Skip to main content

В конце восьмидесятых на киноэкраны вышла подростковая комедия Big («Большой»). В общем, ничем не примечательная история про мальчика, страстно желающего повзрослеть, неожиданно выстрелившего в прокате. «Большой» — одна из первых больших работ молодого Тома Хэнкса, принесшая ему первую номинацию на «Оскар».

Даже телезрителям (не только американским — «Большой» показывали даже в Советском Союзе) запомнилась мелькающая в кадре необычная машина в форме долота. Небольшая роль в кино стала, пожалуй, главным звездным часом в спортивной карьере Subaru XT. Ведь купе, задуманное как прорыв на новые территории, провалило свою рыночную миссию.

Кто это?

Subaru и сегодня считается нишевым брендом, а еще сорок лет назад 90% населения Земли даже не знали о его существовании. У Subaru всегда были преданные поклонники, ценящие сочетание настоящей японской надежности и постоянного полного привода. Но японцам явно хотелось большего.

Пытаясь избавиться от деревенского деревенского образа, Subaru в середине восьмидесятых представила стильное купе. Двухдверный XT дебютировал в феврале 1985 года. Задачи, стоявшие перед автомобилем, были амбициозными. Не только расширить аудиторию покупателей, но и показать всему миру, что Subaru — это не только медленные и скучные универсалы.

Основным рынком для XT должна была стать Северная Америка. Даже в родной Японии двухдверный Subaru, названный Alcyone — в честь Альционы, самой яркой звезды скопления Плеяд, — появится только через полгода. И надо признать, японские инженеры и дизайнеры вложились в разработку модели по полной.

Что такое хорошо?

Оказалось, что у Subaru еще есть дизайнеры! После откровенно второстепенных, стилистически невнятных седанов и универсалов купе XT выглядело космическим кораблем. Агрессивные рубленые формы, большая площадь остекления, подъемные фары, скрытые стойки крыши выделяли автомобиль в любой толпе. Форму клиновидного капота определил компактный оппозитный двигатель, а необычно высокий для купе дорожный просвет — дань полноприводным традициям Subaru.

Как и модель Leone, на базе которой было построено купе, XT предлагался как с передним приводом, так и в версии 4WD. Иными словами, японцы на 20 лет опередили мировой тренд купе-кроссоверов. Жаль, что это новшество не оценили в восьмидесятых…

В семье Subaru Leone были и седан, и универсал, и даже купе, но совсем ничего. XT не похож ни на один из этих автомобилей.

Продуманная аэродинамика (коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,29) и очень стильный интерьер шли рука об руку с эффектным внешним видом. Селектор АКПП, стилизованный под пистолетную рукоятку, россыпь кнопок и переключателей в авиационном стиле, модная жидкокристаллическая панель приборов. Такого Субару еще не было!

Как он выглядел?

Рынок относительно недорогих купе демократичных марок в середине 1980-х был представлен не менее десятком японских и американских моделей: от Pontiac Fiero до Toyota Celica. Но никто не приблизился к уровню экстремальности дизайна Subaru XT.

Конечно, не всем нравилась клиновидная эстетика, но не заметить, обойти вниманием новинку было невозможно. «Настоящий Эверест замысловатого стиля. Кажется, XT вообще не имеет ничего общего с другими моделями Subaru. Небо и земля! — сошла с ума от клиновидного силуэта в The New York Times.

Сколько это будет стоить?

С одной стороны, XT — не очень дорогая покупка. В базовой версии с безнаддувной 1,8-литровой 94-сильной «четверкой» купе Subaru стартовало от 9500 долларов. Это рыночные цены США на модели 1987 года. Допустим, Toyota Celica стоила на тысячу больше, а за Honda Prelude вам пришлось бы отчитываться на две с половиной тысячи больше. Другой вопрос, что и Селика, и Прелюд были чуть мощнее.

