Porsche 917 K81, последняя модификация легендарного гоночного прототипа, был выставлен на выставке Retro Mobile Motor Show в Париже. 917-й дважды выигрывал 24 часа Ле-Мана, в 1970 и 1971 годах, но версия 1981 года, построенная командой Кремера, не имела успеха. Но все же это исторически ценный автомобиль — и сейчас он выставлен на продажу.
Французский продавец экзотических и гоночных автомобилей Ascott Collection представил гоночный автомобиль Porsche 917 K81 в выставочном зале Retromobile в Париже. Мы решили рассказать вам о непростой судьбе этого уникального автомобиля.
Porsche 917 K81 в ретромобиле
живая легенда
Сам Porsche 917 — настоящая легенда автоспорта. Спортивные прототипы с 12-цилиндровым двигателем с 1969 по 1974 годы с большим успехом отметились в длительных гонках по всему миру. За это время гонщики заводской и полузаводской команд выиграли две гонки «24 часа Ле-Мана» и «24 часа Дайтоны», принесли Porsche два титула в чемпионате мира среди марок и дважды становились чемпионами в престижной американской серии Can Am.
Порше 917 Куржек
Разработкой гоночного автомобиля руководил легендарный инженер Фердинанд Пих, который в те годы возглавлял отдел перспективных разработок в компании «Порше», а позже стал главой концерна «Фольксваген». В своем первоначальном виде Porsche 917 представлял собой обтекаемое купе с пространственной рамой из алюминиевых или магниевых труб и наружными панелями из стекловолокна. Но позже были созданы открытые модификации для гонок Interseries и Can Am.
разрушительная сила
Главной отличительной чертой всего семейства 917 был огромный 12-цилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения. Даже самые первые модификации объемом 4,5 литра развивали 540 лошадиных сил, но их мощность быстро довели до 580 лошадиных сил. Максимальная скорость уже тогда, в 1969 году, составляла около 320 километров в час! В дальнейшем рабочий объем увеличили до 4,9 л, затем до 5,0 и даже 5,4 л: в последней итерации «противник» развивал 660 сил.
12-цилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением. Рядом с впускными «патрубками» видны механические форсунки Bosch.
Спортивная карьера этого суперкара была крайне успешной, но очень недолгой. В гонках он дебютировал в 1969 году, а уже в конце сезона 1971 года его фактически запретили — в «24 часах Ле-Мана», как и во всем чемпионате мира для марок, объем двигателя ограничивался тремя литрами.
Но это подстегнуло вторую карьеру «девятьсот семнадцатого» — заокеанскую. Специально для американской серии Can Am немцы вместе с командой Penske переконструировали машину, превратив ее в открытый паук, а 12-цилиндровый двигатель оснастили турбокомпрессором. Это был один из первых в мире опытов использования двигателя с турбонаддувом в автоспорте — и очень успешный! Джордж Воллмер взял титул в 1972 году, Марк Донохью – в 1973-м. После этого серию ждал быстрый спад, а Porsche 917 прозвали «автомобилем, убившим Can-Am».
Турбированный Spyder Porsche 917/30 серии Can Am считается одним из самых мощных кольцевых автомобилей в мире: замеры на стенде показали пиковую мощность в 1135 лошадиных сил при 8000 об/мин.
Что означает «К»?
Несколько лет спустя немецкий гонщик Эрвин Кремер наткнулся на Porsche 917, принадлежавший мексиканской легенде Педро Родригесу, в автомобильном музее Мидлендса в Англии. Команда Kremer Racing, которой он и его брат Манфред владели, успешно участвовала в гонках на Porsche, в основном на собственном купе 935 с турбонаддувом. Наивысшим достижением стала победа в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1979 году.
Porsche 935 K3 на пути к победе в гонке «24 часа Ле-Мана» 1979 года. Буква «К», разумеется, означает «Кремер» — братья серьезно модифицировали свои гоночные «Порше».
У Эрвина Кремера был план: довести заслуженный спорткар до современных стандартов — благо 12-цилиндровый двигатель остался мощным и надежным.
Дело в том, что в начале восьмидесятых гонки на спортивных автомобилях как раз вступали в период перемен. Трехлитровые автомобили групп 5 и 6 собирались запретить, а новые спортивные прототипы группы С еще не были готовы. И чтобы заполнить образовавшийся вакуум, организаторы «24 часов Ле-Мана» в 1981 году ввели новый набор временных технических требований. В них отлично вписался мотор большой мощности от Porsche 917.
«В течение двух лет мы покупали детали для Porsche 917, — сказал Эрвин Кремер, — и когда у нас их стало достаточно, я связался с людьми из Porsche. Им понравилась идея, поэтому они помогли нам с чертежами шасси, покупкой дополнительных деталей и изготовлением для нас двух двигателей».
Организаторы Ле-Мана из клуба АСО были в полном восторге: в гонке ожидался дефицит участников, а тут сильная немецкая команда с легендарной машиной! Проект поддержало крупное агентство недвижимости Malardeau, оплатив участие двух местных гонщиков — Ги Шасселя и Ксавье Лапейра, которые должны были ехать вместе с Бобом Воллеком.
Молодое вино в старых мехах
За двенадцать лет, прошедших с момента дебюта оригинального Porsche 917, сцепление шин с дорогой значительно улучшилось. Поэтому новый пространственный каркас был сделан намного прочнее, в расчете на повышенные нагрузки. Более толстая трубчатая рама с дополнительными диагональными раскосами весила 65 кг (+15 кг). Но даже с более прочной рамой машина осталась легкой — 893 килограмма (оригинальный Porsche 917 весил от 850 до 900 килограммов). Мощные тормоза позаимствованы у турбированного паука серии Can Am. От него взяли коробку передач всего с четырьмя ступенями.
