В Казахстане принят новый стандарт, который включил электрические самокаты в законодательную базу. Он дает толкование понятия «электросамокат», вводит деление на разные виды, ограничивает максимальную скорость транспортного средства и запрещает отключать ограничитель скорости. Водительские права теперь потребуются для управления скоростными скутерами. Такую же меру ранее предлагала ГИБДД России.
С 1 июля 2022 года в Республике Казахстан вступил в силу стандарт СТ РК 3769-2022, включивший электросамокаты в законодательную базу. Таким образом казахстанские законодатели устранили правовой вакуум, окружавший эти транспортные средства: теперь можно будет вносить отдельные пункты, касающиеся электросамокатов, в ПДД и в КоАП.
Стандарт, во-первых, дает толкование понятия «электрический самокат»: к ним относятся «электромобили индивидуальной подвижности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека за счет использования электродвигателя, без сиденья, с максимальная конструктивная скорость не более 25 км/ч.
Это означает, что более быстрые самокаты уже подпадают под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» — и с точки зрения закона являются автотранспортными средствами. Тем более, что для управления скутерами с максимальной скоростью свыше 50 километров в час необходимо наличие водительского удостоверения категории А1, как и мопеда.
Выбранная формулировка предполагает, что седельные самокаты также считаются автомобилями. Но новый документ игнорирует моноколесо.
Стандарт устанавливает следующие технические требования к электросамокатам:
• Оснащен электродвигателем (двигателями), аккумулятором с напряжением 100 В постоянного тока или менее, зарядным устройством с напряжением 240 В переменного тока или менее.
• Должен иметь палубу, руль, два или три колеса, осветительные приборы (фару переднюю и фонарь задний), сигнал, тормозную систему, органы управления.
• Максимальная скорость ограничена 25 км/ч. А при движении задним ходом или в пешеходном режиме — не более 6 км/ч.
При этом отдельно указан запрет на доработку электросамокатов для увеличения максимальной скорости: нельзя увеличивать мощность моторов или снимать ограничитель скорости.
Запрещается перевозить дополнительных пассажиров, буксировать другие транспортные средства (будь то другой скутер или прицеп), а также перевозить грузы.
До введения этого стандарта обозначить электрические самокаты ни в ПДД, ни в КоАП было нельзя. Журналисты Kolesa.kz предполагают, что на очереди законодатели за внесением поправок в эти документы.
В России электросамокаты и другая подобная техника находятся в неоднозначном положении. С одной стороны, они нигде не фигурируют в законодательстве — и не считаются транспортными средствами. С другой стороны, в этом году Верховный суд РФ при рассмотрении одного из дел подтвердил выводы автотехнической судебной экспертизы, признавшей электросамокат «механическим транспортным средством».
Были предприняты попытки внести изменения в законодательство. Так, осенью 2021 года Минтранс и МВД разработали поправки к ПДД, которые вводят понятие «средства индивидуальной мобильности» — как электросамокаты, гироскутеры и унициклы. Кроме того, ГИБДД предложила запретить езду на самокатах при отсутствии водительских прав категории А или М.
Предполагалось ограничить максимально разрешенную скорость для этих транспортных средств до 25 километров в час и разрешить гражданам старше 14 лет передвигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочине дороги или краю проезжей части. проезжей части (и в этом случае ограничение скорости выше, до 60 километров в час). Детям до семи лет разрешалось кататься на электросамокатах только в сопровождении взрослых. Однако проект поправок не был внесен в Государственную Думу.
Самые глупые автомобильные запреты