Skip to main content

В Иркутской области прошел десятый ежегодный автоспортивный фестиваль «Дни скорости на льду Байкала». На сегодняшний день существует всего два похожих по сути фестиваля рекордов — в Бонвиле на высохшей глади соленого озера и зимний на льду Байкала. Скоростные гонки на льду можно считать уникальными, так как больше нигде не удается разогнать серийный автомобиль до скоростей, близких к 300 км/ч, в исключительно зимних условиях.

Гонки фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» проходят в строгом соответствии с правилами ФИА (Международной автомобильной федерации) и РАФ (Российской автомобильной федерации). К участию в гонках приглашаются пилоты с действующими гоночными лицензиями, а автомобили-участники полностью соответствуют техническим требованиям, прописанным в регламенте. Все достижения, показанные во время фестиваля, были зафиксированы судьями и переданы в Комитет рекордов РАФ для рассмотрения и последующего утверждения в качестве рекордов. Результаты, показанные участниками на кольцевой трассе в рамках длинных гонок, представлены для регистрации в Книге рекордов России.

В фестивале приняли участие четырнадцать профессиональных пилотов. На их автомобилях – претендентах на рекорды – использовались шины отечественного бренда партнера фестиваля Cordiant. Автомобили Jaguar E-Pace были обуты в шины Cordiant Snow Cross 2, грузовик Ford F-max — в шины Cordiant Professional FR-1 и Cordiant Professional DR-1. В условиях ровного ледяного покрова и высоких скоростей особенно важен контакт шины с поверхностью – без надежного сцепления невозможно разогнаться или удержать машину на пути.

Была проведена колоссальная работа организаторов по подготовке и поддержанию охвата треков записи. В этом году на Байкале было ветрено, байкальский лед регулярно покрывался снегом. Ежедневная уборка льда превратилась в неизбежную рутину, отнимающую много времени и сил. Тем не менее, гладкость покрытия удалось отстоять и все задуманное было сделано.

Соревнования проводились на специально подготовленных трассах, проложенных по льду Байкальского пролива Малого Моря. Место проведения рекордных соревнований выбрали гляциологи, а за экологической безопасностью следили представители национального парка «Заповедное Прибайкалья» и специализированных лабораторий. Соблюдение требований безопасности трассы заверили и одобрили представители Российской автомобильной федерации (РАФ).

Всего было подготовлено два трека. Первая — это прямая 12 880 м для гонок на максимальную скорость, а вторая — кольцевая трасса длиной 8 210 м для установления рекорда средней скорости и 24-часовых гонок.

Самый быстрый МАЗ

В 2022 году фестиваль впервые стал международным. Рев выхлопа 6,5-тонного монстра на огромных шипованных колесах был слышен за километр, а возле проезда раллийной машины трясся лед. Белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» приняла участие в «Днях скорости на льду Байкала», которая привезла свой «боевой» капотный грузовик МАЗ-6440РР, специально созданный для марафона «Дакар».

За рулем известный спортсмен, многократный победитель этапов чемпионата по ралли-рейдам, руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. Созданный для песков Дакара, грузовик ничуть не хуже смотрелся на льду Байкала. На тренировках МАЗ показал максимальную скорость 203 км/ч. Во время официальных попыток его средняя скорость на трассе превышала 191 км/ч. На Байкале очень часто природа вносит негативный вклад в конечный результат. К сожалению, так произошло и в этой гонке – встречный ветер на прямой не оставил белорусской команде шансов повторить результат тренировки.

Андрей Леонтьев (LAV Racing) и Сергей Вязович (МАЗ-СПОРТавто)

Главный вдохновитель и организатор соревнований, 18-кратный чемпион России Андрей Леонтьев в этом году выступил в необычной дисциплине – установил рекорд скорости на электромобиле Audi E-tron Sportback S. На дистанции 1 километр при старте с разбега Андрей показал среднюю скорость более 205 км/ч, максимальную — 209 км/ч, а при старте с места — более 116 км/ч. Эти выдающиеся показатели были достигнуты благодаря единственно доступному «тюнингу» автомобиля прямо во время гонки — складывающимся зеркалам, значительно улучшающим аэродинамику Audi E-tron.

