Skip to main content

Полноприводный 2,5-тонный трехосный ЗИЛ-157 с популярными никами «Захар Захарыч», «Крокодил» и «Колун» был создан как слегка модернизированная версия своего предшественника, в которой удалось реализовать наиболее передовые решения, которые не нашли поддержки у военных заказчиков в середине 40-х годов. Прежде всего, это были все одноколесные шины с одинаковой колеей, а также система регулирования внутреннего давления воздуха в шинах, позаимствованная у амфибии ZIS-485.

Серийное производство автомобиля ЗИЛ-157 началось в сентябре 1958 года, и вскоре он получил главный приз на Всемирной выставке в Брюсселе, где был представлен как грузовик для сельского хозяйства. Со временем оно превратилось в высочайшее достижение отечественного автопрома, долгожителей советского автопрома, производимого в трех поколениях, и основного транспортного средства советской армии и многих зарубежных стран.

Три поколения ЗИЛ-157

В первом поколении 1958-1961 гг. Концепция и параметры всего семейства ЗИЛ-157 с двигателем увеличились до 104, увеличенная трехместная цельнометаллическая кабина с откидными ветровыми стеклами, старая боковая платформа и новый капот практически не изменились. и прокладки радиатора были проложены. Наличие лебедки в маркировке не упоминалось.

Военный грузовик ЗИЛ-157 первого поколения с тентом и лебедкой. 1958 год

На машинах второго поколения ЗИЛ-157К (1961-1978) использовались узлы грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, которые устанавливались на соседних конвейерах. Они установили новое однодисковое сцепление, синхронизированную коробку передач и упрощенную систему регулирования давления в шинах.

Автомобиль ЗИЛ-157К второго поколения с передними гидравлическими амортизаторами. 1961 год

Производство трехтонных автомобилей третьего поколения ЗИЛ-157КД (1977-1992) было развернуто на Уральском автомобильном заводе (УАМЗ). Ее продукция отличалась установкой 110-сильного двигателя, усиленного шасси, новых осветительных приборов и кузова от ЗИЛ-131.

ЗИЛ-157КД третьего поколения из коллекции завода ЗИЛ (фото автора, 2011)

Эти автомобили приобрели обширный кабель небольших опций, включая тракторы для одного грузовика, шасси для монтажа различных кузовов и надстройки с коробками отбора мощности для их привода, а также экспортные версии для эксплуатации в странах с другими климатическими условиями.

Базовые версии грузовых автомобилей с экранированным электрооборудованием трех поколений были проиндексированы ЗИЛ-157EG, 157KG и 157KDG соответственно.

Экспортный грузовик ЗИЛ-157КЭ с 4,5-тонной лебедкой в ​​вооруженных силах Финляндии

Военная техника на шасси ЗИЛ-157

Серийные грузовые автомобили перевозили в кузовах 16–18 человек и военные грузы, а также служили тягачами прицепных артиллерийских и ракетных систем. В их кабинах были предусмотрены приспособления для личного оружия членов экипажа, комплект для дегазации, аптечка и огнетушитель, а на некоторых автомобилях на крыше был установлен легкий «багажник».

ЗИЛ-157КД с поперечными скамьями сзади для личного состава на параде в Москве 9 мая 1985 годаГрузовик ЗИЛ-157К с солдатами Советской армии у памятника советскому танку в Праге. 1968 год

Многие предыдущие профессии унаследовали новые автомобили от ЗИС-151 и впервые получили до 100 вариантов специальных дополнений, в том числе первые советские средства для транспортировки, погрузки и обеспечения боевой эффективности баллистических ракет. Мы уже говорили о знаменитых катюшах в ЗИЛе.

Типичный корпус коробки

В конце 50-х годов советская военная промышленность освоила массовое производство целой гаммы жилых зданий различных конструкций, составляющих единую стандартную серию. Деревянные и металлические рамы КИЛГ-1М впервые были установлены на грузовых автомобилях ЗИЛ-157, которые впоследствии были заменены легкими бескаркасными конструкциями К-66 и каркасными металлическими конструкциями КМ-66, предназначенными для установки на автомобили ГАЗ-66. Для специальных целей использовались раздвижные фургоны К-44 и служебные фургоны К-35.

