Categories: Cadillac

Cadillac Cien: 20 лет несбыточному суперкару из Америки

Двадцать лет назад, в январе 2002 года, Cadillac Cien был представлен на автосалоне в Детройте. Это смелый и футуристический автомобиль даже на сегодняшний день. И не только из-за дизайна: представьте, что главный премиальный бренд Америки выпускает 12-цилиндровый среднемоторный суперкар, построенный в лучших традициях европейской школы. С тех пор эта возможность стала еще более невероятной. А потом обдумывали и просчитывали осуществление серийного производства… А тут уже отказались.

Ранее мы рассказывали историю концептуального гиперкара Chrysler ME Four-Twelve, который так и не стал серийным из-за разрыва отношений между Daimler и Chrysler, а также ухудшения финансового положения концерна. Та же участь постигла и другую перспективную машину. General Motors пошла по очень похожему пути с идеей собственной среднемоторной модели. В этих архивных кадрах мы оглядываемся назад на Cadillac Cien, экстремальный 12-цилиндровый суперкар с передовыми технологиями, который был в пределах досягаемости для массового производства.

Какое совпадение: Chrysler ME Four-Twelve со средним расположением двигателя также остался всего лишь концептом. Впрочем, это не так уж и удивительно. Спасибо хотя бы за сам проект, ведь перед глазами Chrysler уже был пример подобной попытки, и то всего на пару лет раньше.

2002 г. На территории Евросоюза используется евро, а сборная Бразилии выигрывает чемпионат мира. Недавно представленный Lamborghini Murcielago — первый Lambo, созданный в сотрудничестве с Audi — постепенно распространяется по миру и становится главным ориентиром для суперкаров нового тысячелетия.

Однако не все было спокойно «в Датском королевстве» — Lamborghini всерьез волновалась, что машина, показанная в январе 2002 года на автосалоне в Детройте, не пойдет в серию. И эта машина была не новой Феррари — представленный в том же году Энцо был слишком дорог и слишком «ограничен» в обращении, — а американским Кадиллаком. Точнее — Кадиллак Сьен.

Однако Cien нельзя назвать чисто американским автомобилем — его дизайн разрабатывался в британской студии GM Advanced Design Studio. Что не мешает «Сиене» выглядеть чистокровным Кадиллаком: спереди есть трапециевидные прорези, образующие массивную решетку радиатора, а местами и утяжеленные пропорции, так что кажется, будто машина «прилипает» к земле, и, конечно, характерные, узкие задние фонари, отсылающие к плавникам Кадиллака середины прошлого века.

По словам концепт-дизайнера Саймона Кокса, при создании облика он вдохновлялся внешним видом истребителя F-22 Raptor: «В Cien мы постарались создать яркое, мощное выражение самой сути дизайна и технологичности. » И признался, что машина ему больше всего нравится, если смотреть сверху. «Концепт сочетает в себе мощность двигателя V12, выдающиеся пропорции и современный дизайн, в котором безошибочно угадывается Cadillac. Этот проект — лучший способ отметить прошлое, настоящее и, самое главное, будущее Cadillac», — добавляет Кокс.

Фраза о наследии Саймона Кокса сказана не случайно — ведь название Cien в переводе с испанского означает «сто», а сама концепция — подарок компании самой себе к столетию. К созданию прототипа подошли со всей ответственностью – несмотря на футуристический вид, машина была на полном ходу. Только некоторые ее электронные гаджеты существовали только на бумаге.

Двухместный среднемоторный спортивный купе типа тарга был построен с привлечением специалистов британской компании Prodrive, той самой, что строила раллийные Impreza и Lehman Aston Martin. В основе Cien лежит карбоновый монокок, обеспечивающий легкую и жесткую конструкцию. Кузовные панели также изготовлены из углеродного волокна. В то время Cadillac участвовал в гонках на выносливость с прототипами LMP01 и LMP02, поэтому обилие гоночных технологий не было неожиданным.

