Автомобили делятся на две категории — удачные и все остальные. Хотя в истории можно найти десятки и даже сотни автомобилей, заслуживших звание бестселлеров благодаря своему дизайну, конструкции, потребительским качествам, но по разным причинам так и не ставших ими. Есть и автомобили, несомненные успехи которых незаслуженно забыты. В рубрике «Мог, но не смог» мы вспоминаем как раз таких талантливых неудачников, не благоволивших судьбе.
Начнем с последней, по мнению многих экспертов, оригинальной Audi в истории. Отличная, но недооцененная модель A2.
Концепт-кар Audi Al2, 1997 г. Концепт-кар Audi Al2, 1997 г.
Кто это?
Все началось осенью 1997 года, когда на автосалоне во Франкфурте дебютировал концепт-кар Audi Al2. В Ингольштадте решили сделать «алюминиевый» дизайн визитной карточкой. Кроме того, Ал2 нацеливался на Mercedes-Benz A-класса (W168), который уже начал шуметь.
Mercedes-Benz A-Class первого поколения (W168), 1997 г.
Audi не хотела отставать от тенденции сокращения размеров. Серийный Audi A2 (заводской индекс Typ 8Z) появится всего через два года.
Что такое хорошо?
Пятидверный хэтчбек в стиле универсала — прямой ответ A-классу. Первая за четверть века попытка построить маленькую Audi размера B. Такие автомобили в Европе называют супермини. «Двушка» была действительно компактной — всего 3,8 метра в длину — но недешевой. Ни цены, ни дизайна. Алюминиевый кузов на алюминиевом шасси — это было круто в принципе для 1999 года. Для сегмента В и подавно.
Салон у А2 четырехместный: два места на заднем ряду
Забавно, что топовая версия А2 — это версия с самым слабым по мощности двигателем, 1,2-литровым турбодизелем мощностью всего 61 л.с. А ведь именно Audi A2 Eco с полностью алюминиевым шасси (на других версиях алюминиевым был только кузов), роботизированной трансмиссией и доработанной аэродинамикой (коэффициент аэродинамического сопротивления — всего 0,25) укладывались в три литра солярки на 100 км!
Ауди А2 Эко. Обращают на себя внимание аэродинамические колеса с узкими шинами. Ауди А2 Эко Ауди А2 Эко
Иногда этот вариант обозначали так — Audi A2 3L, где цифра три указывает вовсе не на объем двигателя. Даже на мизерном 20-литровом баке топовый А2 проехал почти 700 км. Кстати, творческий бриф создателей «двушки» выглядел буквально так: «Автомобиль для четверых взрослых, который едет из Штутгарта в Милан на одном баке».
Еще один несомненный плюс А2 — огромный салон и багажник с роскошными по меркам класса возможностями трансформации. Супермини из Ингольштадта не только брал на борт четверых взрослых, но и при необходимости превращался в идеальный загородный фургон: максимальный объем багажника — 1085 литров.
Как он выглядел?
Поразительнй! Одна из малоизвестных работ Люка Донкерволке — настоящий шедевр, неподвластный времени. В конце 90-х Audi A2 выглядел почти так же свежо и футуристично, как и сегодня.
Просто сравните процесс старения Мерседеса А-класса и «двушки». Вопросов не останется. Если вам этого недостаточно, попробуйте пересчитать все награды за дизайн маленькой Audi. Пальца точно не хватит.
Сколько это будет стоить?
В 2002 году на швейцарском рынке Audi A2 стартовала с 25 350 франков за базовую версию с 1,4-литровым бензиновым двигателем (75 л.с.), топовая версия Eco стоит уже не менее 28 340 франков. Это много или мало?
Принято считать, что именно заоблачная цена сгубила А2. При этом главный конкурент алюминиевой малышки Audi — тот же А-класс — стоил как минимум не дешевле. Цена на W168 в той же Швейцарии стартовала от 26 600 франков.
Что они говорили о нем?
«Лучшее, что можно сказать об Audi A2, это то, что это не просто дизайнерская работа. Перед нами великолепный автомобиль, на который приятно смотреть, в котором приятно находиться, который хочется чувствовать и трогать.
Помимо всего прочего, он еще и отлично едет!» написал журнал Autocar.
Самая необычная особенность
Конечно, «несъемный» капюшон. Конструкторы А2 одними из первых сделали шаг к необслуживаемому автомобилю. На алюминиевой Audi не было капота в привычном понимании.
То есть его в принципе можно было снять, но только вооружившись бубном и инструкцией. Для рутинных операций вроде проверки/долива технических жидкостей автомобиль просто откидывал панель фальшрадиаторной решетки, открывая доступ к нужным горловинам.
Почему это не сработало?
В 1999 году Audi планировала продавать не менее 60 тысяч «двушек» в год. К сожалению, это число так и не было достигнуто. Лучший результат – 49 369 автомобилей в 2000 году.
Какова причина? Во-первых, действительно в цене. К завышенному базовому прайс-листу добавьте традиционно дорогие опции Audi — опять же, традиционно бедные базовые комплектации. Все это превратило покупку А2 в действительно дорогое удовольствие. Многие покупатели справедливо опасались проблем с эксплуатацией автомобиля, практически полностью изготовленного из алюминия.
Математика — последний гвоздь в крышку гроба. Говорят, Audi потеряла более семи с половиной тысяч евро на каждом проданном экземпляре… Значит, демпинговать нельзя, а наращивать объемы производства контрпродуктивно. Безвыходная ситуация.
В 2005 году волевым решением президента Volkswagen Group Бернда Пишетсридера производство уникальной «двушки» было остановлено. Общий тираж составил 176 377 экземпляров. Сама цифра неплохая, но на фоне миллионного выпуска первого А-класса совсем не смотрится.
Станет ли он классикой?
Сегодня Audi A2 первого поколения уже перешагнула возраст молодых людей. И да, у этой модели есть все шансы стать настоящей классикой: дизайн, конструкция, лимитированная серия, все при ней. Подержанные А2, кстати, всплывают на российском рынке. Насколько интересно это предложение?
Алюминиевый корпус A2 гарантирует невосприимчивость к коррозии. Это большой плюс. Но минусы растут. Кузовные работы с алюминием требуют от мастера особых навыков. Из моторов лучший выбор — базовые бензиновые «один и четыре». Для легкой машины ее возможностей достаточно, а к ее ремонтопригодности вопросов нет. Хотя это и не лучший из двигателей Фольксвагена, он очень распространен: одни и те же агрегаты устанавливались на несколько моделей, в том числе и на Поло.
Сухой остаток
С одной стороны, Audi A2 не могла стать той историей успеха, которой она должна была стать в Ингольштадте. Прорывная в плане дизайна, конструкции и экономичности «двушка» оказалась слишком дорогой в производстве. Нельзя сказать, что ставка на высокотехнологичные решения, такие как алюминиевое шасси и кузов, сработала в сегменте супермини.
К счастью, не все в мире измеряется деньгами. Audi A2 первого поколения — редкий пример супермини, который станет, вернее, станет классикой на наших глазах. Сегодня «двушку» называют последней оригинальной Audi в новейшей истории марки. Разве это не стоило семи с половиной тысяч евро убытков от каждой проданной машины? /м