## Suzuki Alto Works Привилегированный японский класс кей-каров должен соответствовать ряду требований. Например, габариты строго зафиксированы законом (длина не должна превышать 3,4 метра, ширина — 1,48 метра, а высота — 2 метра). Двигатель — максимум 660 куб.см мощностью не более 64 л.с. Первым на пределе возможностей оказался «горячий» хэтчбек Suzuki. Если бы не скромный рабочий объем, двигатель F5A (543 куб. см) мог бы гордиться «взрослыми» автомобилями. В 1987 году не каждый из них мог похвастаться двумя распредвалами, четырьмя клапанами на цилиндр и турбокомпрессором. Alto Works предлагался в базовой версии RS-S, более продвинутой версии RS-X и полноприводной версии RS-R. Два последних отличаются агрессивным аэродинамическим оперением. В 1990 году допустимый объем двигателя кей-каров увеличился с 550 до 660 куб.см. см. Новое правило дало очередным Alto Works RS/X и RS/R второе дыхание — малышка получила 657-кубовый наддувный F6A с той же мощностью. Кстати, три котла пригодились не только в мегаполисе, но и в чемпионате страны по ралли. Омологацию Alto Works R подтвердит! У него облегченный двухместный салон, более производительный турбокомпрессор, увеличенная дроссельная заслонка, перепрошитый электронный блок управления, полный привод, пятиступенчатая механическая коробка передач с близкими передаточными числами. ## Автозам АЗ-1 Симпатичный внешний вид и микроскопические размеры для кей-кара марки Мазда Автозам не более чем маскировка. С виду игрушечный, а на самом деле — спортивный автомобиль со среднемоторной компоновкой, кузовными панелями из стеклопластика, задним приводом и подъемными дверями типа «крыло чайки». Двенадцатиклапанный F6A (657 куб.см, 64 л.с.) предоставил Suzuki. АЗ-1 очень интересен, хотя и не без греха. Среди проблем известна склонность к опрокидыванию из-за высокого центра тяжести и геометрии задней подвески. Автозам производился в неподходящее время, с 1992 по 1994 год, когда в Японии начался экономический спад. И к тому же стоил довольно дорого — 1,498 млн иен (12 400 долларов). Под именем Suzuki Cara было выпущено 4392 штуки и еще 531 клон. Подразделение Mazdaspeed занималось сложными модификациями. Эти АЗ-1 имеют дополнительные аэродинамические элементы, более жесткие пружины и амортизаторы, раскосы стоек, воздушный фильтр с низким сопротивлением, спортивную выхлопную систему и систему самоблокировки. ## Honda Beat Шедевр строительства кейка, маленький бескомпромиссный истребитель и последний продукт, одобренный Соитиро Хондой. Для сравнения, Автозам АЗ-1 относительно массовый, с 1991 по 1996 год было выпущено 33 892 единицы. И довольно живучий — по состоянию на 2022 год сохранилось около 15 000 машин. Бит, как истинная Хонда из девяностых, не знает о существовании наддува. Только «атмосфера», только хардкор! Острые ощущения исходит от высокооборотистого двигателя E07A объемом 656 куб. см (64 л.с. при 8100 об/мин) с тремя отдельными дроссельными заслонками, пятиступенчатой механической коробкой передач и независимой подвеской. Максимальная скорость ограничена электроникой на отметке 135 км/ч. 9 мая 2010 года Ралли владельцев битов на Twin Ring Motegi установило мировой рекорд с участием 569 родстеров и вошло в историю как крупнейший официально зарегистрированный парад Honda. ## Идеологический преемник Honda S660 Beat дождался 2015 года и вознаградил терпеливого сполна. Мотор, как и прежде, расположен за сиденьями, но уже не крутится как бешеный и не пытается приблизить водителя и пассажира к миру Формулы-1. Да и безнаддувная философия в прошлом: турбокомпрессор помогает « тройка» S07A объемом 658 куб.