Без Outback в отрасли не было бы Alltrack. Потому что именно Subaru в 1994 году стала первой маркой, сумевшей выпустить успешный универсал повышенной проходимости. И он остается одним из немногих, у кого до сих пор есть модель такого формата, которая хорошо продается. Например, в США, крупнейшем рынке для японской марки, на каждый традиционный кроссовер Forester приходится один такой кросс-универсал Outback. А вот аналогичная модель Volkswagen Passat Alltrack второго поколения подряд продается неважно. Но проблема ли в самой машине? И зачем вообще покупают такой реуниверсал-недо-кроссовер?
Сегодняшние версии обеих моделей почти не появлялись в России — и почти сразу исчезали. Но если какое-то количество Аутбэков нового поколения все-таки удалось вывести и сейчас можно найти такую машину, то рестайлинговых Оллтреков просто нет. Но при жгучем желании владеть именно такой моделью можно смело искать экземпляр не старше пяти лет — в отличие от Subaru это будет не предыдущее поколение, а только дорестайлинг. А с учетом тренда на ввоз автомобилей из Европы больших сложностей получить актуальную версию нет, если очень хочется новые фары с бампером и побольше дисплеев и сенсорных панелей.
Собственно, это все существенные изменения, которые пару лет назад пошли на обновленный Пассат. Но за примером того, что делает Volkswagen, когда делают что-то новое ради чего-то нового, далеко ходить не надо: читайте наш тест Golf GTI последнего поколения. Так что не беда, что салон Alltrack не такой свежий и богатый, как у младших моделей (хотя сенсорная панель управления климатом удалась), главное — безупречная подгонка и качество исполнения салона не может устареть.
В отличие от Alltrack, Outback удивляет. Автомобили Subaru на российском рынке уже стали почти экзотикой из-за высоких цен и уменьшенного ассортимента. А флагманский Outback вообще «единорог». Энтузиазм большинства покупателей Субару заканчивается понятным и практичным Форестером, поэтому более дорогая (на полтора миллиона рублей в зависимости от комплектации) модель оказывается невостребованной. И зря, ведь по многим критериям эта машина на класс выше.
Это точно Субару?
Передняя панель вся сшита из мягкой двухцветной наппы с контрастной строчкой; в центре большой дисплей в стиле Tesla, на который выводится качественная картинка с круговых камер; над бардачком аккуратная уютная полочка; акустика Harman Kardon с сабвуфером звучит дорого; есть беспроводная зарядка и даже матричные фары высокого разрешения. Неужели это Subaru, машины которой десятилетиями были спартанскими внутри, а список опций для них был едва ли длиннее печенья-предсказателя?
Вертикальный планшет оказался удобным — при всей моей нелюбви к подобным «телевизорам». Интерфейс почти не тормозит и прорисовывается прилично, а температура климата и громкость звука вынесены на отдельные механические клавиши. Хотелось бы, чтобы это сделали с подогревом сидений, потому что пока до него доберешься в меню, уже что-нибудь заморозишь. Положение мог бы спасти экран с виджетами для быстрого доступа к отдельным функциям, но этого не предусмотрено.
Также вызывают недоумение неблокирующиеся лопасти, от которых отказались многие производители. Будут ли устанавливать цифровые приборы такими темпами? Но лучше бы эти аналоговые циферблаты с красивым шрифтом никогда не трогали — они служат ностальгическим мостом между этими новыми Subaru и теми старыми, которые мы всегда будем любить. Внедрение системы контроля за нахождением в полосе также вносит свой вклад в атмосферу техно-эклектики. На лобовое стекло проецируются вспышки двух оранжевых светодиодов — с какой стороны вспышка, в ту сторону машина двинулась.
И это при том, что привычного проекционного дисплея в Outback не предусмотрено. А вот в козырьке над центральным экраном есть всевидящее око в составе охранного комплекса EyeSight. Не дает даже времени глянуть в смартфон без истерического требования вернуть взгляд на дорогу — впрочем, прямо как в Forester. Я ничего не имею против соображений безопасности, но предпочел бы атмосферное освещение салона (его вообще нет) и панорамный люк вместо обычного — например, как в Passat Alltrack.
Выбор между динамикой и комфортом
И если Outback удивляет деталями, то на ходу сюрпризов от него не бывает. Ощущения простые и однозначные: комфортная езда и достаточная динамика. Никаких сверхспособностей у машины нет – по управляемости она ушла от Forester в сторону легковых автомобилей примерно на такое же расстояние, чего ей еще не хватает в этом вопросе до Passat Alltrack. Фольксваген, напротив, нисколько не ограничивает активного водителя по хорошему покрытию — идеальная отзывчивость на пассат и информативность лишь дополняются чуть большими кренами в версии Alltrack.
