Categories: Alfa

40 лет «отвратительной» Alfa Romeo Arna

Arna принадлежит к той же особой категории автомобилей, что и Ford Mustang II. Их принято ненавидеть искренне, открыто и всем сердцем. Фанаты поставили им «черную метку» и заклеймили ублюдками, вечными неудачниками и даже грешниками, место которых в автомобильном преступном мире. В этом году оскорбляемая и вызывающая споры Alfa Romeo празднует свой юбилей. Отличный повод покопаться в темных лабиринтах ее судьбы и узнать, так ли она ужасна, как принято считать.

Итальянская и японская автомобильная культура слишком самобытны, чтобы часто пересекаться и находить точки соприкосновения. Однако разные подходы и взгляды не помешали вполне успешному сотрудничеству на основе дизайна. Например, Carroceria Ghia нарисовала купе Isuzu 117, а Italdesign — Isuzu Piazza и микровэн Suzuki Carry с симметричным боковым остеклением и одинаковым наклоном передних и задних стоек.

Исузу Пьяцц
ИсузуИсузу Пьяцц
ИсузуИсузу Пьяцц
Исузу

Arna появилась в рамках совершенно обратной коллаборации: на этот раз итальянцы отправились постучаться в порог одного из гигантов японской индустрии в надежде получить спасательный круг в виде готовых технических решений.

Альфа Ромео Альфасуд
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Чтобы понять, как славная компания дошла до такой жизни, нужно вернуться почти на полтора десятилетия назад. В 1967 году ее руководителю Джузеппе Лураги пришла в голову идея вывести на рынок компактную модель. Финансирования плана не было, поэтому нам пришлось обратиться за помощью к правительству. Кредит в 360 миллиардов лир был выдан, но с фатальным условием, как выяснилось позже. Сборку следовало организовать в южной коммуне Помильяно-д’Арко (провинция Неаполь), где нет традиций и культуры подобного производства. Навязанная «региональная» стратегия ради новых рабочих мест предопределила название: модель получила название «Альфасуд», а sud по-итальянски означает юг.

Альфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Проблемы не заставили себя долго ждать. Появившиеся подробности проекта серьёзно разозлили руководство Fiat. Между компаниями существовало джентльменское соглашение о том, чтобы максимально избегать конкуренции внутри одного класса, которое Fiat сумел нарушить своим семейством 130 и купе Dino. Поэтому Alfa Romeo явно почувствовала моральное право взяться за малолитражку и собрала вокруг нее высококвалифицированных специалистов. Разработкой руководил австрийский маэстро Рудольф Грушка, имеющий опыт работы с Volkswagen, Porsche и… Fiat. Его выманили из лагеря противников, и это обстоятельство только усугубило конфликт.

Альфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Об уровне квалификации проектировщиков свидетельствует тот факт, что на создание «Альфасуда» с нуля и его запуск понадобилось всего четыре года по сравнению со средним показателем по отрасли на тот момент — шестью. Автомобиль, родившийся в рекордно короткие сроки, оказался чрезвычайно интересным. Все в нем — это изысканная инженерия, потрясающие ходовые качества и, кроме того, стиль самого Джорджетто Джуджаро. Грушка и его коллеги использовали передний привод, оппозитные четырехцилиндровые двигатели (под влиянием Volkswagen) объемом 1,2 литра, комбинацию стоек МакФерсон спереди и задней балки с механизмом Уатта для изысканной нейтральной управляемости, стойки и рулевое управление с шестерней и всесторонние дисковые тормоза. , а передние перенесены на главную передачу для уменьшения неподрессоренных масс. Топливный бак располагался в безопасном месте под задним сиденьем.

Альфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Журналисты были в восторге от всей души. Британское издание Autocar не пожалело похвал и отметило, что компактный хэтчбек демонстрирует «невероятную управляемость», при этом просторный, комфортный и тихий. Автомобильный журнал назвал Alfasud «Автомобилем десятилетия», и Ford использовал его в качестве эталонной модели при разработке своего переднеприводного Escort третьего поколения.

Альфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Увы, сказка об итальянской принцессе принесла немало разочарований. Планировалось строить по тысяче единиц в день, но в разгар забастовочного сезона повезло более 70 единицам. Неторопливые чернорабочие любили бунтовать по любому поводу. Всего было зафиксировано около семисот (!) ударов! Потребители вскоре тоже схватились за голову: маленький шедевр заржавел быстро и неотвратимо. Сталь принято винить в отвратительном качестве, хотя мы встречали альтернативное и вполне правдоподобное мнение о грубом нарушении технологического процесса. «Подумайте, как мог получиться «Альфасуд» с окраины Милана, а не с юга…», — правильно заметил в тематической онлайн-дискуссии один господин с многолетним опытом эксплуатации.

Альфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Все вышеперечисленное печально вдвойне. Проблемы с качеством оставили темное пятно на репутации и технологиях бренда, которое трудно отстирать. К концу семидесятых годов Alfa Romeo оказалась в сложной ситуации. Долговое бремя поставило под угрозу его существование и вынудило принять срочные меры. Те, что, с одной стороны, кажутся прорывной стратегией, а с другой — жестом трудно скрываемого отчаяния. Пятидверный 33 готовился заменить Alfasud, но потребность в доступной модели сохранялась. Это также позволило «расшевелить» многострадальный неаполитанский завод, увеличив объемы производства силовых агрегатов.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

Но где взять дешевую серийную «Альфу»? С «бухгалтерией» дела обстояли мрачно; времени на создание нового продукта с нуля самостоятельно не хватило… Казалось возможным реализовать идею с участием сильного партнера. И тогда итальянцы обратили свой взор на мудрый Восток. Переговоры с Nissan начались весной 1979 года, а осенью 1980 года стороны подписали соглашение об основании предприятия ARNA (Alfa Romeo Nissan Autoveicoli) с равными долями участников. Позже отраслевые издания будут цитировать его как отличный пример того, как не совмещать потенциал двух компаний.

Ключевое слово — «объединить».

Ниссан Пульсар
НиссанНиссан Пульсар
НиссанНиссан Пульсар
НиссанНиссан Пульсар
Ниссан

Речь шла не о банальной бейдж-инжиниринге, когда один бренд благосклонно принимает готовый продукт и пытается продвигать его под собственным логотипом. Из союза Alfa и Nissan родился эклектичный автомобиль. Очень прагматичен и, с точки зрения преданных фанатов, очень циничен. Начнем с того, что «полукровка» совершенно не походила на полноценную «Альфу» просто потому, что обходилась кузовом не особо примечательного хэтчбека Pulsar/Cherry N12. Происхождение конструкции исключает даже намек на дискуссию о высоких материях: во внешнем виде «Арны» практически не было ничего итальянского. Nissan — это как «Ниссан», только с другими бамперами, решеткой радиатора и оптикой. Бутылка водопроводной воды с этикеткой Кьянти…

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

Оппозитные 1,2-, 1,3- и 1,5-литровые «четверки», безальтернативная пятиступенчатая механическая коробка передач и передняя подвеска с измененными калибровками поделились с Alfasud, а перенастроенная задняя подвеска — с японским донором. Таким образом, Arna стала первой серийной Alfa Romeo с независимой задней подвеской.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

Как вы, наверное, догадались, концепция «по одному» не сработала, и это мягко сказано. Ежегодно планировалось продавать 60 тысяч единиц, но всего за период с 1983 по 1987 год удалось продать… 53 047. Между подписанием соглашения и запуском курс японской иены резко вырос по отношению к лире, что увеличило стоимость комплектующих Nissan и подорвало довольно хрупкую экономику проекта. С аналогом под названием Nissan Cherry Europe тоже было непросто. Покупатели откровенно не поняли другую, но более дорогую «Вишню» и к тому же со странным «оппозитным» двигателем.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