Цены на турбо-производительность XT уже кусаются. За версию с передним приводом просили $14 573, за 4WD уже $15 648. При этом наддувное купе Subaru по мощности отставало от всех конкурентов на одни ворота — всего 110 л.с.!

Что они говорили о нем?

«Вы не найдете в Subaru даже намека на удовольствие от вождения. В поворотах машина предсказуема и скучна. Явная недостаточная поворачиваемость полностью стирает эмоции водителя.

Колеса

«Сочетание спортивного кузова и огромного дорожного просвета, без которого явно не обойтись любому полноприводному автомобилю, делает Subaru XT похожим на королевского пуделя в пачке».

Высшая передача

«Даже с более мощным шестицилиндровым двигателем Subaru XT не превращается в спортивный автомобиль. Да, дополнительные лошади — это хорошо, но одной силой делу не поможешь…».

Мотоуик

Самая необычная особенность

Во-первых, конечно же, дисплей приборной панели с графикой игровых компьютеров Atari. В левой части экрана ЖК-колонка тахометра, в правой — давление наддува. В центре черточки изображение игрушечной машинки — маленького XT, — которая мчалась по дороге, уходящей к горизонту. Наивный? Да. Мило? Очень.

Еще одна незабываемая особенность — скрытые дверные ручки, благодаря которым удалось добиться отличной аэродинамики. Глядя на фото не просто понять, как это работает. Хотя все элементарно. Нижняя часть рукояти утоплена внутрь, а верхняя удобно лежит под обратным хватом ладони.

Почему это не сработало?

Из множества причин, по которым Subaru XT так и остался не более чем забавной диковинкой и интересным упражнением в дизайне, отметим два момента. Прежде всего, это скучная управляемость. Спортивное по концепции, статусу и стилю купе управляется как скучный семейный универсал. Слишком предсказуема, даже вальяжна, с явно выраженной недостаточной поворачиваемостью. Нет сука, нет заминки. На фоне резких и в хорошем смысле колючих по характеру Celica и Prelude XT не смог увлечь азартного водителя.

Подведены и силовые параметры. В турбированной версии XT оказался откровенно медленным. Прежде всего это касалось американских версий, задушенных экологическими ограничениями. Когда в конце восьмидесятых появился XT с трехлитровой оппозитной «шестеркой» (150 л.с.), конкуренты вылетели вперед. Ненамного более дорогие Nissan 300ZX и Toyota Supra уже могли предложить двигатели на 300 лошадей.

Ключевое преимущество Subaru — высокий клиренс и полный привод — в то время не выглядели столь востребованными. Особенно в сегменте купе.

Станет ли он классикой?

На любой тусовке любителей олдтаймеров живая копия Subaru XT обязательно вызовет ажиотаж. Общий тираж модели за шесть лет выпуска не достиг 100 000 экземпляров. Большинство из них было продано в США.

Вот только рынок для XT/Alcyone/Vortex — так называлась австралийская версия купе — практически отсутствует. На момент написания статьи на двух крупнейших сайтах страны по продаже подержанных автомобилей не удалось найти ни одного экземпляра модели.

Сухой остаток

Subaru XT — настоящий единорог. Это необычная, яркая и очень редкая машина, которую крайне сложно встретить на улице, а еще сложнее поддерживать в хорошем состоянии. С запчастями на Субару купе все сложно.

Несмотря на рыночное фиаско, это была неплохая машина — отнюдь. Большинство проблем Subaru XT в том, что он намного опередил свое время. Одно это, а также тот факт, что Том Хэнкс ездил на XT, многого стоит. /м

PS Этот материал был опубликован в цикле «Мог, но не удалось», посвященном автомобилям, которые провалились на рынке или не смогли закрепить первоначальный успех. И пусть они не стали бестселлерами, но, несомненно, достойны истории. Ведь выдающиеся истории неудач часто пишутся с самыми необычными, новаторскими и смелыми идеями.

Оставить комментарий