Skip to main content

Arna принадлежит к той же особой категории автомобилей, что и Ford Mustang II. Их принято ненавидеть искренне, открыто и всем сердцем. Фанаты поставили им «черную метку» и заклеймили ублюдками, вечными неудачниками и даже грешниками, место которых в автомобильном преступном мире. В этом году оскорбляемая и вызывающая споры Alfa Romeo празднует свой юбилей. Отличный повод покопаться в темных лабиринтах ее судьбы и узнать, так ли она ужасна, как принято считать.

Итальянская и японская автомобильная культура слишком самобытны, чтобы часто пересекаться и находить точки соприкосновения. Однако разные подходы и взгляды не помешали вполне успешному сотрудничеству на основе дизайна. Например, Carroceria Ghia нарисовала купе Isuzu 117, а Italdesign — Isuzu Piazza и микровэн Suzuki Carry с симметричным боковым остеклением и одинаковым наклоном передних и задних стоек.

Исузу Пьяцц
ИсузуИсузу Пьяцц
ИсузуИсузу Пьяцц
Исузу

Arna появилась в рамках совершенно обратной коллаборации: на этот раз итальянцы отправились постучаться в порог одного из гигантов японской индустрии в надежде получить спасательный круг в виде готовых технических решений.

Альфа Ромео Альфасуд
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-РомеоАльфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Чтобы понять, как славная компания дошла до такой жизни, нужно вернуться почти на полтора десятилетия назад. В 1967 году ее руководителю Джузеппе Лураги пришла в голову идея вывести на рынок компактную модель. Финансирования плана не было, поэтому нам пришлось обратиться за помощью к правительству. Кредит в 360 миллиардов лир был выдан, но с фатальным условием, как выяснилось позже. Сборку следовало организовать в южной коммуне Помильяно-д’Арко (провинция Неаполь), где нет традиций и культуры подобного производства. Навязанная «региональная» стратегия ради новых рабочих мест предопределила название: модель получила название «Альфасуд», а sud по-итальянски означает юг.

Альфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Проблемы не заставили себя долго ждать. Появившиеся подробности проекта серьёзно разозлили руководство Fiat. Между компаниями существовало джентльменское соглашение о том, чтобы максимально избегать конкуренции внутри одного класса, которое Fiat сумел нарушить своим семейством 130 и купе Dino. Поэтому Alfa Romeo явно почувствовала моральное право взяться за малолитражку и собрала вокруг нее высококвалифицированных специалистов. Разработкой руководил австрийский маэстро Рудольф Грушка, имеющий опыт работы с Volkswagen, Porsche и… Fiat. Его выманили из лагеря противников, и это обстоятельство только усугубило конфликт.

Альфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Об уровне квалификации проектировщиков свидетельствует тот факт, что на создание «Альфасуда» с нуля и его запуск понадобилось всего четыре года по сравнению со средним показателем по отрасли на тот момент — шестью. Автомобиль, родившийся в рекордно короткие сроки, оказался чрезвычайно интересным. Все в нем — это изысканная инженерия, потрясающие ходовые качества и, кроме того, стиль самого Джорджетто Джуджаро. Грушка и его коллеги использовали передний привод, оппозитные четырехцилиндровые двигатели (под влиянием Volkswagen) объемом 1,2 литра, комбинацию стоек МакФерсон спереди и задней балки с механизмом Уатта для изысканной нейтральной управляемости, стойки и рулевое управление с шестерней и всесторонние дисковые тормоза. , а передние перенесены на главную передачу для уменьшения неподрессоренных масс. Топливный бак располагался в безопасном месте под задним сиденьем.

Альфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Журналисты были в восторге от всей души. Британское издание Autocar не пожалело похвал и отметило, что компактный хэтчбек демонстрирует «невероятную управляемость», при этом просторный, комфортный и тихий. Автомобильный журнал назвал Alfasud «Автомобилем десятилетия», и Ford использовал его в качестве эталонной модели при разработке своего переднеприводного Escort третьего поколения.

Альфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Увы, сказка об итальянской принцессе принесла немало разочарований. Планировалось строить по тысяче единиц в день, но в разгар забастовочного сезона повезло более 70 единицам. Неторопливые чернорабочие любили бунтовать по любому поводу. Всего было зафиксировано около семисот (!) ударов! Потребители вскоре тоже схватились за голову: маленький шедевр заржавел быстро и неотвратимо. Сталь принято винить в отвратительном качестве, хотя мы встречали альтернативное и вполне правдоподобное мнение о грубом нарушении технологического процесса. «Подумайте, как мог получиться «Альфасуд» с окраины Милана, а не с юга…», — правильно заметил в тематической онлайн-дискуссии один господин с многолетним опытом эксплуатации.

Альфа Ромео Альфасуд Спринт
Альфа-Ромео

Все вышеперечисленное печально вдвойне. Проблемы с качеством оставили темное пятно на репутации и технологиях бренда, которое трудно отстирать. К концу семидесятых годов Alfa Romeo оказалась в сложной ситуации. Долговое бремя поставило под угрозу его существование и вынудило принять срочные меры. Те, что, с одной стороны, кажутся прорывной стратегией, а с другой — жестом трудно скрываемого отчаяния. Пятидверный 33 готовился заменить Alfasud, но потребность в доступной модели сохранялась. Это также позволило «расшевелить» многострадальный неаполитанский завод, увеличив объемы производства силовых агрегатов.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

Но где взять дешевую серийную «Альфу»? С «бухгалтерией» дела обстояли мрачно; времени на создание нового продукта с нуля самостоятельно не хватило… Казалось возможным реализовать идею с участием сильного партнера. И тогда итальянцы обратили свой взор на мудрый Восток. Переговоры с Nissan начались весной 1979 года, а осенью 1980 года стороны подписали соглашение об основании предприятия ARNA (Alfa Romeo Nissan Autoveicoli) с равными долями участников. Позже отраслевые издания будут цитировать его как отличный пример того, как не совмещать потенциал двух компаний.

