Skip to main content

В конце 40-х годов 20 века мир, казалось, оказался на пороге ядерной войны: противостояние двух сверхдержав нарастало, а гонка вооружений становилась жизненной необходимостью. Предполагая, что советские вооруженные силы могут несколькими ударами подорвать как автомобильные, так и железнодорожные коммуникации в стране, министерство обороны США заказало техасскому производителю LeTourneau изготовить автопоезд, способный перевозить тяжелые грузы по территории, пострадавшей от ядерной войны. Однозначный выбор в пользу LeTourneau (без тендера) был не случаен – компания хорошо зарекомендовала себя в 1953 году с тяжелым лесовозом VC-12 Tournatrain (на фото). Первый прототип нового автопоезда, получивший название LCC-1, был готов осенью 1956 года и сразу же отправлен на ходовые испытания в Гренландию. Автопоезд состоял из четырех частей: тягача Sno-Train и трех прицепных четырехколесных тележек. Sno-Train был оснащен двигателем Cummins мощностью 600 лошадиных сил и был способен тянуть, помимо самих прицепов, 45 тонн полезной нагрузки — и даже тянуть по болотистой местности или по двухметровому броду! Испытания продолжались до 1962 года — в этом году появился LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II, второй прототип автопоезда, уже навсегда вошедший в историю. А вот и он. Схема та же: головной «трактор» плюс прицепы. Но теперь количество прицепов увеличилось до 12, количество 3,5-метровых колес с шинами Firestone до 54 (6 у тягача и 48 у прицепов), а грузоподъемность поезда достигла 150 тонн! В результате длина LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II составила невероятные 173 метра, и этот рекорд среди колесных автопоездов не побит до сих пор. Трактор, высота которого с антенной достигала девяти метров, оснащался уже не дизелем, а газотурбинным двигателем. И не один, а четыре — суммарная отдача такой силовой установки достигала 4680 лошадиных сил. Благодаря огромной мощности полностью загруженный автопоезд (а это 450 тонн) мог разогнаться до 35 километров в час. Запас хода составлял около 600 километров. В Mark 2 использовалась прогрессивная электронная система управления композицией, благодаря которой автопоезд мог объезжать препятствия как змея. Удивительно, но для управления этой системой, управляющей звеньями автопоезда, не требовался даже отдельный оператор — со всеми задачами справлялся один машинист. Однако для полноценного обслуживания поезда требовалась бригада из шести человек, для чего были созданы специальные вагоны: со спальными местами, комнатой отдыха, столовой и даже прачечной с автоматическими стиральными машинами! ТС-497 испытывался до 1969 года, хотя уже в 1962 году на проекте был фактически поставлен крест: министерство обороны США остановило свой выбор на грузовых вертолетах Sikorsky CH-54 Tarhe в качестве универсального транспорта. Они были дешевле, не требовали дорогостоящей системы управления артикуляцией и легко обходились без дорог. Правительство США потратило 3,7 миллиона долларов налогоплательщиков на проект TC-497. После окончания испытаний автопоезд был выставлен на продажу за 1,4 млн долларов, но покупателей не нашлось. В результате в 1971 году прицепы порезали на металлолом, а трактор передали в Центр наследия полигона Юма, где он находится и по сей день. Судьба также пощадила Sno-Train LCC-1. Проработав тестовую программу в Гренландии и помогая в перевозке товаров на Аляске, он занял почетное место в Музее транспорта Юкона в Уайтхорсе, Канада. PS Справедливости ради надо отметить, что самый длинный (но малоэффективный) автопоезд все-таки был собран в Австралии. Правда, сделано это было специально для установления рекорда. Грузовик Mack Titan тянул 113 прицепов общей длиной 1474 метра, но преодолел только 140 метров. По асфальту и прямо. Спасибо, что дочитали эту галерею до конца. У нас есть бонус! Мы много раз рассказывали об удивительных покорителях бездорожья — правда чаще о тех, что были изобретены в СССР. Мы настоятельно рекомендуем прочитать статью. [о самом большом в мире вездеходе-авианосце](https://motor.ru/stories/vezdekhod-avianosec-iz-sssr.htm), который так и не был построен, и посмотреть видео о [гигантском шнекоходе ЗИЛ-4904](https://motor.ru/lab/sovetskiy-korol-vezdekhodov.htm).

Самые длинные автопоезда в мире живут в Австралии. Они достигают более пятидесяти метров в длину и имеют до семи прицепов! Но это ничто по сравнению с LeTourneau TC-497 Overland Train Mark II, уникальным американским автопоездом, созданным для выживания в постъядерном мире. Невероятному колесному монстру в этом году исполняется 60 лет. И сегодня любопытно посмотреть на него не только как на инженерное чудо, но и как на характерный артефакт своего времени.

Оставить комментарий