Серийный фургон КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-157. 1961 (архив 21 научно-исследовательского института)Бескаркасный корпус КМ-66У1Д с панелями из армированного полистирола. 1964 (архив 21 научно-исследовательского института)ЗИЛ-157К с раздвижными стенками корпуса К-44 для размещения штаб-квартиры и столовых. 1964 (архив 21 научно-исследовательского института)

Радиосвязь и контроль

Многочисленные типы военных радиостанций, радиолокационных станций, аппаратуры командного штаба, радиопеленгаторов и даже тропосферных (космических) систем связи были размещены в фургонах КУНГ или К-66, которые базировались на шасси ЗИЛ-157 второго и третьего поколений с экранированное электрооборудование.

Радиостанция Р-140 «Полоска» в кузове К-66У1Д на шасси ЗИЛ-157КЕГ в венгерской армии Станция П-15М Сани в кузове КУНГ-1М. 1959 годАэродромная радиолокационная станция РСП-7

Инструменты для обслуживания и ремонта автомобилей

Узкая специализация авторемонтных инструментов для обслуживания и ремонта различной военной техники на местах привела к созданию в 50-х годах двух основных комплексов мобильных авторемонтных мастерских (PARM) и военных авторемонтных мастерских (WAREM). который использовал шасси ЗИЛ-157 с кузовами СН, КУНГ-1М и КМ-66 с ремонтным оборудованием.

Авторемонтная мастерская ВАРЕМ-3D в кузове СН с колесными аркамиПолевая мастерская МТО-60 для обслуживания транспортных средств и оружия в финской армии

Авто Топливный Сервис

Военные машины этой категории на шасси ЗИЛ-157 / 157К были разработкой автомобилей на базе ЗИС-151. На новом механизированном танкере ACM-4-157 появился новый насос, что позволило ему выполнять функции танкеров. АТЗ-3-157 был оснащен баком, увеличенным на 200 литров, что позволило обслуживать одновременно четырех потребителей, но конструкция нового нефтегазового танкера ВМЗ-157 практически не изменилась.

Модернизированный танкер-заправщик ACM-4-157. 1958 годАвтоцистерна АТЗ-3-157 с баком на 3500 литров топлива. 1959 год

Средства поддержки ракет

С запуском экранированных грузовиков ЗИЛ-157КГ и 157КДЭ они начали устанавливать различные типы средств для обеспечения мобильных ракетных систем и подготовки к ним наземной подготовки баллистического оружия малой и средней дальности. Из-за особой секретности никто ничего о них не знал, а фотографии тех лет не сохранились.

В их число входили заправочные системы для ракетных систем с окислителями и компрессорные станции для заправки сжатым воздухом или кислородом, специальные кузова KUNG для сборки ракетных боеголовок, транспортные средства для хранения с пустыми корпусами и контейнеры для транспортировки ракетных боеголовок, ракеты-носители для испытания кабельной аппаратуры и транспортировки запчасти, аксессуары и пр.

Танкер 8Г17М1 на автомобиле ЗИЛ-157ЭГ в польской армии. 1962 годМобильная компрессорная станция УКС-400В на шасси ЗИЛ-157КДЭ. 1986 годАвтомобиль 2U657 с замаскированным фургоном КУНГ-1М, в котором были собраны ракетные боеголовки. 1959 год

Машины сил химической защиты

С появлением автомобиля ЗИЛ-157 завод «Пожтехника» выпустил самый распространенный автомобиль 8Т311 для мытья и нейтрализации ракетных систем, различного оборудования, оружия и непосредственного ландшафта с использованием специальных жидкостей. АЗС ARS-12D была заменена модифицированной моделью ARS-12U. Химическими отрядами служили также станция дегазации АДМ-48Д и комплекс дегазации воздуха АГВ-3М.

