Skip to main content

Многие чудеса в этом мире мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, и, возможно, нам не следует этого стыдиться. Прогресс – вещь стремительная, и если мы будем каждый день благодарить его за Интернет, электричество и центральное отопление, никакой жизни не хватит. Но иногда стоит оглянуться назад, чтобы оценить пройденный путь. Взгляните, например, на экспериментальные седаны Mercedes-Benz ESF: для своего времени они были революцией, а сегодня их системы безопасности знакомы каждому автомобилисту. Разве что за исключением владельцев «батонов».

В конце шестидесятых стало ясно, что шутки с охраной закончились. На дорогах было не просто много машин, эти машины были еще и невероятно быстрыми. Результатом является неуклонный рост серьезных и смертельных несчастных случаев: только в США в 1966 году погибло более 50 тысяч человек, хотя пятью годами ранее эта печальная цифра составляла 36 тысяч. В результате Министерство транспорта США выступило с инициативой по созданию экспериментальных безопасных транспортных средств — ESV, Experimental Safety Vehicle.

Десятилетия спустя инженеры Mercedes-Benz вернулись к серии ESV — Experimental Safety Vehicle. На переднем плане — концепция ESF 2009.
Мерседес Бенц

В 1970 году прошла международная конференция, на которой были объявлены целевые стандарты. Водителю и пассажирам предстоит пережить удары спереди и сзади со скоростью 80 км/ч, а также боковой удар со столбом на скорости 20 км/ч. Кроме того, контакты до 16 км/ч не должны оставлять видимых повреждений на теле, а ремни безопасности должны быть автоматическими – ведь водители не захотят пристегиваться.

К участию были приглашены все желающие (конечно, не бесплатно) и многие компании приняли вызов. В последующие годы прототипы ESV появились у Volvo, Toyota, Nissan, Renault и других компаний, но Mercedes-Benz выступил с большим размахом, чем кто-либо другой: в Штутгарте построили не одну и не две, а целых 35 экспериментальных моделей! Большинство из них выполнили свой долг в краш-тестах, но некоторые стали достоянием общественности – и дошли до наших дней.

«Катапульта» в музее Mercedes-Benz в Штутгарте: с ее помощью автомобили, прошедшие краш-тесты, разгонялись до необходимой скорости
Андрей Моторов«Катапульта» в музее Mercedes-Benz в Штутгарте
Андрей МоторовСедан W110 на ударных испытаниях
Мерседес Бенц

Чтобы понять причины такого энтузиазма, нужно углубиться в историю: еще в 1939 году в Mercedes-Benz пришел талантливый инженер Бела Бареньи, одержимый автомобильной безопасностью. После войны в Штутгарте началась полноценная исследовательская программа, которая почти сразу начала приносить реальные плоды.

Желтый Mercedes W111 – пионер в дизайне деформируемых зон кузова
Мерседес Бенц

В 1953 году серийный «Понтон» W108 получил кузов с усиленной пассажирской капсулой и специальными замками, предотвращающими распахивание дверей при ударе – и в 1959 году началось производство модели W111 «Heckflosse». Панели в салоне закруглены, чтобы случайно не поранить гонщиков, но самое главное, в конструкции впервые предусмотрены сдавливаемые зоны, поглощающие энергию удара.

Мерседес Бенц

Тогда же на заводе в Зиндельфингене начались регулярные краш-тесты, а спустя 10 лет немцы создали специальный отдел, анализирующий реальные аварии. Словом, участие в программе ESV было максимально логичным. И символично, что вторая конференция прошла в Зиндельфингене.

Редкое фото: ранний прототип ESF 03, 1971 г.
Мерседес Бенц

26 октября 1971 года перед участниками предстал экспериментальный прототип ESF 05 — кстати, эта аббревиатура означает то же, что и ESV, но по-немецки: Experimental Sicherheits Fahrzeuge. Эстеты схватились за душу: спереди и сзади элегантного седана W114 появились мультяшно огромные бамперы из эластичного материала, внутри которых были встроены гидравлические амортизаторы. Но вопросы красоты здесь имели даже не второстепенное значение – они совершенно не волновали создателей. Главное было то, что было внутри.

ЕСФ 05
Мерседес БенцЕСФ 05
Мерседес БенцЕСФ 05
Мерседес Бенц

ESF 05 получил усиленную конструкцию кузова, ABS, трехточечные инерционные ремни безопасности на всех сиденьях, накладки из мягкого полиуретана на панелях, до которых человек при аварии может дотронуться, педали со скругленными краями, ламинированные стекла, систему контроля исправность лампочек в стоп-сигналах и поворотниках, а также дворников на фарах и заднем стекле. Все или почти все это уже давно стало нормой, но тогда это было использовано впервые – по крайней мере, на той же машине.

