Президент Владимир Путин поручил актуализировать стратегию развития автопрома до 1 сентября текущего года в связи с прекращением поставок из-за рубежа. Среди основных задач — обеспечение технологического суверенитета в новых реалиях, что в конечном итоге должно сделать отрасль конкурентоспособной на глобальном уровне. Путин также поставил задачу следить за ситуацией с ценами на автомобили, которые весной показали рекордный рост.
Путин заявил, что Россия должна быть обеспечена собственными технологиями и производством. Речь идет об инженерных разработках, правах интеллектуальной собственности и ноу-хау, которые должны быть российскими. Президент не исключил продолжения импорта некоторых неключевых элементов из-за рубежа, но отметил, что текущие проблемы с поставками не должны становиться «чрезмерно острыми».
Важным преимуществом России является дешевое сырье для газомоторного топлива. Однако потребность в автомобилях на ГБО нуждается в поддержке на государственном уровне, в том числе в содействии строительству АЗС в регионах.
В результате отрасль должна насытить рынок качественными и доступными автомобилями с максимальным количеством локализованных деталей. При этом российские автомобили должны быть сопоставимы по качеству с западными, большая часть которых уже не поставляется на наш рынок. Также автопром должен отвечать потребностям экономики, бизнеса, городского и коммунального хозяйства.
Путин напомнил, что в марте объем производства автомобилей упал в три раза по сравнению с тем же месяцем 2021 года, а в апреле — в пять раз. В целом, «ситуация непростая», сказал глава государства.
Что касается цен, то руководителю Минпромторга Денису Мантурову поручено следить за ними. Путин отметил, что ценообразование должно реагировать на укрепление рубля и снижение стоимости металла. На поддержку спроса на автомобили в этом году будет направлено 20,7 млрд рублей. На возобновление программ льготного кредитования будет потрачено 10,2 млрд, на льготный лизинг — 4,9 млрд, на субсидирование покупки электромобилей — 2,6 млрд, на газомоторную технику — еще 3,3 млрд рублей.
Что стало с автозаводами Российской Империи и СССР