Skip to main content

Чем глубже погружаешься в историю Ситроена, тем больше начинаешь верить в существование инопланетян. Все эти инженерные и дизайнерские изыски – это не просто творчество или желание делать что-то не так, как другие. На такое способны только принципиально разные формы жизни – когда никто не смотрит, они перестают притворяться, сбрасывают человеческую оболочку и расслабляют щупальца, издавая блаженное «кр-ух». Не верите мне? Тогда вот вам доказательство — концепт Citroen Activa 1988 года!

К концу восьмидесятых, спустя более 30 лет после дебюта DS, гидропневматика все еще оставалась экзотикой для автомобильного мира. Более-менее полностью ее приручить удалось только Mercedes-Benz – и тогда речь шла о дорогом варианте для S-класса в кузовах W116 и W126, а Citroen устанавливал эту волшебную подвеску даже на доступные GS и BX. Но зачем останавливаться на достигнутом, если остановиться нельзя? Особенно на пороге цифровой эры.

citroenorigins.fr

В воздухе витала идея адаптивной системы, которая бы на ходу подстраивалась под дорожные условия: почему бы не напичкать машину датчиками, которые собирают информацию о том, как и куда она едет, — а дальше компьютер будет решать, что с ней делать. это? Причем у Citroen уже была эта функция в самом простом, аналоговом виде – DS с самого начала умел поддерживать постоянный дорожный просвет за счет регулирования давления в гидросистеме.

А вот обтекаемый седан Activa с «суицидальными» задними дверями оказался куда умнее. Во-первых, он автоматически менял дорожный просвет в зависимости от ситуации. Все довольно просто: цепляемся за спидометр, по мере увеличения скорости уменьшаем мощность гидронасоса, чтобы машина прижималась к асфальту — а при остановке и открытии двери, наоборот, увеличиваем давление до поднять корпус и облегчить выход.

citroenorigins.fr

Еще неплохо бы изменить жесткость подвески – чтобы к потрясающему ситроеновскому комфорту добавилось какое-то хладнокровие в поворотах. Решение и здесь оказалось не слишком сложным, но изящным: если у обычных дорожных Ситроенов была по одной амортизирующей азотно-гидравлической сфере на каждое колесо, то у Актива появилось еще две — на всю переднюю и заднюю ось.

Подключаем их — машина едет плавнее, разъединяем — становится туже. Причем водитель мог либо выбрать спортивный режим вручную, либо довериться автоматике – и тогда переключение происходило в зависимости от угла поворота рулевого колеса, скорости и уровня вертикальных колебаний кузова.

citroenorigins.frcitroenorigins.frcitroenorigins.frcitroenorigins.frcitroenorigins.frcitroenorigins.fr

Следующий шаг — борьба с креном, который у гидропневматических Ситроенов достигал весьма нескромных значений. Здесь снова пришли на помощь те самые сферы: к ним инженеры подключили специальные гидроцилиндры, соединенные со стабилизаторами поперечной устойчивости. Пока автомобиль едет прямо, азот в сфере сжимается, позволяя стабилизатору свободно перемещаться относительно подвески, не уменьшая его хода. Но как только специальный датчик фиксирует наклон тела более чем на 0,5 градуса, сфера моментально выключается, конструкция становится жесткой, и крен исчезает. Совсем!

citroenorigins.fr

Со стороны это выглядело настоящим волшебством – ни одна дорожная машина в мире не могла этого сделать. Но инженеры Citroen решили, что останавливаться на достигнутом пока рано. Японские компании могут похвастаться сложными полностью управляемыми шасси? Итак, поступим по-своему – только без дурацких компромиссов, когда угол поворота задних колес составляет всего пару градусов. Пусть они рулят так же активно, как и передние! Все, что вам нужно сделать, это присоединить к каждому из них гидропривод и электродвигатель, которые по команде компьютера будут создавать необходимое давление.

citroenorigins.fr

А поскольку компьютер уже придумывает, куда и как повернуть задние колеса… Правильно, ничто не мешает ему точно так же управлять передними колесами! Долой рейку и рулевой вал, сделаем полноценную систему дистанционного управления, как в самолетах. А, поскольку вместо руля у нас джойстик, то сделаем его прямоугольным, а максимальный угол поворота ограничим 60 градусами, чтобы водитель вообще не помнил о перехватах.