Хотя Cien весил всего 1400 килограммов, за спинами пассажиров сидел могучий 7,5-литровый XV12 Northstar. Полностью алюминиевый двигатель с двумя распределительными валами на ряд и непосредственным впрыском топлива развивал мощность 750 лошадиных сил и 610 Нм крутящего момента. Несмотря на то, что суперкары тех лет редко имели экологические «примочки», двигатель Cadillac имел запатентованную систему деактивации полуцилиндров (Active Fuel Management или DoD — Displacement on demand, «объем по требованию»). Что помогло Сиене быть не такой прожорливой.

Подвеска концепта, как и положено суперкару, была на двойных поперечных рычагах спереди и сзади, а коробка передач — роботизированная 6-ступенчатая, с возможностью переключения подрулевых лепестков. Тяга традиционно для суперкаров поступала на заднюю ось, а от нее на широкие шины Michelin размерности 335/30 ZR21. Передние катки стали заметно меньше — 245/35 ZR19, зато передние тормоза стали на 30 миллиметров больше — 390 против 360 сзади. Карбон-керамические диски и тормоза были изготовлены Brembo.

Точные динамические характеристики супер-Кадиллака неизвестны даже General Motors, но предполагалось, что Cien сможет разогнаться до «сотни» примерно за 3,5 секунды, а максимальная скорость превысит 350 километров в час. К сожалению, все предположения остались на бумаге — в середине 2002 года в General Motors признали, что у них не все в порядке с финансами, и что если концепт пойдет в серию, то он будет стоить около 3 миллионов долларов за штуку. Ну а в августе и вовсе сообщалось, что Cien останется концепт-каром — слишком дорого для компании выпускать такой сложный суперкар.

Сложность была не только в двигателе с отключенными цилиндрами. Цифровая приборная панель, камеры заднего вида, система ночного видения Night Vision, система адаптивной стабилизации StabiliTrak, система голосового управления Communiport — все это требовало долгой «доводки» в то время, когда даже полифония была не в каждом мобильном телефоне. А вот часы Булгари на приборной панели с самого начала работали без проблем.

В общем, проект свернули и положили на полку. Однако внешность Сиена оказалась настолько «вневременной», что он принял участие в съемках двух фильмов — «Остров» 2005 года (события в котором, кстати, разворачиваются в 2019 году) и «Трансформеры: Эпоха истребления». » в 2014 году. И стал неподкупным в таких играх, как Midnight Club 3, Test Drive Unlimited, Gran Turismo 4, 5 и 6 и Asphalt 9: Legends.

Жаль, что автомобильный мир не стал на один суперкар разнообразнее. Однако за 20 лет, прошедших с момента появления Cien, мы стали свидетелями возрождения и полного переосмысления бренда Cadillac. Сегодня это очень современные по духу модели, в которых консерватизм остался только в виде штрихов, дополняющих эпатажный образ.

Суперседаны серии Blackwing бросают вызов самым солидным «немцам» (особенно старшему CT5-V с его компрессорным V8 6.2 на 677 лошадей), но при этом сохраняют задний привод, позволяют заказать МКПП и до последнего игнорировали композитные тормоза. Но параллельно с этой высокооктановой вакханалией Cadillac готовит крайне интересные серийные электромобили…

Мы всему этому рады, но все равно жалко несбывшийся суперкар: второй раз в век электрических кроссоверов войти в эту реку уже не получится. /м

Recent Posts

Китайская компания Chery продала рекордное количество автомобилей

В ноябре группа Chery установила рекорд, продав более 212 тысяч новых автомобилей по всему миру,…

«ГАЗель» и «Соболь» получат рулевые рейки от Aurus

Их производство будет осуществлять Муромский машиностроительный завод во Владимирской области, получивший льготный кредит в размере…

Литовская компания показала кит-кар с разрешением для обычных дорог и двигателем V10

Купе называется RR01. Он построен на базе алюминиевого монокока и оснащен двигателем V10 5.2 от…

Иранская SAIPA опровергает информацию об уходе из России

Сообщалось, что Saipa Automobile Group покинула наш рынок, не зайдя на него. Однако, как пишет…

КамАЗ резко увеличит выпуск грузовиков

На заседании совета директоров Камского автозавода 8 декабря утверждена стратегия развития до 2030 года. Об…

Внедорожники Lada Niva получат новый двигатель

Речь идет о восьмиклапанном 1.8 мощностью около 90 лошадиных сил. Судя по всему, это будет…