Еще важнее то, что ESF 05 был оснащен подушками безопасности не только для передних пассажиров, но и для задних. Их пришлось встроить в спинки передних сидений, а чтобы сохранить достойное «Мерседеса» пространство во втором ряду, колесную базу удлинили на 10 сантиметров — ведь сами сиденья оказались гораздо толще. чем стандартные, и весили они 63 кг вместо обычных шестнадцати. В общей сложности ESF 05 оказался тяжелее серийного W114 на целых 665 килограммов!

Мерседес-Бенц ЕСФ 13
Мерседес БенцМерседес-Бенц ЕСФ 13
Мерседес БенцМерседес-Бенц ЕСФ 13
Мерседес БенцМерседес-Бенц ЕСФ 13
Мерседес Бенц

Понятно, что о производстве в таком виде не могло быть и речи, но Mercedes-Benz уж точно не хотел ограничиваться рамками экспериментальной четырехколесной лаборатории: целью было рано или поздно довести технологию до конвейера. . Поэтому на следующей конференции ESV, которая прошла весной 1972 года в Вашингтоне, дебютировала модифицированная версия под названием ESF 13. Весил он еще больше – плюс 705 кг к оригиналу – но бамперы выступали не так сильно. Если ESF 05 был на 655 мм длиннее обычного W114, то габариты новой модели увеличились всего на 550 мм при той же ударопрочности.

ESF 13 в музее Mercedes-Benz
Мерседес Бенц

Но главный прорыв произошел год спустя. Весной 1973 года на четвертой конференции в Киото был представлен Mercedes-Benz ESF 22, построенный на базе новейшего флагмана W116. Знатоки сразу отметят нестандартную переднюю часть, и будут правы: она позаимствована у модели SL R107. Все дело в решетке радиатора: на SL она не такая монументальная, меньше выдается вперед, а значит, потенциально менее опасна для пешеходов.

Мерседес Бенц

С этой же целью вся передняя маска покрыта эластичным материалом, а фары (с омывателями и очистителями, разумеется) утоплены внутрь корпусов. Принципиальных отличий в наборе систем безопасности, по сути, не было – разве что ремни теперь имеют преднатяжители. Важнее другое: в Штутгарте перестали ориентироваться на исходные требования ESV и начали всерьез задумываться о серийном производстве. Поэтому максимально допустимую скорость удара сократили с 80 до более реальных 65 км/ч – а прирост массы и габаритов составил почти приемлемые 287 кг и 280 мм.

Мерседес БенцМерседес БенцМерседес БенцМерседес БенцМерседес БенцМерседес БенцМерседес Бенц

Наконец, летом 1974 года миру был явлен ESF 24 – уже со знакомым лицом W116 и в целом почти неотличимый от оригинала. Вес был уменьшен почти еще на один центнер, отрезано полтора сантиметра длины – и на этом миссия выполнена. В сводном отчете об испытаниях 1975 года говорилось: «С ESF 24 проект подходит к завершению, поскольку автомобиль представляет собой лучший компромисс между первоначальными требованиями ESV и нашими серийными моделями».

ЕСФ 24
Мерседес БенцЕСФ 24
Мерседес БенцЕСФ 24
Мерседес БенцЕСФ 24
Мерседес Бенц

Ведь за четыре года инженеры Mercedes-Benz прошли долгий путь от неуклюжего и тяжелого ESF 05 до элегантного ESF 24 – и сумели сохранить практически все оригинальные идеи. Остальное уже история: в 1978 году «трехлучники» первыми в мире установили ABS на серийный W116, а в 1981 году предложили для W126 невиданную ранее опцию — работающую совместно водительскую подушку безопасности. с преднатяжителем ремня.

Mercedes-Benz ESF 2009 года на базе S 400 Hybrid (W221) продемонстрировал некоторые системы безопасности W222 S-класса. Например, подушки безопасности в ремнях безопасности.
Мерседес БенцКонцепт ESF 2019, основанный на GLE текущего поколения, уже полностью взаимодействует с другими автомобилями и дорожной инфраструктурой.
Мерседес БенцНа его примере понятно, какие функции могла бы иметь машина скорой помощи ближайшего будущего. Роль ESF 2019 — не просто быть абсолютно безопасным автомобилем, но и создать безопасность вокруг себя.
Мерседес Бенц

Говорить о том, как это изменило автомобильную промышленность, будет излишним – и подсчитать количество спасенных жизней совершенно невозможно. Но в следующий раз, когда вы сядете за руль, вы сможете вспомнить добрым словом всю программу ESV – и немецких инженеров в частности. /м

Оставить комментарий