см. см развивать пиковые 104 Нм уже при 2600 об/мин. С шестиступенчатой механической коробкой передач красная зона тахометра начинается с 7700 об/мин, у машин с вариатором – с 7000 об/мин. Неправильно думать, что S660 — это просто туринг-кабина с плюшевым характером. Разработчики постарались сделать так, чтобы микроавтомобиль дарил пилоту широкую палитру впечатлений от вождения. В нем есть все, что нужно для этого — развесовка 45:55 спереди/сзади, настроенный звук выхлопа и Agile Handling Assist, которая выборочно подтормаживает колеса для более быстрой реакции на отклонение руля, а также ситуативно борется с недостаточной и избыточной поворачиваемостью. Силовой агрегат ## Suzuki Cappuccino Offset, подвеска на двойных поперечных рычагах, задний привод, практически идеальная «половинная» развесовка по осям, усиливающий конструкцию центральный тоннель… Мозаика складывается в образ комфортабельного грандтурера или чистокровный спорткар, хотя на самом деле здесь перед нами всего лишь маленький родстер «Сузуки» из племени ке-каров. С 1991 по 1998 год он сменил два 657-кубовых двенадцатиклапанных (64 л.с.) — старый F6A с чугунным блоком цилиндров и более совершенный алюминиевый K6A с системой изменения фаз газораспределения. ## Melkus RS 1000 В советское время немногие производители спортивных автомобилей из Восточной Европы выживали как могли, используя совокупную базу массовых моделей. Дрезденская компания Хайнца Мелкуса позаимствовала литровый двухтактный двигатель с жидкостным охлаждением у седана Wartburg 353 для своего среднемоторного купе. Смех и слезы… Но коробка передач не четырехступенчатая, а пятиступенчатая! Микроавтобус Barkas B 1000 делил сцепление. Очков добавила независимая подвеска спереди и сзади. Кузов из стеклопластика пропитан стилистическими цитатами мировых гигантов. Он одновременно напоминает Ferrari 250 GTO и Porsche 904 GTS. Есть даже двери типа «крыло чайки» для еще большей суперкарьерности. Конечно, Melkus RS 1000 не мог конкурировать со спортивными автомобилями топ-класса, но и не отставал от них по малочисленности. С 1969 по 1979 годы был собран 101 экземпляр. ##Фольксваген вверх! GTI Не только японцы мастерски превращают микроавтомобили в «карманные ракеты». У немецкого бренда, например, есть городской малыш размером чуть больше спичечного коробка: 3,5 метра в длину и 1,6 метра в ширину. Созданная на его базе подогреваемая модификация стоит литровый 115-сильный турбомотор и шестиступенчатую механическую коробку передач. Завидуйте, кей-кары! Разгон до сотни за девять секунд не поражает воображение, хотя максималка в 195 км/ч для такой «блохи» очень даже хороша, а удобство антипробуксовочной системы должно быть на высоте: 200 Нм доступны при 2000-3500 об/мин. Кстати, говоря о крутящем моменте, производитель возражает! GTI до самого первого Golf GTI с его 140 Нм при 5000 об/мин. ## Ford Fiesta ST Раньше в сегменте малолитражных горячих хэтчбеков доминировали четверки, а теперь и тройки. Выразителем тренда является Fiesta от подразделения Ford Performance. После прошлогоднего рестайлинга тяга 200-сильного полуторалитрового EcoBoost была увеличена с 290 Нм до 320 Нм при 1600-4000 об/мин. Прыжок до 100 км/ч укладывается в 6,5 секунды, максимальная скорость 230 км/ч. Хотя, чтобы раскрыть характер СТ, лучше не ехать от светофора к светофору, а заявиться на ближайший автодром, активировать режим вождения Track, отключающий трекшн-контроль и ослабляющий хватку ESC и штурмовать повороты, наслаждаясь работой опционального самоблокирующегося дифференциала Quaife. ## Ford Puma ST Платформа Fiesta с аналогичной начинкой. У него такой же двигатель, шестиступенчатая «механика» и передний привод. В подвеске используются спортивные амортизаторы Hitachi и задняя балка с на 50% большей жесткостью, чем у стандартной Puma. Рулевой механизм стал «острее» почти на четверть. Передние тормозные диски диаметром 325 мм, задние 271 мм. Puma ST на 0,2 секунды медленнее своего родственного люка и на десять километров в час медленнее. ## Toyota GR Yaris, Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru WRX STI теперь уже история, но сегмент компактных злых спорткаров с раллийными задатками не перестал существовать и пополнился новыми звездами. В начале 2020 года Toyota представила хэтчбек для настоящих ценителей жанра. Он был создан совместными усилиями подразделения Toyota Gazoo Racing и именитой компании Tommi Mäkinen Racing известного финского чемпиона WRC. Есть много отличий от стандартного Yaris. Один из основных — 1,6-литровый турбированный агрегат G16E-GTS с комбинированным впрыском топлива (261 л.с. и 360 Нм). Для сравнения, предыдущий Yaris GRMN имел 1,8-литровую компрессорную «четверку» (212 л.