Автомобили со средним расположением двигателя — не самая популярная тема для Maserati. Двойняшки [Bora и Merak](https://motor.ru/news/maseratibarnfind-08-07-2020.htm) из семидесятых, роскошно одетый Ferrari Enzo [по имени MC12](https://motor.ru/stories/street-illegal.htm), да [современный MC20](https://motor.ru/lab/maseratimc20.htm) — вот и все, что можно насчитать в длинной биографии «трезубцев». Но у итальянцев была как минимум еще одна попытка войти в среднемоторный клуб — и кто знает, как бы мы сейчас говорили о компании из Модены, если бы та затея увенчалась успехом.
Во-первых, давайте вспомним, что Maserati не всегда принадлежала Fiat. После недолгого брака с Ситроеном, чуть не погубившего обе компании, начался 18-летний период под крылом Де Томазо. Не то чтобы это были счастливые дни: на самом деле линейка состояла из бесчисленных вариаций на тему «бюджетной» модели Biturbo и большого седана Quattroporte третьего поколения, который на самом деле был не собственной разработкой Maserati, а близким родственником De Томазо Довиль.
Maserati Biturbo купе, 1982 г.
МазератиMaserati Biturbo 425 (Берлина), 1983 г.
Мазерати
Мазерати
Мазерати
РМ Сотбис
Но чего нельзя было отнять у Алехандро де Томазо, так это тяги к смелым проектам. Планы на первую половину девяностых у аргентинца были масштабные: сразу три свежие модели, причем нарисованные всем Марчелло Гандини. То, что под соблазнительными кузовами были спрятаны агрегаты того же Biturbo — дело десятое. Главное, чтобы вся троица действительно «выглядела»: даже сегодня Ghibli, Shamal и Quattroporte четвертого поколения искренне радуют глаз.
Мазерати Гибли, 1992 год.
Мазерати
Мазерати
Мазерати
Ну а закрепить эффект был совершенно новый флагманский суперкар по имени Chubasco. Нет, это не марка острого соуса — так в Мексике называют мощный шквал грома, молнии и проливной дождь. Ничего себе приложение, не так ли? Но именно в этом случае «ветреные» традиции Мазерати оказались на месте, ведь вся концепция автомобиля была подчинена аэродинамике.
Гладкий клиновидный силуэт на самом деле был построен вокруг сложной системы воздуховодов. Широкие каналы в переднем бампере втягивали поток, разгоняли его и обводили двери, образуя зону разрежения и тем самым создавая прижимную силу. На тот же эффект работал огромный диффузор, по сути заменивший задний бампер, а еще пара тоннелей принимала воздух перед задними колесами, водила его вокруг силового агрегата — и выпускала прямо под фары. В сущности, Chubasco был построен на тех же принципах, что и эпатажный Aston Martin Valkyrie — только на добрых тридцать лет раньше.
Чтобы ничто не мешало воздуху творить свое волшебство, с его пути убрали максимум помех. Шасси представляло собой мощную хребтовую раму из алюминия, непосредственно к которой крепились двигатель и трансмиссия. Можно сказать, что все это очень похоже на Lotus Esprit, только сам Алехандро де Томазо использовал такую архитектуру на моделях Vallelunga и Mangusta еще в шестидесятых годах.
А подвески на двойных треугольных рычагах были полностью выполнены по канонам формулы — с амортизаторами, относящимися к центру автомобиля, которые взаимодействовали с толкателями в передней и задней тягах (соответственно толкающая и тяговая схемы). Среди плюсов-минусов нормальных дорожных машин с таким решением на ум приходит только Lamborghini Aventador…
Двигатель был позаимствован у последнего Maserati Shamal — это был 3,2-литровый V8 с четырьмя распредвалами, 32 клапанами и парой турбонагнетателей. Но для Chubasco его основательно доработали — например, появилась система смазки с сухим картером, а мощность увеличилась с 326 сразу до 430 лошадиных сил! Расчетные показатели производительности никогда не публиковались — но вы можете представить их сами, учитывая, что Шамал набирал первую сотню за 5,3 секунды и разгонялся до 270 километров в час.
Мазерати
Добавьте к этому замечательному потенциалу футуристический дизайн работы, конечно же, маэстро Гандини, минималистичный, но стильный салон с двумя анатомическими ковшами — и вы получите один из самых амбициозных суперкаров своего времени. Но Chubasco тоже обещал быть комфортным: в комплектацию сразу же вошел кондиционер, кузов крепился к раме через эластичные прокладки, снижающие вибрации, в подвеске предусмотрели гидравлический подъемный механизм для сложных участков дороги, а крыша ушла назад. с электроприводом, превращающим купе в таргу.