Audi e-tron Sportback S

Но не только обычные автомобили выезжают по льду Байкала в рамках Дней скорости. Картовщики стали традиционными участниками фестиваля. Мария Леонтьева и Станислав Лыжин снова штурмовали нынешнее выступление — на Rotax 125 без нагнетателя и EM 125 соответственно.

Скоростные заезды по байкальскому льду, даже очищенному от снега и подготовленному, — настоящее испытание для картингового пилота. Мороз, колеса малого диаметра и неровности поверхности (лед никогда не бывает идеальным, плюс следы шипов от предыдущих гонок), сверхчувствительный «руль», пронизывающий ветер, летящая в лицо ледяная стружка и снег, капризы техники в нестандартных условиях … Одним словом, байкальский картингист — это особый класс пилотов, «белая кость» этого вида спорта.

Тем не менее, несмотря на сильный ветер на обратном пути, Мария Леонтьева улучшила прошлогодний результат при старте с ходу. Средняя скорость превышала 124 км/ч, а максимальная достигала 130 км/ч.

Станислав Лыжин, справившись с многочисленными техническими проблемами автомобиля, в своей рекордной попытке при трогании с места превысил скорость 91 км/ч. Его максимальная скорость при попытке движения в одной из гонок составила 136 км/ч! Этот выдающийся результат был получен после долгого «колдовства» над настройками двигателя, его температурным режимом и передаточным числом.

В категории легковые автомобили москвич Александр Лобачев (команда Level Performance) лишь немного не дотянул до заветной планки в 300 км/ч. Пилоты дважды преодолели этот рубеж на льду Байкала в 2021 году, но в этот раз Александр на Lamborghini Urus разогнался лишь до 299 км/ч. А это заявка на новый национальный рекорд в классе. Тем не менее Александр стал самым быстрым пилотом юбилейного десятого фестиваля.

Тарас Тюриков из Нижнего Новгорода из команды GAT Racing отличился на дистанции 1 км с места — на своей Audi R8 GTT он показал среднюю скорость 117 км/ч, а на 1 км с ходу — его средняя скорость здесь превысила 269 км/ч. В одной из гонок Тарас показал среднюю скорость 124 км/ч при старте с места, что является абсолютным лучшим показателем в истории ледовых рекордов скорости в России.

Еще один грузовик, Ford F-Max, провел большую программу различных рекордов по льду Байкала. Грозным видом и лязгом шипов он не впечатлял, но особенно ценен был именно тем, что это был совершенно стандартный тягач, от которого на время гонок просто отцеплялся стандартный грузовик. Серийный трактор, обутый в шины Cordiant Professional FR-1 и Cordiant Professional DR-1, пилотировал Андрей Леонтьев. Он улучшил прошлогодние достижения на дистанции 1 км с ходу — средняя скорость превысила 135 км/ч, а максимальная достигла 140 км/ч, что значительно больше, чем на аналогичной машине 2021 года, и к тому же это абсолютный мировой показатель скорости для серийных грузовиков на льду.

Форд Ф-Макс

Постоянная участница фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» Мария Мельникова совершила рекордные попытки на дизельном автомобиле Jaguar E-Pace, также обутом в шины отечественной марки Cordiant.

В попытке с ходу Мария превысила скорость 198 км/ч, а максимальная составила 202 км/ч. А это уж точно претензия на обновление рекорда в классе.

24 часа Байкала

Все, о чем мы говорили, происходило на прямом шоссе. Пришло время поговорить о том, зачем было построено 8-километровое кольцо по льду Байкала. Десятый фестиваль «Дни скорости на льду Байкала» стал первым соревнованием в истории автоспорта, в ходе которого была предпринята попытка установить рекорд скорости для грузовиков на обледенелой 500-километровой дистанции. Пилоты машин, в свою очередь, пытались побить рекорд 24-часовой гонки прошлого 2021 года на том же кольце.

Здесь необходимо сделать отступление и рассказать, почему мы не говорим о самом рекорде, а все время употребляем термин «покушение»? Дело в том, что эти попытки станут рекордными только после регистрации в Федерации автоспорта России. Идет процесс регистрации, все материалы отправлены, но пока все наши достижения — это только зарегистрированные попытки.

