Традиционно субсидии на программы стимулирования спроса на российском автомобильном рынке формируются за счет выручки от продажи автомобилей, по ставке, которую должны платить все автопроизводители, работающие в России. Однако с весны 2022 года практически все автозаводы иностранных компаний в стране простаивают, соответственно сборов с них нет. В результате на госпрограммы выделено менее 10 млрд рублей против 15 млрд рублей, которые в последние годы направлялись на поддержку отрасли.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые с подготовкой бюджета, в 2023 году господдержка автопрома «значительно сократится из-за отсутствия платежей от самой отрасли». По словам собеседника газеты, в настоящее время «нет подтверждения ранее заложенных средств на следующий год даже по основной программе льготного лизинга и кредитования, не говоря уже о средствах на импортозамещение». По некоторым данным, речь идет о сумме менее 10 млрд рублей.
Что касается ломового сбора, который тогда шел на поддержку авторынка, то сегодня его платит только тульский завод Haval — единственное действующее в России предприятие, принадлежащее иностранной компании. По данным «Коммерсанта», по состоянию на 13 сентября общий доход бюджета от утилизационного сбора по всем видам техники составляет 152,6 млрд рублей, что составляет всего 28,7 процента от доходов, запланированных на 2022 год.
Что касается отечественных автопроизводителей, то они пользуются предоставленной им в марте отсрочкой по уплате утилизационного сбора. Тогда сообщалось, что эта мера «обеспечит стабильность финансовой деятельности автопроизводителей в условиях текущей экономической ситуации и санкционного давления». Российские марки должны уплатить пошлину за первые три квартала 2022 года в декабре.
По одной из версий, озвученной неназванным собеседником «Ъ» из числа участников рынка, чиновники хотят посмотреть, что будет со спросом на новые автомобили без годовой донатной поддержки. «Если все пойдет плохо, деньги найдутся», — уверен он.
Место рождения