С точки зрения динамики, немецкий турбодвигатель, одинаково подходящий как для Golf GTI, так и для трехрядного Teramont, также сближает японских атмосферников на века. Но если не использовать весь этот наддувный потенциал, то передвигаться на Субару удобнее. Отклик дроссельной заслонки более четкий, чем характерная вялая педаль Volkswagen во всех режимах, кроме спортивного. А вариатор Outback работает плавнее, чем робот Alltrack. Кроме того, у Subaru лучшая шумоизоляция (через которую деликатно пробивается бархатистый звук встречного водителя) и подвеска, более адаптированная к неровностям дорог.
Хотя Alltrack тоже достаточно упруго гасит неровности, чтобы на нем не красться, как на обычном Passat (его подвеска навсегда в моей памяти после этого теста). Да и дорожный просвет, и геометрия свесов не так безнадежны, как кажутся на первый взгляд — со 174 мм под днищем и давно зарекомендовавшей себя системой полного привода уже можно осторожно уезжать с асфальта.
У Subaru Outback дорожный просвет составляет 213 мм, а защита кузова более массивная. Поэтому этот универсал лучше решает проблемы геометрии бездорожья, но буксовать в грязи из-за вариатора не стоит, как показал последний тест Форестера с аналогичными агрегатами.
Универсал или кроссовер?
Причин для выбора Passat Alltrack вместо Tiguan «по умолчанию» немного: это может быть неприязнь к кроссоверам как таковым или соображения стиля и уникальности на дороге. Потому что в остальном это сравнимый уровень комфорта, динамики и полезности: поскольку Alltrack просторнее и легче по повадкам (немного), он столько же проигрывает 220-сильному Tiguan R-Line во внедорожных возможностях и доступной цене за покупатель. В остальном возможности этих двух моделей очень близки.
С Субару ситуация иная. По сравнению с кроссовером Forester Outback – автомобиль более высокого класса, он более комплексно оснащен и солиднее. И при этом более легкий в восприятии как водителем в плане управляемости, так и пассажирами в плане комфорта поездки и пребывания на борту. Это стало возможным отчасти за счет снижения внедорожного потенциала, но по сравнению с кросс-универсалом Volkswagen модель Subaru все же более проходима.
Аутбек или олтрек?
И если выбирать между двумя героями этого теста, сложно сказать, какая машина лучше, не разобравшись в условиях эксплуатации. Они просто по-разному сбалансированы: Alltrack, как правило, более проворный на жестких дорогах, а Outback — больше комфорта и прочности. В повседневной езде Subaru мне больше понравился: Outback требует меньше внимания и лучше создает ощущение уюта и отстраненности от того, что происходит за пределами салона.
Поэтому универсального выбора здесь нет. Чтобы отправиться по извилистым дорогам в горы на лыжах, я бы предпочел ездить на Passat Alltrack. Езда летом по хорошим дорогам с редкими выездами на пикники — тоже. Но бегать с роботом в городском потоке, прыгать по ухабам разбитых региональных дорог или царапать задницу, чтобы разбить палатку на вершине этого холма — зачем, если у вас есть Subaru Outback? /м
Автомобиль Subaru Outback LikeНовый уровень интерьеров Subaru; комплексный комфорт; внедорожная геометрия Не нравится Двигатель ограничивает производительность на асфальте, вариатор на бездорожье Вердикт Значительно холоднее, чем у Forester Двигатель 2498 см³ бензин H4, 188 л.с., 245 Нм Трансмиссия Цифры вариатора 9,6 с; 206 км/ч Вес 1733–1762 кг Автомобиль Volkswagen Passat AlltrackПонравилсяДинамика и управляемость почти как у GTIDнепохожеНе слишком существенные отличия от Passat VariantВердиктЛучший из вариантов PassatДвигатель 1984 см³, бензин L4, 220 л.с., 350 Нм ТрансмиссияРКП-7Цифры6,8 с; 231 км/ч Вес 1677 кг
Подробные характеристики
Subaru Outback Volkswagen Passat Alltrack Тип двигателя бензин H4 бензин L4 турбо Объем см³ 2498 1984 Макс. мощность, л.с./об/мин 188/5800 220/4500 Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 245/3400–4600 350/1500 Тип привода полный полный Трансмиссия вариатор роботизированная 7-ступенчатая Передняя рессорная подвеска McPherson пружинная McPherson Задняя подвеска рессорная на двойных поперечных рычагах рессорная многорычажная Габаритные размеры (ДхШхВ), мм 4870x1876x1670 4780x1853x1 база, мм 2745 2788 Снаряженная масса, кг 1733–1762 1677 Объем багажника, л 522 639 Разгон 0–100 км/ч, с 9,6 6,8 Макс. скорость, км/ч 206 231 Расход топлива (комб.), л/100 км 7,3 8,0 Емкость топливного бака, л 63 66 Цена, руб. от 5629000 от 5548000