По данным Российской газеты, с 1 октября 2024 года Минпромторг запретил ввоз автомобилей концернов, официально присутствующих на рынке. То есть россияне, желающие купить «параллельно-импортный» автомобиль дешевле рекомендованной производителем цены, вскоре не смогут этого сделать – когда закончатся запасы уже поставленных в страну автомобилей. В основном это касается дорогих автомобилей из Китая.
Для брендов, ушедших с российского рынка, введен механизм параллельного рынка: в этом случае импортировать автомобили начинают не связанные с ними юридические или физические лица. Однако в России автомобили отдельных марок продавались как официально, так и ввозились «серыми» продавцами, которые продавали их дешевле рынка. Дело в том, что альтернативным поставщикам не нужно получать одобрение типа транспортного средства (VTA) – они получают лишь единое заключение по безопасности транспортного средства (СОЕТС), что проще и дешевле.
«Серые» китайские автомобили еще некоторое время будут доступны на рынке, но вскоре его покинут, и останутся только «официальные» предложения. Это коснется таких моделей, как Hongqi E-HS9 и Voyah Free, которые стоят на несколько миллионов дешевле, чем импортированные дистрибьютором.
Решение касается только китайских автомобилей, поскольку Россию покинули европейские, корейские и японские компании. Их продукция будет и дальше транспортироваться параллельно.
Ограничение параллельного импорта существенно не повлияет на объемы продаж, но цены подскочат, предупреждают эксперты. Тем временем выручка китайских компаний в России стремительно растет: в 2022 году семь крупнейших брендов из Китая заработали 346 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем годом ранее.
Китайские проходимцы: настоящие вездеходы из Поднебесной