Помните этот мем из «Прокачанных тачек», который высмеивает неуместную установку мониторов в машине везде, где можно и где нельзя? Но прошло некоторое время, и абсурд из популярной телепередачи стал становиться реальностью: автопроизводители включились в гонку диагоналей и количества экранов. BMW только что показала рестайлинг своей 3-й серии — пожалуй, самой консервативной модели в линейке. Но сейчас пал и этот бастион сдерживания, и по этому поводу хотелось бы сказать о наболевших моментах.
Имея дело с новыми автомобилями, я регулярно задаюсь вопросом: почему у многих из них передняя панель напоминает рабочее место трейдера? Что же такого полезного и нового демонстрируют эти экраны, чтобы их с каждым разом становилось все больше и больше? Например, в кроссоверах Genesis монитор уже настолько широк, что вот-вот протянется от одной стойки крыши до другой, как у концепт-каров. Чтобы просмотреть все его содержимое в поисках (ненужной) информации, приходится надолго оторвать взгляд от дороги.
Дмитрий Ласьков, ответственный за тест-драйвы Motor
Но основные данные все те же, что и 10 или 15 лет назад — просто нарисованы по-новому и дополнены чем-то не слишком нужным. При этом ни один бренд не сделал хотя бы нормальный музыкальный плеер, где бы и управление, и плейлист размещались на экране, хотя диагональ уже давно это позволяла. И большинство производителей совершенно не переживает, что новый медиамодуль, которым они так гордятся, будет смотреться в салоне, как 100-дюймовая плазма в 25-метровой квартире-студии. Напротив, они подчеркивают
Только посмотрите, как новый мультимедийный комплекс iDrive 8 интегрировали в рестайлинговую 3-рублевку BMW. Но никак! Его просто поставили на панель сверху — ну естественно, как телевизор дома на тумбе! А Mercedes-Benz уже давно выпустил целое поколение моделей, экран которых выглядел как планшет таксиста на кронштейне из магазина аксессуаров. В Range Rover команда разработчиков нового Sport решила, что это все еще уместно. К счастью, есть такие производители, как Audi, которые экспериментировали со скрытым экраном в прошлом (идеально!), и даже сейчас размещают его довольно деликатно.
Новый мультимедийный комплекс с изогнутым экраном в рестайлинговой BMW 3 серии
Но это безумие дисплея не ограничивается мультимедиа. Климат теперь тоже цифровой, цветной, сенсорный. Все чаще вместо обычного блока появляется отдельный экран, что всегда делает настройку погоды в салоне менее удобной. Дальше всех в этом продвинулся Porsche, когда Panamera «оцифровала» регулировку направления потока воздуха от дефлекторов: вместо того, чтобы поворачивать решетку до упора, предлагается провести пальцем по экрану, чтобы отдать команду серводвигатель. Вкупе с полным отсутствием пользы идут низкая точность, задержки и дополнительный риск поломки.
Так может пора отказаться от механического руля с педалями в пользу датчиков, если дисплеи такие универсальные и удобные? Более того, молодое поколение водителей уже привыкло к тапам и свайпам по экрану смартфона в Asphalt и Real Racing — необходимые шаблоны и моторика выработаны с детства. Это предположение звучит дико, но вспомните, насколько абсурдным стало в последнее время наша действительность — и автомобильная промышленность не исключение. А с наступлением эры автопилота традиционные органы управления будут еще больше восприниматься производителями как ненужное усложнение, вроде механической ручки громкости в медиасистеме.
Порше Тайкан
Порше и Феррари придумали объективно удачное решение с дополнительными экранами в салоне — это отдельный монитор прямо перед глазами пассажира. Она позволяет ему не только почувствовать сумасшедшую динамику суперкаров, но и зафиксировать ее для себя в конкретных цифровых значениях. Другой вариант использования — навигация, когда человек, сидящий справа, может подсказать водителю, атакующему на пределе, конфигурацию следующего поворота. Это добавляет интерактивности процессу и повышает безопасность — мы с коллегами не раз делали это на презентациях в Европе, когда маршрут проходил по извилистым горным дорогам.
Дисплей для пассажиров Ferrari 812 Superfast
В задней части салона давно обосновались дисплеи — и вопросов по этому поводу у меня нет. Пусть хоть кинотеатр там устроят, если водителю не будет помехой. Однако в BMW решили, что это достойная идея, и в новой «семерке» выдали потолочный экран размером почти с полноценный телевизор для дома. А заодно поменяли высмеянный прессой съемный планшет Samsung (на предыдущем поколении флагманского седана) на два разнесенных, встроенных в двери. Я не буду критиковать эти решения, пока не попробую — отрицать прогресс и новые способы взаимодействия с технологиями по-прежнему глупо.
Электромобиль Byton M-Byte
Но одной из причин, по которой я не поменял свою Mazda MX-5 третьего поколения на нынешнюю четвертую, была невозможность купить современную Miata без громоздкого планшета, торчащего из передней панели. Он не только портит лаконичность салона и создает в нем дополнительное ощущение тесноты, но и отличается максимальной бесполезностью. Да, как и в других недорогих автомобилях, есть простые версии МХ-5 без мультимедиа, но за счет унификации заменяющая ее магнитола размещена в таком же уродливом выступе на панели. И я не хочу, чтобы все остальное было просто — мне просто нужна свобода от полутора миллионов пикселей, смотрящих на меня!
Концептуальное развитие Continental
В детстве нам родители рассказывали, сколько можно сидеть у монитора. Тогда это был заманчивый новый мир информации и развлечений. И сегодня от этого часто хочется спрятаться: полезные телеграм-каналы на смартфоне, пуш-уведомления из чатов, всплывающие окна на сайтах, напоминания смарт-часов о том, чтобы выпить стакан воды — все, что «нельзя», но на самом деле хочу пропустить это. Неужели нам нужно синхронизировать календарь с бортовой системой автомобиля и прямо в мультимедиа читать новости о том, в какой ад катится мир? Ведь для этого есть другие устройства, и время в пути — отличный повод задуматься над тем, что мы уже успели поглотить из информационного пространства. А еще лучше просто расслабиться и послушать хорошую музыку. /м