с. и 250 Нм). Вы говорите три цилиндра не идут? GR Yaris убедит любого скептика: он набирает 100 км/ч за 5,5 секунды и способен выжать 230 км/ч. В помощь пилоту безальтернативная шестиступенчатая механическая коробка передач с автоматической регулировкой скорости при переключении и система полного привода GR-Four, редкость по меркам класса малолитражных «карманных ракет». В базовой настройке движения Normal многодисковая муфта распределяет тягу между передней и задней осями в соотношении 60:40. Sport делает характер заднеприводным (30:70), а Track распределяет крутящий момент поровну. Передние стойки, задние на двойных поперечных рычагах. ## Toyota GR Yaris RS Как ни странно, «эр-эска» — это не дальнейшее развитие хот-хэтча, а отдельная модификация со своей особой философией. С одной стороны, у него расширенная колея, независимая подвеска и эффектный раздутый кузов. С другой стороны, атмосферник M15A-FKS объемом 1,5 литра (120 л.с. и 145 Нм), вариатор Direct Shift-CVT (первая передача у него механическая) и передний привод. ## Toyota GR Corolla Весной прошлого года компания Gazoo Racing представила свой третий спорткар после Supra и заряженную Yaris – «Короллу» для полного отрыва на асфальте, грунтовке или снежно-ледяном покрытии. Силовой агрегат был позаимствован у Yaris и форсирован до 304 л.с. Система полного привода и ее режимы аналогичны. Дополнительный пакет Performance включает самоблокирующиеся межколесные дифференциалы Torsen. Шасси GR отличается от стоковой Toyota Corolla перенастроенной подвеской и более широкой колеей. Лимитированная серия Circuit Edition (на фото) включает в себя капот с воздухозаборниками, задний спойлер, крышу из углеродного волокна, спортивные сиденья с замшевой и кожаной обивкой, поперечные колесные «самоблоки». ## BMW i8 Поклонники немецкой марки настолько убеждены в том, что рядная шестерка — лучший агрегат, что спорткар с названием, похожим на смартфон, поначалу некоторым из них показался неудачной шуткой. По сути, i8 открыл дверь в будущее благодаря своей 1,5-литровой (231 л.с. и 320 Нм) подключаемой гибридной установке, электромотору мощностью 143 л.с., приводящему в движение передние колеса. и тяговой батареи емкостью до 11,6 кВтч. Суммарная отдача «ай-восьмого» в финальной версии составляет 374 л.с. Купе набирает 100 км/ч за 4,4 секунды. Более тяжелый родстер на 0,2 секунды медленнее. Максимальная скорость ограничена 250 км/ч. В качестве бонуса владелец получает возможность проехать до 55 километров на электротяге и умеренном расходе топлива. ##Koenigsegg Gemera Четырехместный гиперкар Кристиана фон Кенигсегга и его команды инженеров-маньяков ставит точку в дискуссиях о том, что «три цилиндра — это как-то несерьезно». Как ни посмотри, это потрясающе! Карбоновый монокок, полноуправляемое шасси, регулируемый вектор тяги, огромные двери гильотинного типа и проемы без центральных стоек. Самой уникальной особенностью шведского монстра является гибридная начинка с уникальным двухлитровым двигателем TFG (Tiny Friendly Giant, «маленький дружелюбный великан») с двумя турбонагнетателями и без… распредвалов. Клапаны управляются индивидуальными электропневматическими приводами, что делает работу газораспределительного механизма очень гибкой. В частности, установка может работать по циклу Миллера и Аткинсона. TFG весит 70 килограммов, развивает 608 л.с. и 600 Нм. Его сопровождают три электродвигателя: два на задней оси (каждый мощностью 507 л.с. и 1000 Нм) и еще один на коленчатом валу (405 л.с. и 500 Нм). Коробка передач отсутствует, заменена трансмиссией Koenigsegg Direct Drive. Всего Gemera выдает 1724 л.с. и 3500 Нм. Динамика беспрецедентная — 1,9 секунды. Максимальная скорость составляет 400 км/ч.
Половинки шести цилиндров, назовем их так, и по сей день вызывают неприязнь, недоверие и скептическую ухмылку у многих потребителей. Ведь если двухлитровые «четверки» иногда пренебрежительно называют пакетом сока, то что уж говорить о недоразумениях, «троявших» с рождения! Возможно, наш обзор заставит скептиков изменить свое мнение и вызовет в них уважение к небольшим, но дистанционным двигателям, которые используются как в городских супермини, так и в сверхмощных гиперкарах.