В результате немаленький (4750 мм) седан с невероятной легкостью въезжал даже в тесные парковочные карманы, был способен развернуться на пятне диаметром всего 9 метров, а при желании можно было включить «режим краба» — как у современного GMC Hummer EV и некоторых других электромобилей.

citroenorigins.fr

Да-да, одна из особенностей Активы дошла до серийного производства лишь спустя более 30 лет — и даже сейчас остаётся экзотикой. Настоящего «руля по проводам» до сих пор нет ни у кого, кроме Infiniti Q50, а активные стабилизаторы не на каждой машине встретишь. Представляете, как все это выглядело в 1988 году?

citroenorigins.frcitroenorigins.fr

В остальном концепция была не такой уж чуждой, но все же нашла, чем удивить. Здесь вам и электродвери, и проекционный дисплей, и ЖК-центральный экран с навигацией (на дискетах!), и автоматически регулируемый задний спойлер, и необычная передняя оптика с парой фонариков и сложной системой зеркал, как в некоторые современные светодиодные фары.

А самое главное, что Activa была не шоу-каром, а полноценной моделью с трехлитровым двигателем V6 мощностью 220 лошадиных сил и полным приводом. Она могла делать все, о чем говорилось в пресс-релизе, и задумывалась именно как четырехколесная испытательная лаборатория серийных технологий.

citroenorigins.fr

Так, всего через год в продажу поступил флагманский Citroen XM с регулируемой подвеской Hydractive, а в 1995 году появилась Xantia Activa, где была реализована система подавления крена. Справедливости ради, она не первая в мире: еще в 1990 году Toyota предложила опцию Active Control Suspension для Celica, а затем и для большого купе Soarer. Но там это было реализовано иначе, через четыре гидравлические стойки – по аналогичному пути инженеры Mercedes-Benz пойдут при создании системы Active Body Control для модели CL (C215).

Ситроен ХМ, 1989 г.
СитроенСитроен ХМ 3.0i V6
СитроенСитроен ХМ 3.0i V6
СитроенСитроен ХМ 3.0i V6
СитроенСитроен Ксантия Актива
СитроенСитроен Ксантия Актива
СитроенСитроен Ксантия Актива
Ситроен

И опять же речь идет об элитном Мерседесе и крайне нишевых Тойотах: Celica со стабилизатором поперечной устойчивости было выпущено всего в 300 машинах, а Soarer с такой опцией заказали всего 864 покупателя. Для сравнения, Xantia Activa имеет более 18 тысяч единиц и до сих пор имеет непобитый рекорд скорости в «лосином тесте» шведского журнала Teknikens Värld — 85 км/ч. Даже современные суперкары не смогут обогнать ничем не примечательный на вид хэтч!

А вам не кажется, что французы каким-то образом распорядились потенциалом концептуальных Активов… Бездарно? Если да, то вы так не думаете. Дело в том, что машина действительно должна была пойти в серию – пусть и в несколько упрощенном виде. В 1990 году на Парижском автосалоне блистало элегантное купе Activa 2 — формально в статусе прототипа, но уже на платформе XM и вообще без решений, непригодных для конвейера.

Ситроен Актива 2, 1990 г.
citroenorigins.fr

Конечно, пришлось распрощаться с компьютерным рулевым управлением и полностью управляемым шасси – но остальное осталось: адаптивная подвеска с активными стабилизаторами, цветной ЖК-экран на передней панели и аэродинамический кузов с коэффициентом лобового сопротивления 0,28, что прилично и по сей день. Второго Актива даже прокатили журналисты, которые были в полном восторге – и казалось, что фантастический SM из семидесятых вот-вот получит достойного наследника…

citroenorigins.frcitroenorigins.fr

Но в последний момент французы сдались. Видите ли, эти потрясающие ребята, которые только и делали, что бросали вызов всему миру, вдруг начали сомневаться – хватит ли у нас имиджа, чтобы конкурировать с производителями дорогих купе? Что, если общественность не поймет, что, если такую ​​необычную машину никто не купит, а что, если идея окажется убыточной? И было бы хорошо, если бы они продолжили идти по прагматичному, осторожному пути, но нет – через 15 лет в продажу поступит совершенно неземной флагман C6, который будет стоить столько же, сколько Mercedes-Benz или BMW и, следовательно, окажется быть полным провалом. Мы говорим об инопланетянах! /м

Оставить комментарий