В начале октября 1957 года в небо поднялся первый искусственный спутник Земли ПС-1, запущенный из СССР. И вот что интересно: в том же году сами автомобили, казалось, были готовы последовать за ним в рай. Фальшивые хвосты, винглеты, воздухозаборники и сопла широко в моде — дизайн пережил настоящий ажиотаж с реактивной эрой и первыми полетами к звездам. И больше к этим мотивам автомобильный дизайн не возвращался.
Можно сказать, что 65 лет назад в истории человечества началась космическая эра. В автомобилестроении тоже была своя «аэрокосмическая эра». Он закончился быстро, но очень ярко.
Олдсмобиль Золотая Ракета
Эта «ракета на колесах» открывала рты посетителям Парижского автосалона 1957 года. Отмечалось, что концепт-кар Oldsmobile Golden Rocket произвел настоящий фурор в Европе. Кстати, характерные конусы, напоминающие ракеты, здесь служат бампером — если присмотреться, то можно увидеть скромно спрятанные за ними фары.
Сзади сходство «Золотой ракеты» с самолетом только усиливалось. При этом под капотом легкого стеклопластикового купе устанавливался знаменитый восьмицилиндровый Oldsmobile Rocket V8 с отдачей 275 сил — по европейским меркам тех лет это была действительно ракета, способная отправить водителя в стратосферу. !
Дополнительный шок вызвал салон с рулевым колесом, в центре которого был вписан спидометр. При этом руль был регулируемым по высоте, а в его спицы вмонтирована небывалая вещь: кнопки. Известно, что позже «Золотая ракета» была перекрашена в синий цвет, но, к сожалению, до наших дней машина не дожила.
Галилео
И этот шоу-кар примечателен не только своим сумасшедшим аэрокосмическим дизайном, но и тем, что создан не детройтским концерном, а одним человеком. Джозеф Галилео не был автомагнатом, но очень хотел им стать и в 1957 году построил собственный проект Galileo.
Для этого на шасси рамы Ford 1949 года пришлось водрузить стеклопластиковый кузов собственного производства, а под капот поставить такой же грозный Rocket V8 от Oldsmobile.
Увы, концепт даже не был доработан: у Галилео нет полноценного салона, а со временем из футуристического автомобиля исчез двигатель. А еще, с точки зрения дизайна, это настоящий бриллиант романтического аэрокосмического барокко, который к тому же идеально вписался бы во вселенную Fallout. Что представляют собой турбинные крылья и фары, стилизованные под воздухозаборники, проходящие через всю машину.
Форд Нуклон
Среди этого буйства форм выделялась концепция Ford Nucleon, подразумевавшая установку в автомобиле… ядерного реактора.
На самом деле в макете не было даже двигателя внутреннего сгорания, но предполагалось, что однажды загруженный ураном «Нуклон» сможет проехать на одной «заправке» около восьми тысяч километров. Идеальное средство передвижения из Москвы во Владивосток.
Машина должна была работать по принципу атомной подводной лодки, где выделяющееся в реакторе тепло приводит во вращение паровые турбины. В этом случае одна турбина отвечала бы за колеса, а другая питала бы электрику. Силовая установка действительно должна была занимать всю заднюю часть автомобиля, и простая авария могла привести к небольшой катастрофе. Но кто говорит о таких мелочах, когда речь идет о такой красоте.
Концепт родстера Simca One
А вот пример европейского аэрокосмического дизайна: концепт Simca представлял собой вполне себе ходовой автомобиль на агрегатах Fiat 1100 с кузовом из того же стеклопластика.
На фоне американской школы особенно необычно выглядит выхлопная труба с ребристым синим глушителем только с одной стороны автомобиля – под капотом установили дохлую малолитражку.
В течение следующих полувека концепт лишился прозрачного покрытия кабины и превратился в родстер. Изменились даже фары и двигатель: теперь под капотом 1,2-литровый Datsun. Но все это не помешало продать Симку на аукционе за полмиллиона долларов, что еще раз говорит о возрастающей стоимости автомобилей той уникальной эпохи.
