT-R выдерживает форсировку примерно до 1700-1800 лошадиных сил, а дрэг-моторы с перевернутым блоком выдают около трех тысяч лошадиных сил. Самая мощная заводская версия двигателя Nissan VR38DETT развивает мощность 720 лошадиных сил.
Двигатель будет стоить 100 400 евро, хотя есть возможность немного сэкономить — отказ от датчиков давления в цилиндрах снизит цену на девять тысяч. Моторы изготавливаются на заказ, срок ожидания от двух до пяти месяцев.
Чемпионат RDRC: самые быстрые автомобили России