Skip to main content

Первые попытки конвертировать Studebakers относятся к 1944 году, и впоследствии их общая концепция, ряд единиц, основные параметры и внешние формы были заимствованы из американского прототипа. Так или иначе, для Советской Армии 2,5-тонный ZIS-151 с задними двухколесными колесами стал первым российским трехосным внедорожником, вошедшим во все типы Советских Вооруженных Сил и стран Варшавского договора. В то же время они служили мобильной опорой для военных надстроек и ракет, впервые разработанных в СССР.

Для этого использовались две бортовые модели с шестицилиндровыми 5,5-литровыми силовыми агрегатами — базовая машина ZIS-151 и ее версия ZIS-151A с передней лебедкой 4,5 тонны, выпускаемая с октября 1948 года. Двигатель ZIS-120 с 92 был установлен на ранние серийные автомобили. и трехместная металлическая кабина с фанерной обшивкой, но в 1950 году они были заменены 95-сильным двигателем ZIS-121 и цельнометаллической кабиной с левым навесным лобовым стеклом.

Серийный ZIS-151 с цельнометаллической кабиной и решетчатой ​​грузовой платформой. 1951 год

Армейский серийный грузовик ЗИС-151А с фронтальной барабанной лебедкой. 1953 год

Комплектация и военная техника на шасси ЗИС-151

Базовые версии ZIS-151 были оснащены деревянными металлическими кузовами с решетчатыми надставками, тентом и скамейками для размещения 16–20 солдат, затемненными фарами и буксирными устройствами для буксировки прицепов и орудий калибра до 150 мм. Вариант ZIS-151D получил экранированное электрооборудование, 110-сильный трактор имел код 121D, а ZIS-151YU был экспортирован в южные страны.

Полноприводный ЗИС-151 с пулеметами и буксируемой пушкой в ​​Народной армии ГДР. 1954 годГрузовики ЗИС-151 с тяжелыми минометами и персоналом на параде в центре Киева

Список наиболее распространенных транспортных средств был сокращен до различных органов с радиосвязью, радиолокационной и полевой ремонтной техникой, но в дополнение к ним были установлены различные заправочные машины, химические и инженерные машины, а также транспортные средства для транспортировки и погрузки ракет. ЗИС-151. Мы уже говорили о знаменитых катюшах в ЗИСах.

Специальные военные автомобили

Первыми после войны в Советской Армии появились жилые каркасно-деревянные фургоны с плоским верхом SK, которые были копиями американских кузовов ST6. В конце 40-х годов на одном из первых заводов по бодибилдингу в Аремкузе были собраны два экспериментальных корпуса, АК-4 и АК-34, с довольно сложной конструкцией с рамой из сосновой балки, металлическими усилителями, теплоизоляцией и стальными панелями для боковых стен. обшивка стен и кровли.

Первый армейский пилотируемый корпус АК-4. 1948 (архив 21 научно-исследовательского института)Деревянная и металлическая коробка кузова АК-34 завода Аремкуз. 1950 год

В начале 1950-х годов Институт Дортранспроект разработал ряд каркасно-металлических зданий той же высоты, но разных размеров, которые затем были собраны военным заводом № 38 из Бронниц Московской области. Это включало средний SN с низким корпусом с колесными нишами в полу рабочего отсека, средне-высокий SV с девятью боковыми окнами и легкий средне укороченный внедорожник без колесных ниш, но с восемью окнами. Они были установлены на сварном подрамнике с рамой из стального профиля и металлической оболочкой. Из них только самое сильное тело SN было произведено на двух механических заводах.

Металлическое шасси с низким SN (архив 21 NIIC)Высокий цельнометаллический фургон CB с дровяной печью. 1951 год

Более удачные и надежные конструкции включали каркасно-деревянные кузова КУНГ-1 с покатой крышей и деревянной рамой, решетчатые окна, боковую распашную дверь и заднюю двойную дверь, которые отличались друг от друга панелями из металлических панелей или деревянных досок,

Металлоконструкции КУНГ-1 на раннем шасси ЗИС-151 с фанерной кровлей. 1952-1953 (архив 21 НИИЦ)

В 1955 году появился легкий KUNG-1L с рамой из сосновых блоков, внешней обивкой из водонепроницаемого картона и внутренней фанеры. В конце 50-х годов родились самые известные металлоконструкции КУНГ-1М с системами жизнеобеспечения.