Ключевое слово — «объединить».

Ниссан Пульсар
НиссанНиссан Пульсар
НиссанНиссан Пульсар
НиссанНиссан Пульсар
Ниссан

Речь шла не о банальной бейдж-инжиниринге, когда один бренд благосклонно принимает готовый продукт и пытается продвигать его под собственным логотипом. Из союза Alfa и Nissan родился эклектичный автомобиль. Очень прагматичен и, с точки зрения преданных фанатов, очень циничен. Начнем с того, что «полукровка» совершенно не походила на полноценную «Альфу» просто потому, что обходилась кузовом не особо примечательного хэтчбека Pulsar/Cherry N12. Происхождение конструкции исключает даже намек на дискуссию о высоких материях: во внешнем виде «Арны» практически не было ничего итальянского. Nissan — это как «Ниссан», только с другими бамперами, решеткой радиатора и оптикой. Бутылка водопроводной воды с этикеткой Кьянти…

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

Оппозитные 1,2-, 1,3- и 1,5-литровые «четверки», безальтернативная пятиступенчатая механическая коробка передач и передняя подвеска с измененными калибровками поделились с Alfasud, а перенастроенная задняя подвеска — с японским донором. Таким образом, Arna стала первой серийной Alfa Romeo с независимой задней подвеской.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

Как вы, наверное, догадались, концепция «по одному» не сработала, и это мягко сказано. Ежегодно планировалось продавать 60 тысяч единиц, но всего за период с 1983 по 1987 год удалось продать… 53 047. Между подписанием соглашения и запуском курс японской иены резко вырос по отношению к лире, что увеличило стоимость комплектующих Nissan и подорвало довольно хрупкую экономику проекта. С аналогом под названием Nissan Cherry Europe тоже было непросто. Покупатели откровенно не поняли другую, но более дорогую «Вишню» и к тому же со странным «оппозитным» двигателем.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

В англоязычных источниках мы встретили мнение, что самым спорным аспектом Арны является если не некрасивый, то безвкусный внешний вид. На самом деле все несколько сложнее; роковую роль сыграл комплекс факторов. «Это выглядело скучно, а у Nissan той эпохи была плохая управляемость, что не соответствовало такому спортивному бренду, как Alfa». С двигателями и электроникой Alfa Romeo надежность также не была одной из ее сильных сторон. Это была совершенно противоположная формула: если бы «Альфа» переняла стиль и ходовые качества, а «Ниссан» предоставил надежное шасси, то машина могла бы стать хитом», — заключают наши коллеги из британского издания Auto Express. С ними трудно не согласиться.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

В 1986 году Fiat приобрел Alfa Romeo, а заодно выкупил японскую долю в ARNA и вскоре поставил точку в судьбе хэтчбека, ставшего к тому времени объектом насмешек. Приверженцы корпоративных традиций явно видели в нем предателя, запятнавшего честь семьи. Правда в том, что Арна не плоха, просто недостаточно хороша.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

Те же предрассудки под видом непреложной истины утомили итальянского историка Маттео Ликату, и он написал книгу «Альфа Ромео Арна – Правдивая история 1980–1987» с объективным анализом фактов и событий давно минувших дней.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

«Вряд ли у кого-то есть существенный опыт работы с машиной, учитывая, что их было выпущено не так много, а последний был продан еще в 1987 году, надо полагать, благодаря подробным разговорам и значительной скидке», — Ликата изящно бросает булыжник в сад. критиков. Автор суров и справедлив по отношению к своему главному герою. Например, он отдает должное эффективности, когда в условиях нехватки времени две разные платформы были объединены менее чем за два года и одновременно открыли новую сборочную площадку. В то же время Маттео Ликата называет нелогичным строительство дополнительного завода для решения проблемы избыточных производственных мощностей.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

Нейтральную и потому заслуживающую доверия оценку «Арны» мы нашли в старой посвященной ей публикации в журнале Motor Sport Magazine за июль 1985 года. «Помня об удовольствии от вождения «Альфасуда», я думаю, что лучше всего забыть о предполагаемой связи между ними и рассматривать новичок, как Nissan-Romeo или японская Alfa Romeo», — говорит его автор. Органы управления и панель приборов без тахометра на тестовом хэтчбеке не вызвали никаких вопросов. Тормоза хорошие, но совершенно невнятное усилие на руле (3,6 оборота от упора до упора) при прямолинейном движении ухудшило взаимопонимание с ходовой. Задняя подвеска жесткая, сиденье лишено боковой поддержки. Но эти просчеты компенсируются высокой топливной экономичностью, практичностью и в целом адекватными манерами.

Альфа Ромео Арна
Альфа-Ромео

В начале очерка мы не случайно упомянули Ford Mustang II. Арна также взяла на себя груз ответственности за сохранение семейных ценностей. А еще он попал под перекрестный огонь потребителей с завышенными ожиданиями, которые не хотели рассматривать маленький «честный» автомобиль вне контекста философии и имиджа бренда. Мы считаем, что сегодня такой трюк не сработает. Ведь это Альфа! /м

Оставить комментарий