В англоязычных источниках мы встретили мнение, что самым спорным аспектом Арны является если не некрасивый, то безвкусный внешний вид. На самом деле все несколько сложнее; роковую роль сыграл комплекс факторов. «Это выглядело скучно, а у Nissan той эпохи была плохая управляемость, что не соответствовало такому спортивному бренду, как Alfa». С двигателями и электроникой Alfa Romeo надежность также не была одной из ее сильных сторон. Это была совершенно противоположная формула: если бы «Альфа» переняла стиль и ходовые качества, а «Ниссан» предоставил надежное шасси, то машина могла бы стать хитом», — заключают наши коллеги из британского издания Auto Express. С ними трудно не согласиться.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

В 1986 году Fiat приобрел Alfa Romeo, а заодно выкупил японскую долю в ARNA и вскоре поставил точку в судьбе хэтчбека, ставшего к тому времени объектом насмешек. Приверженцы корпоративных традиций явно видели в нем предателя, запятнавшего честь семьи. Правда в том, что Арна не плоха, просто недостаточно хороша.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

Те же предрассудки под видом непреложной истины утомили итальянского историка Маттео Ликату, и он написал книгу «Альфа Ромео Арна – Правдивая история 1980–1987» с объективным анализом фактов и событий давно минувших дней.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

«Вряд ли у кого-то есть существенный опыт работы с машиной, учитывая, что их было выпущено не так много, а последний был продан еще в 1987 году, надо полагать, благодаря подробным разговорам и значительной скидке», — Ликата изящно бросает булыжник в сад. критиков. Автор суров и справедлив по отношению к своему главному герою. Например, он отдает должное эффективности, когда в условиях нехватки времени две разные платформы были объединены менее чем за два года и одновременно открыли новую сборочную площадку. В то же время Маттео Ликата называет нелогичным строительство дополнительного завода для решения проблемы избыточных производственных мощностей.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

Нейтральную и потому заслуживающую доверия оценку «Арны» мы нашли в старой посвященной ей публикации в журнале Motor Sport Magazine за июль 1985 года. «Помня об удовольствии от вождения «Альфасуда», я думаю, что лучше всего забыть о предполагаемой связи между ними и рассматривать новичок, как Nissan-Romeo или японская Alfa Romeo», — говорит его автор. Органы управления и панель приборов без тахометра на тестовом хэтчбеке не вызвали никаких вопросов. Тормоза хорошие, но совершенно невнятное усилие на руле (3,6 оборота от упора до упора) при прямолинейном движении ухудшило взаимопонимание с ходовой. Задняя подвеска жесткая, сиденье лишено боковой поддержки. Но эти просчеты компенсируются высокой топливной экономичностью, практичностью и в целом адекватными манерами.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

В начале очерка мы не случайно упомянули Ford Mustang II. Арна также взяла на себя груз ответственности за сохранение семейных ценностей. А еще он попал под перекрестный огонь потребителей с завышенными ожиданиями, которые не хотели рассматривать маленький «честный» автомобиль вне контекста философии и имиджа бренда. Мы считаем, что сегодня такой трюк не сработает. Ведь это Альфа! /м

Recent Posts

Что нужно знать о новом электрокаре Zeekr X

Что нужно знать о новом электрокаре Zeekr X В 2023 году на рынке электромобилей появилась новая…

Обслуживание этих автомобилей почти бесплатное, а цена всего 300 000 рублей: лучшее на российском рынке

На российском рынке много китайских автомобилей, которые при достаточно хорошем оснащении имеют доступный ценник. Однако…

Мобильный шиномонтаж грузовиков

Мобильный шиномонтаж грузовиков предоставляет удобные услуги по замене шин непосредственно на месте, где находится ваш…

Китайская компания Chery продала рекордное количество автомобилей

В ноябре группа Chery установила рекорд, продав более 212 тысяч новых автомобилей по всему миру,…

«ГАЗель» и «Соболь» получат рулевые рейки от Aurus

Их производство будет осуществлять Муромский машиностроительный завод во Владимирской области, получивший льготный кредит в размере…

Литовская компания показала кит-кар с разрешением для обычных дорог и двигателем V10

Купе называется RR01. Он построен на базе алюминиевого монокока и оснащен двигателем V10 5.2 от…