Модернизированный легкий корпус KUNG-1L с деревянной рамой. 1954-1955 (архив 21 НИИЦ))Серийный герметичный дерево-металлический корпус КУНГ-1М на шасси ЗИС-151 модели 1958 года

Радиосвязь и контроль

Специализация экранированного шасси ZIS-151D с различными корпусами заключалась в мощных ультракоротковолновых радиостанциях, дециметровых радиорелейных системах для трех автомобилей и целой гамме радиолокационных систем, которые были классифицированы в то время.

Радиорелейная станция Р-400 на ЗИС-151Д от группы советских войск в Австрии. 1950 год

Семейство радаров возглавлялось первой советской автомобильной установкой P-3A Pechora для раннего обнаружения самолетов противника. Он был испытан в разгар войны и с 1947 года выпускался в самых простых деревянных кузовах на шасси ZIS-151D.

Радар П-3А «Печора» в деревянном футляре. 1948 (фото автора)

За ним последовал вариант «Волга П-8» на двух ЗИС со специальными фургонами и выносными антеннами на мачтах производства военного завода № 471. Модернизированная версия «Волга-А» П-10 с двумя антенными мачтами и выносными опорами. , была разработка станции П-8. После испытаний КУНГ-1 был принят и перенесен на каркасно-деревянный кузов. Позже в том же фургоне было установлено радиолокационное оборудование R-15 Path с двухсекционным антенным блоком на крыше кузова.

Волга РЛС П-8 на двух автомобилях ЗИС-151Д с кузовами КУНГ-1. 1950 годРЛС 10 раннего предупреждения в задней части КУНГ-1. 1953 год

Сервисные и ремонтные инструменты

После войны наиболее распространенными надстройками на шасси ZIS-151 / 151A были авторемонтные мастерские для технического обслуживания и ремонта военной техники в полевых условиях. Сначала рабочее оборудование размещалось в американизированных кузовах SK с помощью переднего съемного простого крана, но позже они были заменены более прочными каркасно-металлическими конструкциями.

Мастерская по ремонту танков на раннем шасси ЗИС-151 с кузовом СК и передним краном. 1949 год

С 1953 года функционировала военная мастерская по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей VAREM, в которую входили мастерские четырех категорий, различающихся по назначению и оснащению, а рабочее имущество находилось в зданиях СН или КУНГ-1.

Мастерская VAREM SN с металлическим каркасом и двухосным прицепом. 1952 (архив 21 научно-исследовательского института)

Авто Топливный Сервис

Самым простым и необычным средством транспортировки топлива была так называемая канистра. Это был грузовой ЗИС-151 с низкой боковой платформой, в котором на специальных трубчатых стойках было размещено 144 канистры общей емкостью 2880 литров топлива.

Грузовик с канистрами для хранения топливных канистр. 1958 (архив 21 научно-исследовательского института)

Танкер общего назначения АС-4-151 перевозил четыре тысячи литров топлива, но не имел собственного насосного оборудования. Танкер двойного назначения АТЗ-3-151 вместимостью 3300 литров и собственный насос использовался для транспортировки, перекачки и дозаправки фильтрованным топливом практически любого типа мобильной военной техники.

АТЗ-3-151 танкер двойного назначения на шасси ЗИС-151. 1952 год

С 1949 года выпускался довольно сложный военный нефтяной танкер ВМЗ-151 с двумя резервуарами для воды и масла, двумя насосами и котлом для их нагрева.

Многоцелевой военный нефтяной и водный танкер ВМЗ-151. 1949-1952

Химические машины

Вскоре после войны на базе ZIS-151 была изготовлена ​​заправочная станция ARS-12 с эллиптическим стальным резервуаром для поставки 2700 литров оборудования для дегазации и дезинфекции военной техники и оружия. С появлением ядерного и бактериологического оружия началось создание нового оборудования не только для дегазации, но и для дезактивации и дезинфекции местности и военной техники.

