В последнее время в русскоязычных источниках часто встречается словосочетание «глиняная модель». Конечно, автомобильная промышленность не использует глину для создания моделей. Глина больше подходит для художественного творчества. А прототипирование требует достаточно высокой точности, которая недоступна пластилину. Так из чего сделаны эти модели? Сейчас мы все объясним.
Английский термин «глиняная модель» на самом деле означает модель из особого вида скульптурной глины. Это довольно интересный материал: при комнатной температуре он твердый, и это позволяет макетчикам обрабатывать его инструментом, а также снимать мерки с готовой модели.
Зиндельфинген, дизайн-студия Mercedes-Benz
Мерседес Бенц Инструменты макета. Это фото было выпущено вместе с другими снимками создания макета Jaguar i-Pace.
Ягуар Ленд Ровер Частично раскрашенный макет концепт-кара Jaguar CX-16 из пластилина.
Ягуар Ленд Ровер
Однако при нагреве до 60 градусов (часто для этого используют строительные фены) скульптурная глина становится такой же пластичной, как обычно, тогда можно просто лепить форму — опять же руками или с помощью инструмента.
Пластилиновый макет должен дать дизайнерам и руководству компании наглядное представление о том, как будет выглядеть новая модель. Но эта матово-охристая масса совсем не похожа на блестящую машину — тут даже воображение не поможет. Для придания реалистичности модель из твердого пластилина можно раскрасить. Но есть более современное решение: нанесите на него эластичную пленку, которая визуально сделает пластилин похожим на металл. Пленку смачивают водой, чтобы выгнать воздух из-под нее.
В дизайн-студии Mercedes-Benz в Зиндельфингене запрещено не только фотографировать, но и носить с собой телефон. Так что спасибо пресс-службе за эти фото процесса.
Мерседес Бенц Мерседес Бенц Похоже на серебристый металл, да?
Мерседес Бенц Макет купе Е-класса, рядом с которым стоит Роберт Лесник, окрашен (в данном случае матовым). Обратите внимание на то, как организован свет в студии: освещение ровное, а на глянцевой поверхности отблески плавных линий светильников помогут определить и контролировать форму.
Мерседес Бенц
Модели выполнены в двух масштабах — 1:5 и в натуральную величину. Несколько конкурирующих дизайнов могут дойти до стадии «один-пять», но, как правило, полноразмерным становится только окончательный вариант. При нехватке времени можно сделать только правую сторону модели, а слева (там, где проходит плоскость продольного сечения) приделать зеркало. Но сейчас так не делают: дизайн-студии давно нашли другие способы сэкономить время.
Макеты в масштабе 1:5, как правило, отражают конкурирующие версии дизайна одной и той же модели. Иногда после премьеры их даже показывают широкой публике, потому что это уже поздняя стадия разработки. Чаще всего это делает Mercedes-Benz. На этих фотографиях показаны варианты экстерьера купе Е-Класса.
Мерседес Бенц Мерседес Бенц Мерседес Бенц Мерседес Бенц На этой компоновке 1:5 соединены боковины Mercedes CLS первого и второго поколения. Никакой функциональной нагрузки он явно не несет. Просто студия Advanced Exterior Design Studio держит в секрете свою настоящую работу (в основном они создают концепт-кары). Кстати, город с немецким названием Карлсбад находится не в Германии, а в Калифорнии.
Андрей Моторов Макет находится на металлическом столе с координатной сеткой. На поверхность наносятся черные и белые точки для оцифровки модели с помощью лазерной координатной машины.
В любом случае возникает вопрос: так ли уж необходимо в 21 веке вылеплять из пластилина пятиметровую машину вручную? Нет ли более простого и современного способа сделать форму в натуральную величину? Вопрос закономерен, ведь техника прототипирования развилась задолго до цифровых 3d моделей, фрезерных станков с числовым программным управлением и 3d принтеров. И все же они не отказались от этого.
Центр дизайна Volkswagen в Потсдаме. Журналисты решили показать процесс изготовления модели Volkswagen Passat. Разумеется, только после премьеры серийной модели.
Андрей Моторов Андрей Моторов Внутренняя часть тоже сделана из пластилина, как и внешняя поверхность.
Андрей Моторов
Дело в том, что верстка — это не ремесленный процесс, а творческий. Нужно не просто взять и превратить эскизы и 3d модель в реальный объект: творит и рука дизайнера, которая обрабатывает макет вручную. И улучшает форму, делает ее более совершенной на уровне мельчайших нюансов. Модельер не меняет форму, а дорабатывает ее, пропуская через руки.
Эта модель суперкара Nissan GT-R50 от ItalDesign (мы [рассказывали](https://motor.ru/reports/nissan-gtr50.htm) подробно) Мне показали в Европейском центре дизайна Nissan в Лондоне. Прежде всего обратите внимание: его правая и левая части не совпадают. На одном макете прорабатывались сразу два варианта дизайна
Андрей Моторов Макет не доработан: создан по 3д модели, на поверхности видны следы фрезеровки
Андрей Моторов Андрей Моторов Андрей Моторов Андрей Моторов Андрей Моторов Фрезеровка макета станком выглядит так. Это первое поколение Tiugan в масштабе 1:5 в Музейном центре Volkswagen под названием Autostadt, Вольфсбург.
Андрей Моторов
В первом приближении процесс можно автоматизировать, ведь холодный скульптурный пластилин можно обрабатывать даже на станке с ЧПУ. Но конечный результат делается только вручную.
Цифровые технологии сильно изменились в процессе разработки автомобилей. Однако нет никаких признаков того, что ручное прототипирование исчезнет в ближайшие годы. /м