[Arnaud 25](https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Collection_Panini_Maserati_0088.JPG)/Wikimedia Commons
Надо ли говорить, что в декабре 1990 года гости частного мероприятия Casa di Maserati для самых важных клиентов были в полном восторге? Да, Чубаско им открыли только в виде макета — но под твердые обещания серийного производства через пару лет. И машина уж точно не устарела бы за это время: по мощности она уступала только монстрам вроде Ferrari F40 или Lamborghini Diablo (да и то незначительно), а по замысловатой конструкции ей не было равных на все.
Однако ни коммерческой версии, ни даже полноценной ходовой модели так и не получилось. Говорят, что проект был просто слишком дорогим, но, возможно, дело не только в этом. За год до дебюта Чубаско Fiat приобрел 49% акций Maserati — и уже знал, что скоро купит все остальное у Алехандро де Томазо. И машина, которая могла бы положить на лопатки практически любую Феррари тех лет, оказалась не только затратной, но и политически нецелесообразной.
Однако на этом история не заканчивается. Шасси неродившегося Chubasco использовалось в гоночной модели Maserati Barchetta, причем без особых модификаций. Да, от аэродинамического великолепия Гандини не осталось и следа: углекевларовая оболочка без крыши и лобового стекла была едва ли эстетичнее мыльницы. Также было решено отказаться от могучего V8 в пользу двухлитрового битурбированного V6, взятого у Ghibli для местного итальянского рынка — впрочем, его 315 сил было более чем достаточно для массы в 775 килограммов.
Гоночная Мазерати Барчетта Корса
РМ Сотбис
Специально для Barchetta был организован клиентский монокубок Maserati Grantrofeo: гонки проходили в основном на итальянских трассах, хотя со временем география стала расширяться, а количество участников потихоньку росло — от смехотворных четырех машин на дебютных этапах до вполне приличных девять или десять во втором сезоне. Во втором — и, увы, последнем. Приобретя полные права на Maserati в 1993 году, руководство Fiat немедленно упразднило серию, а заодно поставило крест на запланированной дорожной версии Barchetta Stradale.
Мазерати
Но даже это не конец! Шасси Chubasco снова возродилось — в модели De Tomaso Guara. По сути, это был тот же дорожный Barkett, только с немного измененным дизайном и снова с восемью цилиндрами под капотом. Сначала использовался 279-сильный четырехлитровый двигатель от BMW 840i, затем его сменил компрессорный Ford 4.6 в 320-сильной спецификации, как у Mustang SVT Cobra.
Де Томазо Гуара. На фото более поздняя версия, которая называлась уже не Barchetta, а Spider. Копия 1998 года.
Тим Скотт/РМ Сотбис
Тим Скотт/РМ Сотбис
Тим Скотт/РМ Сотбис
Тим Скотт/РМ Сотбис
Тим Скотт/РМ Сотбис
Тим Скотт/РМ Сотбис
Гуара выпускалась целых 10 лет, пусть и крохотными тиражами — за все это время было собрано всего полсотни автомобилей, поражавших владельцев резкими, точными, без преувеличения гоночными манерами. Возможно, производство продолжалось бы и дальше, но в 2003 году умер сам де Томазо — и компания, по сути сохранившаяся на воле своего основателя, не просуществовала и года.
Что ж, Guara стал одним из ярчайших памятников настойчивости экстравагантного аргентинца — и привет из той параллельной реальности, где история Maserati могла пойти по совершенно иной траектории. Вряд ли стоит сильно огорчаться, ведь сегодня дела у итальянской компании идут лучше, чем когда-либо. Но если бы Чубаско все-таки дошел до серийного воплощения, мир точно получился бы чуточку лучше. /м
Какую модель Audi с пробегом лучше купить? Покупка автомобиля с пробегом это всегда ответственное решение.…
Распространенные неисправности форсунок BMW: причины и решения Автомобили BMW славятся своей производительностью, роскошью и инженерным…
Прокат автомобилей премиум-класса в Москве с TOPCAR Когда речь заходит о том, чтобы ощутить роскошь,…
Система видеонаблюдения и мониторинга состояния водителя MONTRANS DVR:предотвращение аварий и экономия на топливе MONTRANS DVR…
VIN Decoder — это удобный и востребованный сервис, позволяющий получить полнуюинформацию об автомобиле на основе…
Уже несколько дней в Сети идет оживленное обсуждение анонсированной АвтоВАЗом новинки. Речь идет о Lada…