Итак, Ford F-Max стал первым в истории грузовым марафоном на льду. За рулем трактора многократный победитель соревнований России и Европы по ралли, чемпионка России по ралли Илона Накутис, многократный чемпион России по ралли-рейдам Евгений Павлов, восьмикратный рекордсмен России по автоспорту Максим Леонов и неоднократный призер ралли-рейдов России. рейд чемпионатов и рекордсмен Автоспорта России Андрей Леонтьев.

Андрей Леонтьев

Невероятно скользкую и изобилующую поворотами 500-километровую дистанцию ​​Ford F-Max преодолел за 6 часов со средней скоростью 91 км/ч. Лучшее время круга составило 4 минуты 35,7 секунды. За обычными, на первый взгляд, цифрами скрывается пилотирование на грани возможного стандартного тягача по голому льду на серийной дорожной резине. Такие экстремальные эксперименты, проводимые в рамках Дней скорости на льду Байкала, дают бесценную информацию создателям как автомобильной техники, так и шин, а это напрямую работает на повышение безопасности дорожного движения.

Традиционно последним соревнованием в рамках Фестиваля стала 24-часовая гонка по 8-километровому кольцу на двух Jaguar E-Paces — бензиновом и дизельном, обутых в шины Cordiant Snow Cross 2. Машины пилотировали два экипажа, в составе которых шесть человек: Андрей Леонтьев, Максим Леонов, Илона Накутис, Илья Кашин, Михаил Тюрин и Алексей Павлин.

За сутки Jaguar E-Pace с бортовым номером 17 смог преодолеть расстояние 2228,6 км. При этом его средняя скорость составила 84,4 км/ч, что не так много по сравнению с другим автомобилем. Причиной этого стали технические проблемы, связанные с обледенением коробки передач из-за попадания снега на ее датчики. Механикам пришлось потратить много времени и сил, чтобы прогреть машину, растопить лед и выпустить кроссовер обратно на трассу. Тем не менее, дизельный Jaguar E-Pace показал хорошую среднюю скорость на круге 131,9 км/ч, а лучшее время прохождения круга составило 3 минуты 39,6 секунды на участке, за рулем которого находился Максим Леонов.

Второй машине, стартовый номер 13, повезло больше. За день он проехал по льду 2543,8 км, превысил среднюю скорость 105 км/ч и с этими данными попал в претенденты на установление нового рекорда. Лучшая скорость круга бензинового Jaguar E-Pace составила 138 км/ч, а Максим Леонов снова показал лучшее время круга: 3 минуты 29,8 секунды.

Официальным транспортным партнером Фестиваля выступил дистрибьютор марки ГАЗ Группа компаний «Современные транспортные технологии», предоставившая автомобили из новой перспективной линейки «Газель НН». Без таких автомобилей технической поддержки невозможна организация и проведение соревнований – пассажирские версии «Газелей» в режиме маршрутного такси ежедневно доставляли команду Фестиваля от мест проживания до лагеря и обратно, для их целевому назначению, взяв на себя все перевозки, связанные с подготовкой трасс и лагеря, обеспечением скоростных заездов, доставкой еды и многими другими бытовыми вопросами.

Новые Газели, многоместные автобусы и грузовики, оказались в непривычных условиях ежедневного движения по абсолютно гладкому льду при низких температурах, в условиях сильного ветра и снежных заносов. Все автомобили успешно справлялись с поставленными задачами, во многом благодаря продвинутым системам электронных помощников от привычной АБС до противобуксовочной системы, ESP, помощи при старте в гору, датчиков света, дождя и других. Оснащенная полным набором электронных помощников, Газель НН — современный, комфортный и экономичный автомобиль.

Коммерческие автомобили марки ГАЗ прошли разнообразный и очень насыщенный тест-драйв на фестивале в процессе работы, ни разу не подведя организаторов, несмотря на постоянную смену водителей, интенсивную работу и далеко не тепличные условия. Просторный салон и мощные отопители «Газели» особенно оценила судейская бригада, работавшая на удаленных участках трассы. Для них эти автомобили стали удобными мобильными убежищами на все долгие часы соревнований, а особенно во время 24-часовой гонки. /м

Оставить комментарий