Первая АЗС АРС-12 для дегазации. 1952 год

В 1954 году на модернизированной станции ARS-12D появились дополнительные боковые резервуары со специальными жидкостями для очистки местности, дорог и различных зданий.

автомобильный

С появлением мощного вездехода с повышенной грузоподъемностью на ЗИС-151 было создано довольно большое количество инженерных машин для тех времен.

В комплект 15-тонного механизированного моста KMM входили пять вагонов-мостов на шасси ZIS-151A с перегрузочными устройствами, на которых стальные колеи длиной семь метров транспортировались и упаковывались в нужном месте. В течение 60-80 минут они могли бы установить пятипролетный мост длиной 35 метров и шириной три метра.

Мост калибра КММ 1955 года выпуска в Ленинградском артиллерийском музее (фото автора, 1976)

В 1950 году был создан тяжелый понтонно-мостовой флот CCI для организации паромных переправ грузоподъемностью до 70 тонн и строительства мостов на плавучих опорах. Для перевозки всего комплекта было использовано 116 самосвалов ЗИС-151А с непотопляемыми воздухонепроницаемыми понтонами и палубами. Они были запущены по инерции, и для обратной загрузки использовалась обычная автомобильная лебедка. За 25-35 минут флоту CCI удалось собрать 16 паромов или плавучих мостов длиной до 335 метров.

Элемент парка понтонного моста модели CCI 1950 года в экспозиции Артиллерийского музея (фото автора, 1976)

Другое инженерное оборудование на шасси ZIS-151 включало трехтонный армейский кран ADK-III производства Германской Демократической Республики, известный как Bleichert (Блайхерт), одноковшовые экскаваторы DKA-0.25 / 5 со вспомогательным силовым агрегатом спереди или задняя лопата и два запасных колеса под бампером, а также компрессорные станции двойного назначения БКМС-4.

Трехтонный военный автокран ADK-III на шасси ЗИС-151 для советской группировки войск в ФРГ. 1948 годМногоцелевой экскаватор DKA-0.25 / 5 с автономным двигателем и прямой лопатой за работой в ЧехословакииКомпрессорная станция БКМС-4 для привода пневматического рабочего инструмента. 1954 год

Средства транспортировки и погрузки ракет

В 1950-х годах в Советском Союзе транспортные средства ЗИС-151 использовались в качестве транспортных и транспортно-погрузочных машин (ТЗМ) зенитных ракетных систем, а в социалистических странах крупные ракеты для ВВС и ВМФ доставлялись в обычных корпусах для специальные стропильные фермы и стойки.

На параде в Варшаве грузовик ЗИС-151 с крылатой ракетой противокорабельного комплекса «Сопка». 1965 год

Первый советский экспериментальный ТЗМ ПР-11 на шасси ЗИС-151 использовался для перевозки одной зенитной ракеты С-75, которая поражает воздушные цели на высоте до 20 километров, заправляет ее окислителем от собственной энергии и заряда пусковая установка.

Транспортно-погрузочная машина ПР-11 при перемещении ракеты к пусковой установке. 1954 год

Новый зенитный ракетный комплекс TZM PR-11A SA-75 «Двина» был установлен на специальный одноосный полуприцеп с седельным тягачом ZIS-121D, которые были известны военными парадами в Москве. Ракета с дальностью полета 20 километров была установлена ​​на специальном качающемся и подъемном брусе, и ее перевод на пусковую установку осуществлялся в течение одной минуты.

ТЗМ ПР-11А Двинского комплекса на полуприцепе с тягачом ЗИС-121Д на военном параде 7 ноября 1957 г.

На титульном фото — автомобиль ЗИС-151 с серийным многоцелевым кузовом КУНГ-1М в вооруженных силах Чехословакии

Статья: Первые зенитные ракеты на грузовых автомобилях ЗИС-151

Оставить комментарий