Машина 8Т311 для очистки и обезвреживания военной техники. 1959 годМодернизированная АЗС АРС-12У на шасси ЗИЛ-157 в армии ГДР. 1958 год

автомобильный

В 1958 году ряд мостовых механизированных мостов КММ мигрировал с ЗИС-151А на шасси ЗИЛ-157 с лебедкой, а затем на ЗИЛ-157К. Используя перегрузочные устройства, семиметровый мост каждого из пяти вагонов был перевернут и проложен в нужной зоне, перекрыв узкие канавы и канавы.

Базовая машина механизированной колеи моста КММ на шасси ЗИЛ-157. 1959 годМодифицированный ЗИЛ-157К парка ТПП в экспозиции Музея артиллерийских и инженерных войск (фото автора)

Такая же ситуация повторилась с тяжелым понтонным флотом CCI, который перешел на новый ЗИЛ с платформами для транспортировки и сброса понтонов в воду. Новинкой стала мобильная мачтовая буровая установка полка ПБУ-50 с глубиной бурения до 50 метров.

Средний понтон парка CCI с набором деревянных полов в музее артиллерии в Санкт-Петербурге (фото автора)Мобильная мачтовая буровая установка ПБУ-50 на шасси ЗИЛ-157К (фото К. Дунаева)

Мобильные средства транспортировки и погрузки ракет

Дальнейшее развитие принципиально новых мобильных зенитных, тактических и оперативно-тактических ракетных систем в 1950-х и 1960-х годах привело к появлению принципиально новых транспортных средств для перегрузки и транспортировки и погрузки оборудования (TZM).

В 1961 году TZM PR-14A был принят для использования на одном шасси автомобиля ЗИЛ-157, который был частью зенитного комплекса S-125 с двумя твердотопливными ракетами, каждая весом около одной тонны.

Транспортно-погрузочная машина ПР-14А с ракетами комплекса Невы, напоминающая обычную катюшу. 1962 год

Между тем, большие габариты и увеличенная масса крупных ракет, а также требования к их безопасности на пути и поддержанию постоянной боевой готовности привели к преимущественному использованию для этой цели автопоездов с тракторами ЗИЛ-157В / КВ и специальными одиночными полуприцепы для перевозки одной ракеты.

Впервые опытные образцы ЗИЛ-157В заменили предыдущие тракторы ЗИС-151 в 1957 году и работали в составе Т-ПРМ-11А комплекса С-75 «Двина». Впоследствии они были выпущены в нескольких версиях для разных версий ракетного оружия. С 1958 года модернизированная установка ПР-11АМ, поставлявшая зенитные ракеты комплекса «Двина» СА-75М, стала первой в вооруженных силах социалистических стран. В дальнейшем эта система пережила еще несколько вариантов, пока ее не заменили тракторы ЗИЛ-131В.

Машины ПР-11АМ с ракетами комплекса ДВИНА СА-75М и тракторами ЗИЛ-157КВ. 1967 год

В 1965 году в московских полках ПРО введена в эксплуатацию модернизированная полуприцепная транспортно-установочная машина ПР-3М3 для доставки и установки новых зенитных ракет комплекса С-25М «Беркут» на стационарных стартовых площадках. Масса заправленной ракеты составила 3,5 тонны, граница зоны поражения — 45 километров.

Установка машины ПР-3М3 с 12-метровой ракетой системы ПРО С-25М «Беркут»

Другие военные автопоезда 60-х годов с тракторами ЗИЛ-157КВ включали транспортные полуприцепы или грязные тележки с автомобильными компонентами, которые использовались для доставки оружия на колесные и гусеничные оперативно-тактические комплексы с взрывной осколочной или ядерной боеголовками. Их длина немного превышала 15 метров, максимально допустимая скорость составляет 40 км / ч.

Транспортная машина 2У663У с теплозащитным экраном для доставки ядерных ракет комплекса «Луна». 1964 годТележка 2T3M для перевозки тактических ракет с системой подогрева боеголовки. 1965 год

На титульном фото изображен армейский грузовик ЗИЛ-157КД Уральского автомобильного завода в экспозиции Музея военного автомобилестроения в Рязани.

Оставить комментарий