Мы уже говорили об огромных российских вездеходах, но сегодня поговорим о чем-то гораздо большем. Это не просто вездеход, а практически Титаник на гусеницах, с самолетами и кабинами на борту. Это было в стране (почти) победившего коммунизма, в тридцатых годах прошлого века. Примерно в то время, когда на месте взорванного Храма Христа Спасителя готовились построить самое большое в мире 500-метровое здание Дворца Советов. Мечты советских инженеров были не менее амбициозны: настоящий «ходячий замок» из СССР мог уехать на просторы Арктики.
Идея родилась на волне «хозяйственного и культурного» освоения северных просторов, требовавших дорогостоящих ледоколов, а классические вездеходы и грузовики просто не могли там свободно передвигаться из-за ледяных трещин и других препятствий.
Конечно, авиация была эффектной альтернативой любому транспорту, но, как и во все времена, стоила намного дороже. Одна только переменчивая погода и организация арктических аэродромов чего стоят.
Так родилась идея предложить советской промышленности произвести гигантский водоплавающий вездеход, который бы сочетал в себе вместимость небольшого судна и маневренность плавающего танка. Хотите купаться, хотите ли кататься по снежным просторам — и все это без каких-либо оборудованных для этого дорожек.
И как только лед под гусеницами «ходячего замка» станет тоньше до нескольких десятков сантиметров, он сможет погрузиться в воду и плыть дальше, как ледокол — для этого нос вездехода Автомобиль был сделан по образу и подобию арктического судна.
Особо отмечалось, что обычный ледокол преодолевает не только сопротивление льда, но и боковое трение о разрушенные льдины, а вездеход просто раздавит под собой толщу льда, не испытывая лишних проблем.
А так как свободное передвижение в Арктике подразумевало длительные переходы, то и корпус нового вездехода мог достигать гигантских размеров — треть грузоподъемности уже тратилась на гигантский запас топлива.
А вот такой транспорт, например, мог освоить маршрут СССР — Северный полюс — Северная Америка. Из головы не выпадало: в 1937 году за 63 часа его фактически преодолел советский самолет АНТ-25.
Ни один из полетов в Америку через Северный полюс не стал рекордным для самолета АНТ-25. Максимальное расстояние (12 411 км) было пройдено по кольцевому маршруту Москва-Харьков. Тем не менее, взлетев 12 июля 1937 года на Щелковском аэродроме в Московской области, самолет приземлился в Калифорнии, преодолев 11 500 км.
Дизели задумывались как двигатели-гиганты, сочетающие в себе высокий крутящий момент и экономичность — предполагалось, что запас хода на танках составит тысячу километров, а по пути следования будут установлены заправочные станции.
Особенно интересно выглядела идея утепления внутренних кабин вездехода. Предполагалось провести магистрали с горячими выхлопными газами двигателей через корпус, чтобы они согревали экипаж.
Сегодня подобным образом выхлоп пропускается через кузов самосвалов, чтобы сыпучий груз мог свободно высыпаться из него даже в сильный мороз. Кстати, на гигантский вездеход в максимальной пассажирской комплектации могли сесть 100 человек — такова вместимость современного Sukhoi Superjet 100.
Управление осуществлялось из широкой кабины, выдвинутой вперед по образу корабля. Внизу в носу находились помещения для хранения припасов, за ними жилые каюты с кают-компанией посередине. Нижние «палубы» были заполнены грузом и огромными запасами топлива, в задних отсеках были установлены дизели.
При этом у вездехода не было корабельного гребного винта — он мог повредиться ото льда. Вместо этого грести должны были гигантские гусеницы, так что скорость на воде вряд ли превышала бы 10 км/ч. Кстати, на борту имелся и классический якорь — вездеход можно было «припарковать» где-нибудь в открытом море и порыбачить.
Однако чистая скорость на твердом покрытии не поражала воображение: всего 15-20 км/ч. Но если представить, что мимо вас проносится жилой дом со скоростью двадцать километров в час, это должно было произвести неизгладимое впечатление.
При этом нагрузка на поверхность гиганта, по расчетам, не превышала 100 граммов на квадратный сантиметр — для этого пришлось делать гусеницы в ущерб внутренним отсекам, занимавшим почти две трети площади. его ширина.
Но самое интересное, что на борту вездехода мог поместиться настоящий транспортный флот: самолет, два катера и две плавучие утепленные танкетки, спускавшиеся с палубы краном.
На вершине крана была предусмотрена специальная наблюдательная вышка с прожектором и радиоантенной – это была самая высокая часть вездехода, с которой обеспечивался обзор на десятки арктических километров вокруг.
В то же время, по расчетам, езда гусеницами по арктическим склонам на таком судне не могла доставить величайшего удовольствия: сильные рывки и толчки могли передаваться на корпус, поэтому внутри следовало оборудовать множество поручней.
Кстати, самолет устанавливался сразу на направляющую стартовой катапульты, как это делалось на кораблях. Выстрелив из катапульты, самолет на обратном пути садился на воду или лед, а затем поднимался обратно на катапульту с помощью крана. Все гениальное просто.
В это же время на Московском опытном заводе Микояновского пищевого комбината разрабатывались продукты для арктических трасс — в готовую гречку добавляли жиры, лук, немного соли, а затем сублимировали до размеров маленьких таблеток.
На такой экспериментальный ужин даже пригласили делегацию работников Главного Северного морского пути и только потом показали, из чего он сделан. Такое питание должно было значительно уменьшить массу запасов на борту «ходячего замка».
Интересно, что в это же время американские инженеры разрабатывали проект своего «арктического крейсера», но в гораздо меньших масштабах. Американский квадроцикл был «всего» 17 метров в длину, как яхта среднего размера.
Американский проект арктического вездехода
По расчетам, этого должно было хватить для преодоления трещин шириной 4,5 метра. Въехав в такой огромный овраг, вездеход прислонился передним свесом к противоположному утесу, передние колеса втянулись в корпус, а задние толкнули нос машины вперед.
При этом каждое из колес «крейсера» вращалось отдельными электродвигателями, энергия для которых вырабатывалась двумя 150-сильными дизель-генераторами. А на крыше вездехода должно было быть место для самолета-разведчика на лыжах. Внутри махины нашлось даже место для мастерской и фотолаборатории, запас хода здесь составлял уже 8000 километров при максимальной скорости 48 км/ч.
А теперь самое интересное: советский проект так и не был реализован — события 1941 года полностью поставили крест не только на фантазиях инженеров, но и на строительстве того самого Дворца Советов.
Но американская машина… была все же воплощена в металле и даже добралась до Антарктики, где и находится до сих пор. Напишите в комментариях, хотите ли вы узнать больше об этой истории. /м