Брутч Мопетта
Да что там говорить, даже крохотные мотоциклы тех лет пытались стилизовать под низколетящие самолеты. Новинку Франкфуртского автосалона 1957 года Cyclops Brutsch Mopetta собирали по соседству с Porsche в Штутгарте.
Но при всей своей нелепости даже в какой-то момент заинтересовал начальство Опеля. Мопетта была рассчитана всего на одного человека и при сумасшедшей максимальной скорости в 35 км/ч могла проехать по воображаемой дороге на Луну примерно за полтора года непрерывного движения.
При этом цена на это чудо техники в настоящее время составила бы около 140 тысяч рублей. Не так уж и мало для 50-кубового мотора, практически детское кресло и три колеса. Но какой стиль!
Мессершмитт KR201 Родстер
Еще одной новинкой 1957 года стал открытый вариант «Мессершмитта КР200» той же фирмы Вилли Мессершмитта, которая в связи с послевоенным запретом на производство самолетов выпускала даже швейные машины.
А влияние авиации в конструкции КР было даже больше, чем у детройтских концепт-каров с их декоративными насадками. Судите сами: у «Мессершмитта» был складывающийся фонарь кабины, посадочные одна за другой в узком «фюзеляже», настоящий штурвал перед водителем, маленькое лобовое стекло как на заре авиации.
В том же году BMW также представила версию Isetta со вторым рядом сидений, но жить таким мотоциклам пришлось недолго. Бурный экономический рост Германии вскоре смыл их волной новых немецких автомобилей, без всякого авиационного духа, но с нормальным рулем и сиденьями.
Татра 603
Говоря о других заметных новинках того года, нельзя не вспомнить о Tatra 603: в 1957 году началось ее полноценное серийное производство, и состоялся ее дебют в Западной Европе на автосалоне во Франкфурте.
И на фоне других новых автомобилей он выглядел очень футуристично: такая обтекаемая форма была получена после продувки в аэродинамической трубе. Компоновке также способствовала необычная, каплевидная форма кузова: V8 с воздушным охлаждением располагался сзади и выдавал 95 сил, что позволяло поставить сразу на место решетки радиатора три фары, и характерные воздухозаборники. появились в задних крыльях седана.
Кстати, Tatra 603 даже не продавалась в частные руки, а либо экспортировалась, либо использовалась государственными органами Чехословакии. Помните такую страну?
Alfa Romeo Giulietta Sprint Speciale
Если американское барокко имитировало земные самолеты, то у итальянцев из Бертоне в 1957 году сразу получился НЛО — для этого даже не потребовалось никаких бутафорских воздухозаборников и хвостовиков.
Он назывался UFO Giulietta Sprint Speciale и особенно отличался формой кузова, арок и отсутствием характерного для Alfa Romeo «клюва». Концепт оказался настолько запоминающимся, что спустя два года на его основе стали выпускать серийную версию Giulietta с уже нормальной решеткой радиатора. При этом под капотами у итальянцев стояли максимум 1,6-литровые моторы, но с 5-ступенчатой механикой.
Линкольн Премьера
Но основной бум все же шел на рынке США: здесь самые эффектные идеи концепт-каров тут же подхватывали серийные автомобили, как в случае с этим Lincoln Premiere.
Текучие формы, которые начали формироваться еще в 30-е годы, теперь были облеплены бутафорскими хвостами, соплами, дагмарами, молдингами и воздухозаборниками. Детройтское плавниковое барокко 1957 года отчаянно вступало в свою золотую эру и с каждым годом выглядело все более вызывающе.
Бьюик Специальный
На волне неудержимо растущих хвостов детройтские автопроизводители вошли в бешеный ритм ежегодных обновлений дизайна — для новой машины оставался всего один сезон.
Так что когда в шестидесятых годах на смену аэрокосмическому безумию пришли спокойные формы, все эти ракеты на колесах моментально устарели. И только сейчас, оглядываясь назад, мы можем спросить себя: не был ли это золотой век автомобилей? /м