Полностью переработана аэродинамическая схема: уменьшен клиренс, вместо закруглений по днищу корпуса запущена заостренная «юбка», а главное, на крышку моторного отсека водрузили здоровенное крыло. В классическом «короткохвостом» виде Porsche 917 не оснащался полноразмерным задним антикрылом — однако его устанавливали на обтекаемое купе 917 LH и турбированные 917/10 и 917/30 Spyder американского Can сериал Ам. В итоге почти все было переделано. Автомобиль братьев Кремер сохранил от источника только двери и лобовое стекло — остальные детали оперения были оригинальными.
Для сравнения, вот как выглядел обтекаемый Porsche 917 Langheck 1970 года с задним антикрылом.
Забавный эпизод: накануне гонки машину пришлось срочно переделывать. На технической комиссии выяснилось, что купе не соответствует классу GTP по расстоянию между стойками лобового стекла. Конечно, о серьезных переделках не могло быть и речи. А потом машину… превратили в открытый паук 6 группы. Конечно, чисто формально — для этого достаточно было прорезать в крыше узкую продольную щель.
Поначалу наблюдатели высоко оценили потенциал машины – считали ее чуть ли не фаворитом гонки: мощный и надежный двигатель, отработанное годами шасси, опытная и грамотная команда, отличный пилот Боб Воллек высказался в его пользу…
Но все оказалось совсем не так радужно. Провести с машиной какие-либо доводочные работы просто не успели — ни испытаний на гоночной трассе, ни испытаний в аэродинамической трубе. Автомобиль был представлен публике на Нюрбургринге, всего за несколько дней до Ле-Мана.
А уже во Франции выяснилось, что машине катастрофически не хватает максимальной скорости. И это на ринге Сарте, известном своими огромными страйтами! Напомню, что даже ранние версии Porsche 917 развивали 320 километров в час, а обтекаемый «лонгтейл» с двигателем 4,9 в 1971 году разгонялся до 386 километров в час. А вот машина братьев Кремеров едва разгонялась до 300 километров в час. Для сравнения: в том же 1981 году заводской паук Porsche 936 выдавал до 355 километров в час.
По подсчетам машина должна была пройти круг по кольцу Сарте за 3 минуты 30 секунд. Но на деле Боб Воллек смог показать в квалификации всего 3 минуты 46 секунд — 18-е время… Изменение передаточных чисел в коробке передач значительно улучшило ситуацию, но главной проблемой оставалось аэродинамическое сопротивление. Массивное заднее антикрыло значительно стабилизировало автомобиль и улучшило поведение в поворотах, но резко снизило максимальную скорость.
Ситуация в гонке тоже была так себе: Боб Воллек сначала смог попасть в 10-ку, но постепенно машина теряла обороты, его манетки опускались на 20 место, потом у него почти кончился бензин, вечером Ксавье Лапейр развернулся и повредил заднюю часть машины — на ремонт ушло полчаса. Но в итоге на восьмом часу гонки с утечкой масла двигатель «заглох». Позорная концовка…
лебединая песня
Но это еще не все. Сезон 1981 года подходил к концу, и братья Кремеры решили дать «девятьсот семнадцатому» последний шанс — ведь на следующий год машину уже нельзя было выставлять из-за изменения правил.
Команда заявила на последнюю гонку сезона — «Брэндс-Хэтч на 1000 километров» — дуэт двух французских асов, Боба Воллека и Анри Пескароло.
Трасса в Брэндс-Хэтче куда более извилиста, чем Ле-Ман с его прямыми, и здесь отсутствие максимальной скорости совершенно не мешало: Воллек квалифицировался третьим и уверенно боролся в лидирующей группе, в какой-то момент даже лидируя в гонке.
«Блестящий Боб» буквально летел по трассе. «Я был позади Манфреда Винкельхока на последнем прототипе Ford C100. Я сидел на его хвосте круг за кругом. Машина была хороша: ею было легко управлять, она была идеально сбалансирована, с хорошим сцеплением колес и отзывчивым двигателем», — вспоминал Воллек.
На 52-м круге в повороте Дингл Делл машина не развернулась. «Мотор работал, и я включил первую передачу, чтобы продолжить гонку. Но руль не крутился — сломалась подвеска, хотя я ни во что не врезался», — рассказал пилот.
«Когда я добрался до боксов пешком, Манфред Кремер был в ярости — мол, я ехал слишком быстро и сломал машину. «Невозможно вести 917-й с такой скоростью, чтобы не отставать от Винкельхока на новой машине», — сказал он.
Но это не было ошибкой пилота: судя по всему, поломка произошла от усталости металла. Боб Воллек позже говорил: если бы двигатель не «сдох» на «24 часах Ле-Мана», на той гонке могла сломаться подвеска — и тогда последствия были бы гораздо трагичнее.
Так произошла последняя гонка последнего Porsche 917. После этого уникальный автомобиль остался у братьев Кремер и в итоге был продан в частную коллекцию. Нынешний владелец приобрел его в 2011 году для участия в исторических соревнованиях, таких как Le Mans Classic.
Гоночная судьба этого Porsche 917 K81 не была счастливой, но машина точно запомнится всем своей невероятно причудливой биографией… /m